СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад из опыта работы на тему: "Методика устранения ошибок при освоении техники брасса"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад из опыта работы на тему: "Методика устранения ошибок при освоении техники брасса"»

Тренер-преподаватель по плаванию

МОАУДО СШ №3 г. Райчихинска

С.А. Усольцева

Выступление на методическом совете 26.12.2023 года

«Методика устранения ошибок при освоении техники брасса»


Специфика техники брасса определяет и особенности ее изучения, и в пер­вую очередь обучение последовательно выполняемым одновременным и симметричным движениям, когда ноги после гребка руками подтягиваются и выполняют гребок одновременно, удерживая пятки на одном уровне. Фикса­ция исходного положения (паузы) в каждом цикле строго обязательна.

На первом занятии при освоении техники брасса предварительно проводится обязательная демонстрация способа, желательно квалифицированным исполнителем, сопровождающаяся характеристикой технических особенностей. Изучение брасса, как и любогодругого способа плавания, начинается с попытки плыть в полной координа­ции. Это позволяет тренеру выявить, как умеющих плавать брассом, так и склонных детей к симметричной работе ногами. Уже на первых занятиях обучения узанимающихсявидны основные ошибки и определяются пути, спо­собы и последовательность их устранения.

На начальной стадии обучения этому способу плавания ошибки условно можно разделить на четыре группы, которые выявляются тренером только в результате наблюдений за многократными попытками плавания в полной ко­ординации.

Первая группа ошибок — при плавании в полной координации нет пау­зы между циклами; неправильная координация движений — руки и ноги ра­ботают не последовательно, а одновременно; широкий и длинный гребок руками; голова над водой, выдох выполняется не в воду.

Вторая группа — слишком узкое разведение бедер; стопы (стопа) повер­нуты внутрь и при гребке «прокалывают» воду; колени не разводятся; «поддельфинивание» вместо гребка.

Третья группа — колени разводятся широко; стопы сближены и поверну­ты внутрь, опора об воду не создается («нечем толкаться»); движения несим­метричны.

Четвертая группа ошибок — ноги подтягиваются не одновременно, одна стопа выше другой и повернута внутрь; гребок ногами выполняется по раз­ным траекториям; стопы (стопа) повернуты внутрь и имеют различные от­клонения («кривой брасс»).

Получив сведения об ошибках обучающихся,тренер распределяет их по подгруппам. В одну подгруппу обязательно выделяются дети, умеющие плавать брассом и склонные к симметричной работе ногами. Ос­тальные обучающиеся распределяются в зависимости от допускаемых ошибок. Во вторуюподгруппу включаются дети, имеющие недостатки первой, вто­рой и третьей групп, в третью — имеющие недостатки первой и четвертой групп. При этом во второе отделение попадают ребята с ошибками первой группы, но выполняющие движения симметрично, а в третье отделение — с асимметричными движениями.

Разработанные комплексы подготовительных и имитационных упраж­нений, сгруппированных по их преимущественному воздействию на устра­нение конкретных ошибок.

Комплекс упражненийдля устранения первой группы оши­бок.

На суше:

  1. Стоя, имитация брасса, но вместо гребка ногами выполняется приседание с разведением коленей.

  2. Стоя в наклоне,имитация брасса. Гребок ногами имитируется одной ногой(попе­ременно левой, правой).

  3. Из положения стоя: на счет 1 — гребок руками, пауза, 2 — приседание, разводя колени, пауза и т. д.

  4. Стоя, руки вперёд-в стороны. Сводя и разводя руки, выполнять растянутые го­ризонтально «восьмерки». Руки вначале прямые, затем согнутые в лок­тевых суставах, ладонь все время в наклонном положении в направлении движения.

  5. Стоя в положении наклона. Гребки руками брассом, сразу поворачивая кисть в наклонное положение.

В воде:

    1. Плавание брассом в полной координации.

    2. Плавание брассом раздельно: гребок руками— пауза, гребок ногами — пауза и т. д.

    3. Стоя на мелком месте, присесть и выполнить упражнение 4, освоен­ное на суше, меняя глубину погружения рук.

    4. Те же движения, но тело в группировке («сидеть на стуле»), стопы не ка­саются дна.

    5. Стоя на мелком месте, руки на пояс, пятки вместе, носки врозь (пре­дельно). Приседания, разводя колени; при полном погружении в воду выпол­нять выдох.

    6. То же, но, вставая, отталкиваться одновременно пятками, пальцы ног раз­вести; выпрыгивать повыше, не наклоняться.

    7. То же, что в упражнении 5, но помогая выполнению упражнения движе­ниями руками «восьмерками».

8.Плавание брасом, работая только руками, ноги выпрямлены, пятки вместе, носки в стороны и «на себя» (на задержкедыхания, в согласовании с дыханием).

Комплекс упражнений дляустранениявторой группы ошибок.

На суше:

1.Стоя, пятки вместе, носки врозь предельно. Приседания, разводя колени.

2.Сидя, ноги выпрямлены, пятки вместе носки в стороны. Круговые дви­жения стопами, не отрывая пятки от пола.

3.И. п. как в упражнении 2. Разведение и сведение прямых ног, стопы все время «на себя», пальцы разведены,

4.И. п. как в упражнении 2. Сгибание и разгибание ног, разводя ко­лени, пятки вместе и на опоре, стопы «на себя», пальцы разведены.

5.Лежа на краю гимнастической скамейки. Взяться руками за пальцы ног и оттянуть их в стороны и «на себя», колени немного сблизить, держать.

6.И. п. как в упражнении 5. Упереться ногами в стену (щит) и при­нять положение перед гребком.

В воде:

1.Лежа на груди, руки вверху, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь, лицо опущено в воду, дыхание задержано. Разводить и сводить прямые ноги, стопы предельно в стороны и «на себя». При сведении пятки соединять.

2.Скольжение на груди, руки вверху, пятки вместе, носки в стороны и «на себя», пальцы разведены, дыхание задержано.

3. То же, но стопами выполнять движения «на себя», «от себя», круго­вые движения внутрь, наружу.

4. Скольжение на груди, руки вверху. Разводить и сводить прямые ноги, сто­пы разведены предельно в стороны и «на себя». При сведении пятки соединять, держать.

5. То же, но в конце сведения ног выполнять захлестывающие движения стопа­ми, пятки вместе. Перед очередным разведением стопы вновь в положе­ние «на себя».

6.Скольжение на груди,руки вверху,удерживая стопы в стороны и на «себя».

8. Выполнить упражнение «поплавок». Когда тело всплывает, взяться за пальцы ног, как в упражнении 5 на суше, голова слегка приподнята, смотреть вперед, держать.

9. Плавание брассом, работая только руками, ноги выпрямлены, пятки вместе, носки в стороны и на себя (на задержкедыхания, в согласовании с дыханием).

10.Плавание брассом, работая только руками (на задержкедыхания, в согласовании с дыханием), прямые ноги разводятся и сводятся, стопы «на себя», пятки соединять, держать.

11.То же, но руки в исходном положении выполняют хотя бы кратковре­менную паузу.

12.Плавание брассом, но ноги выполняют следующее: пятки вместе, нос­ки в стороны и «на себя» — подтягивание и выпрямление ног, колени в сторо­ны, пятки не разводить — пауза.

13. На спине, руки прижаты к туловищу. Движения ногами брассом.

Комплекс упражненийдляустранениятретьей группы ошибок.

На суше:

1. Сидя, ноги выпрямлены, пятки вместе, носки в стороны. Разведение го­леней, колени имеете, носки «на себя», пятки от опоры не отрывать.

2.Стоя, ноги шире плеч, стопы врозь. Приседания, сводя колени.

3.Лежа на краю гимнастической скамейки. Взяться руками за пальцы ног, оттянуть их в стороны и «на себя», колени немного сблизить, дер­жать.

4.И. п., как и в упражнение 3(на задержкедыхания, в согласо­вании с дыханием). Упереться ногами в стену (щит) и при­нять положение перед гребком, держать.

В воде:

1.Скольжение на груди, руки вверху, пятки вместе, носки в стороны и «на себя», пальцы разведены, дыхание задержано.

2.То же, но стопами выполнять движения «на себя», «от себя», круго­вые движения внутрь, наружу.

3.То же, что в упражнении 4 на суше, но удерживаясь за край пенного корытца. Плавно оттолкнуться и скользить.

4.То же, но в положении на спине. Плавно оттолкнуться и скользить, сведя ноги и удерживая стопы в стороны и «на себя».

5.Упражнение «поплавок». Когда тело всплывет, взяться за пальцы ног, как в упражнении 3 на суше, голову слегка приподнять, смотреть вперед, держать.

6.Плавание брассом, работая только руками, ноги выпрямлены, пятки вместе, носки в стороны и «на себя» (дыхание задержано или в согласовании с ды­ханием).

7.Плавание брассом, но гребок ногами выполняют только голени, колени вместе, стопы все время «на себя».

8.На спине, руки прижаты к туловищу. Движения ногами брассом.

Комплекс упражненийдляустранениячетвертой группы ошибок.

На суше:

1.Сидя, ноги выпрямлены, пятки вместе, носки в стороны. Круговые дви­жения стопами, не отрывая пятки от пола.

2.То же, но разведение и сведение прямых ног, стопы все время «на себя», пальцы раз ведены.

3.То же, но сгибание и разгибание ног, разводя колени. Пятки вме­сте и на опоре, носки «на себя», пальцы разведены.

4.То же, но разведение голеней, колени вместе, носки «на себя». Пят­ки от опоры не отрывать.

В воде:

1.Стоя, пятки вместе, носки врозь (предельно). Приседания, разводя колени. При погружении выполнять выдох в воду.

2.То же, но, вставая, отталкиваться пятками одновременно, пальцы ног раз­ведены, выпрыгивать повыше.

3.То же, что в упражнении 1, но помогая выполнению упражнения дви­жениями руками «восьмерками».

4.Лежа на груди, руки вверху, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь, лицо опущено в воду, дыхание задержано. Разводить и сводить прямые ноги, сто­пы предельно в стороны и «насебя». При сведении пятки соединить, держать.

5.Скольжение на груди, руки вверху, пятки вместе, носки в стороны и «на себя», пальцы разведены, дыхание задержано.

6.То же, но стопами выполнять движения «на себя», «от себя», кру­говые движения внутрь, наружу.

7.Скольжение на груди, руки вверху. Разводить и сводить прямые ноги, стопы предельно в стороны и «на себя». При сведении пятки соединить, держать.

  1. То же, но в конце сведения ног выполнять захлестывающие движения стопами, пятки вместе. Перед очередным разведением стопы вновь в положе­нии «на себя».

  2. Выполнить упражнение «поплавок». Когда тело всплывает, взяться за паль­цы мог и оттянуть стопы стороны и «на себя», голову слегка приподнять, смотреть вперед. Держать, сколько позволит задержка дыхания.

  3. Плавание брассом, работая только руками, ноги выпрямлены, пятки вместе, носки в стороны и «на себя» (на дыхание задержкедыхания , в согласовании с дыхани­ем).

  4. Плавание брассом, работая только руками (на дыхание задержкедыхания , в согласовании с дыхани­ем), прямые ноги вместо гребка разводятся и сводятся, сто­пы «на себя», пятки соединять, держать.

  5. То же, но руки в исходном положении выполняют кратковре­менную паузу.

  6. Плавание брассом, но ноги выполняют следующее: пятки вместе, носки в стороны и «на себя». Подтягивание и выпрямление ног, колени в стороны, пятки не разводить — пауза.

  7. На спине, руки прижаты к туловищу,движения ногами брассом.

Практика показала, что детям, умеющим анализировать собственные движения, управлять ими, достаточно 2 - 3 упражнений одного методическо­го приема для исправления первоначальной ошибки. Напротив, другим, хотя и добросовестно выполняющим все рекомендованные упражнения, требуется длительное время, чтобы понять суть изучаемого движения, устранить ошибку. В том случае упражнения следует повторять, варьировать, применять наиболее доступные методические приемы.

Методические рекомендации:

1.Обучающиеся должны ясно представлять, чему их учат, что и в какой последовательности они должны делать, какое положение придавать той или иной части тела и для чего.

2. При работев воде постоянно удерживать кисть в наклонном положении, что позволяет ощущать действие подъемной си­лы.Независимо от степени владения техникой брасса, развитие координации движений и склонностей к симметричной работе (выполнение движений нога­ми) упражнения «Горизонтально растянутые «восьмерки» не суше и в воде» выполняют все занимающиеся.

3. На суше особое внимание уделять показу, объяснению и выполнению упраж­нения «Стопа в сторону (продольно) и «на себя».

4. После каждого упражнения с задержкой дыхания обязательно выполнять многократные выдохи в воду. Целесообразно согласовывать их с движениями руками «восьмерками» и отталкиваниями пятками от дна.

5.После изучения одного-двух подготовительных упражнений в зависимости от существа допускаемых ошибок (незначительные, большие и т. д.) обязатель­но давать плавание в полной координации, ибо только в этом случае можно определить степень их влияния на качество освоения техники. Если с по­мощью одного — двух упражнений ошибка будет устранена, применять последующие упражнения не обязательно. Главное, уделять далее основное внимание плаванию в полной координации. Если же ошибки в чем-то повторя­ются, следует вернуться и к уже разученным упражнениям, а также приме­нять новые (из представленных комплексов).

6.Упражнения, в которых стержневым элементом длительное время является скольжение, выполняются до тех пор, пока ноги не станут опускаться, те­ло полностью остановится и возникнут трудности с дальнейшей задержкой ды­хания.

7.Изучение гребка руками и правильного положения стопы завершается освоением упражнения «Плавание брассом, работая только руками, ноги вы­прямлены, пятки вместе, носки в стороны и «на себя» (на задержкедыхание или в согласовании с дыханием)». Большинство занимающихся, допускавших в начало обучения ошибки первой, второй и третьей групп, но освоивших это и предыдущие упражнения, обычно правильно удерживают стопу, как перед гребком, так и на всем его протяжении.

8.Каждое последующеезанятие плаванием надо насыщать такими упражнениями (из приведенного перечня или их творческими вариантами), которые наиболее интересны детям.

9. Соблюдать педагогическое правило: переходить к изучению более сложных упраж­нений лишь в том случае, когда хорошо освоены предыдущие, более легкие для каждого занимающегося.

Выводы:

1. На каждом занятие,особенно при обучении техники спортивных стилей плавания, надлежит строго соблюдать дидактические принципы доступности : от простого к слож­ному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

2. Постоянно обучать детей умению, анализировать свои движения, управлять ими, контролировать их выполнение.

3.На занятиях при обучении плаванию следует учитывать уровень интеллектуаль­ного и физического развития детей и в связи с этим выбирать наиболее эффективные средства и методические приемы индивидуального воздействия.


Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:

      1. Применяя обширный спектр разнообразных упражнений, методических приемов при обучении технике спортивных стилей плаваниянаблюдаются положительные изменения координационных способностей, улучшается двигательная деятельностьвоспитанников, что приводит к динамике роста спортивных результатов.

      2. В условиях перехода на Федеральные стандарты спортивной подготовки по Спортивному плаванию считаю целесообразным продолжать:

- работу над совершенствованием использования различных форм проведения учебно-тренировочных занятий;

- поддерживать уровень позитивной мотивации обучающихся в проведении культурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований.


Перспективы в работе:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство через самообразование.

  2. Продолжать освоение перспективных технологий, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к физическому развитию обучающихся с целью эффективного проведения тренировочного процесса.