Қостанай қаласы әкімдігінің
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің
№ 27 бобекжай - бақшасы»
я/с № 27 акимата г. Костаная
отдела образования акимата г. Костаная.
Доклад из опыта работы на тему:
Летний проект во 2 младшей группе
«Почему насекомые наши друзья?»
Подготовила:
Тәрбиешілер:
Воспитатель Коцкая В.В.
Костанай 2016
Летний проект во 2 младшей группе
«Почему насекомые наши друзья?»
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей. Исходя из выше сказанного мною был составлен летний проект работы с детьми 2 младшей группы на тему: «Почему насекомые наши друзья?» Почему именно насекомые?
Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми.
Однако знания дошкольников о насекомых очень скудные, а реакция детей на насекомых является неоднозначной: некоторые выражают интерес, другие испытывают страх, видя их. Целью проекта стало формирование представления о насекомых, их пользе или вреде.
Определены основные задачи проекта:
• Формировать у детей элементарные представления о насекомых (муравей, муха, паук, жук, гусеница, пчела),о их роли в природе и жизни человека.
• Активизировать мыслительную поисковую деятельность детей.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
• Прививать бережное отношение к живому миру.
• Вовлекать родителей в педагогический процесс ДО.
Прежде чем преступить к работе мною был проведен анализ внешней среды, в ходе которого я выявила что :
- Родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы
- Родители не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы
- Родители не привлекают детей к совместному труду в природе
-Некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры
Поэтому целесообразностью реализации проекта стало:
-Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый
-Развитие эстетического восприятия окружающего
- Развитие нравственности
- Развитие продуктивной деятельности
После выявления внешних факторов , которые неблагоприятно сказываются на развитии детей, провела анализ внутренней среды, который является одной из основных составляющих в полноценном развитии детей. Исходя из проведенного анализа внутренней среды выявила:
- Экологическому воспитанию детей в младшем возрасте уделяется мало внимания
- К четырем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений
- Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой
Далее намечены основные этапы проекта:
Подготовительный этап.
1. Анкетирование родителей.
2. Подбор литературы о насекомых
3. Подбор демонстрационного материала.
Основной.
Наблюдения на прогулке за муравьями, бабочками, жуками.
Прогулки с увеличительными стеклами.
Беседы «Что мы знаем о насекомых?», «Какие бывают насекомые?»
Продуктивная деятельность: лепка бабочки с использованием природного материала, работа в раскрасках «Насекомые», аппликация «Божья коровка».
Дидактические игры «Сложи картинку», «Половинки», конструирование из пуговиц, набора геометрических фигур.
Разучивание стихов, потешек, загадок, чтение художественной литературы.
Прогулки по территории детского сада.
Экскурсии в лес.
Пальчиковые игры.
Заключительный: Оформление выставки «Насекомые рядом с нами».
На первом этапе я определила уровень знания детей о насекомых с помощью бесед «Знаете ли вы кто такие насекомые?», вопросов о пользе насекомых, а так же из разговора с родителями я поняла, что знания детей по данной теме скудны. И в соответствии с этим составила план работы над проектом.
На втором этапе сделала подборку методической литературы для себя и художественной литературы для детей: К.Чуковский «Муха-Цокотуха», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и др., изготовила дидактическую игру: «Собери гусеницу»,атрибуты к подвижным играм, подобрала иллюстративный материал, подобрала консультации для работы с родителями. Весь практический этап посвящен деятельности с детьми, а так же родителями. Все виды деятелности распределила по дням.
Заключительный этап провела в форме выставки, где дети закрепили знания, полученные во время проведения проекта.
Ожидаемые результаты по окончанию проекта были полностью оправданы
- дети знают и называют насекомых: бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, паук, гусеница, червяк и т.д.;
- имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);
- знают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- находят сходства и различия;
- гуманно относиться к насекомым
Родители:
- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания
- Повысился уровень экологической воспитанности родителей
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы
- Привлекают детей к совместному труду в природе
Педагоги:
- Ведут активную работу по экологическому воспитанию со второй младшей группы
Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей
- Используют современные педагогические технологии
- Распространяют и обобщают опыт
Используемая литература
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
3. С. Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез,
4. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с.: ил.
5. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
6. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
7. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
8. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
9. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
10. Веракса Н. Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5