СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад (из опыта работы) Взаимодействие учителя и учащихся на уроке как основа эффективного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад (из опыта работы)

Взаимодействие учителя и учащихся на уроке как основа эффективного обучения.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В этом возрасте происходит психическое развитие  и формирование личности ребёнка. А также формируется познавательная деятельность и коммуникативные навыки. Каждому учителю важен и ценен прогресс в развитии учеников. Поэтому  педагог стремится повысить эффективность процесса обучения .

Просмотр содержимого документа
«Доклад (из опыта работы) Взаимодействие учителя и учащихся на уроке как основа эффективного обучения.»


Доклад (из опыта работы)

Взаимодействие учителя и учащихся на уроке как основа эффективного обучения.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В этом возрасте происходит психическое развитие и формирование личности ребёнка. А также формируется познавательная деятельность и коммуникативные навыки. Каждому учителю важен и ценен прогресс в развитии учеников. Поэтому педагог стремится повысить эффективность процесса обучения .

У Амонашвили Ш.А. есть притча "Крылья":

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать е старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки...

В этой притче заложен глубокий смысл… Каждый может подумать о чём-то своём. Но мне нравится такая мысль. Мы – учителя, всю свою жизнь идём рядом с нашими воспитанниками. Постоянно находимся в поиске способов и путей достижения целей воспитания и обучения. Порой, даже сами чего-то не зная, не умея, учимся вместе с детьми, добываем знания и учим этому наших учеников.

Как же сделать нам учеников крылатыми? Обратимся к прописным истинам!

Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Педагогическое взаимодействие - взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности.

Таким образом, обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщать знания преподаватель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если преподаватель не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает - дидактическое взаимодействие реально не функционирует.

Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовывать работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими, самостоятельными, а роль учителя сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Очень важно научить детей получать удовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.

Каждый педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий:

 а) постоянно поддерживать у воспитанника желание учиться;

 б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;

 в) создавать коммуникативные условия для поддержки активности воспитанников;

 г) стимулировать совместное с учеником продуктивное общение в процессе учебной деятельности;

 д) стимулировать правильные взаимоотношения на уроках;

 е) способствовать становлению личности воспитанника.

Остановлюсь на некоторых компонентах активного взаимодействия учителя и учеников на уроке.

В дружеской атмосфере, используя все компоненты процесса обучения, принципы, которыми руководствуется учитель, методы и технологии, мы сможем добиться эффективности процесса обучения.

Уроки в школе – это значительная часть жизни детей, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения.

С момента первой встречи с первоклассником начинается процесс взаимодействия учителя и ученика. Очень важно учителю создать дружескую атмосферу, атмосферу психологической поддержки на уроках, сделать процесс познания для малышей желанным и расположить ребёнка к себе так, чтобы он с удовольствием шёл в школу, ждал встречи с товарищами и учителем.

Каждый день, приходя в класс, стараюсь создать на уроке атмосферу доброжелательности и зарядить всех хорошим настроением. Лишь находясь на волне радости и эмоционального подъёма дети быстрее включаются в работу и активны на уроке. В данном случае хорошую службу служит, удачно подобранный «Организационный момент» на уроке, а также стиль общения, не авторитарный, а дружеский.

Например, работа с 1 классом накладывает на учителя огромную ответственность, когда стараешься не только научить, но и удивить, и влюбить ребёнка в предмет, школу. Часто использую на уроках стихи, игровые моменты, элемент сказки, когда нужно привлечь внимание детей.

Ну-ка глазки поднимите Вот и прозвенел звонок! Все здесь правильно сидят?

И на доску посмотрите… Все готовы на урок? И внимательно глядят?

Всё на месте?

Всё в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Работая над поверкой домашнего задания, задумываешься, как сделать его кратким и в то же время задействовать большинство детей. Здесь на помощь приходят и средства обратной связи – светофоры, и тестовые задания, и живой фронтальный опрос.

Кстати светофорчики очень помогают во время устного счёта на уроках математики, на устных диктантах. А в 1 классе в добукварный период при составлении звуковых схем.

Для младших школьников игра является ведущим типом деятельности, главным инструментом познания мира.

Игра – это то, что делает детство золотым веком человеческой жизни, сказочной порой удивительных открытий. Игра – один из главнейших способов становления личности ребенка, овладения им основными навыками общения, формирования творческой индивидуальности, где человек раскрывает свои порой дремлющие, неожиданные для окружающих возможности. Именно игра позволяет почувствовать истинную свободу творчества.

Стараюсь на уроках использовать игровые моменты. Это активизирует деятельность на уроке. На этапе закрепления изученного, дети с удовольствием включаются в работу, если звучит команда: «Поиграем?» Иногда 5-10 мин веселой игры решают сразу несколько проблем. А скучные цифры и правила оживают, воплощаются в реальные действия и предметы. Используя таблички, картинки, настоящие предметы и игрушки, можно театрализовать условия задачи и решить ее как маленькую инсценировку.

В 1-м классе возникает еще одна проблема: дети не хотят учить стихи наизусть или испытывают трудности при этом. Такое случается, если ребенок с дошкольного возраста не приучен слушать и рассказывать стихи. Для того чтобы развить способность запоминать слова на слух в определенном порядке, мы играем в игры «Королевский бутерброд», «Венок», «Птичий рынок», «Собачья площадка», «Магазин». Их суть заключается в том, что на выбранную тему дети называют предметы. Каждый последующий игрок повторяет все предыдущие слова в том же порядке, в каком они были сказаны.

Например, запоминая правописание словарного слова, можно выстроить опасные гласные из «живых» букв либо букву, которую нужно запомнить, выделить нарядом или действием, вызывающим ассоциации. (воробей, карандаш, вокруг – говорим: вот круг и рисуем круг руками вместе с детьми)

А если предложить детям поиграть в волшебников, то, выполняя задачи урока, дети с удовольствием входят в роль и на уроках математики в 1 классе ненавязчиво изучаем и запоминаем состав чисел.

Элементы театрализации в процессе обучения.

Малыши на уроках быстро устают не только от сидения за партой, но и от невозможности общаться друг с другом, потому что нельзя нарушать тишину. Нужна коллективная игра, в которой каждый имеет возможность принять участие на равных с другими, привыкая к очередности без необоснованной обиды. Такой игрой может стать коллективное сочинение рассказа, сказки, невероятной истории. Чтобы дети не перебивали друг друга и не старались раньше времени вступить в игру, необходим предмет, который дает право говорить и передается в определенном порядке, заранее объявленным и принятым детьми как условие игры. Это может быть игрушка – герои сказки, мультфильма или символ «власти» – корона, скипетр, флажок им и т. д. В зависимости от выбранного предмета выстраивается содержание игры.

На уроках чтения ставим небольшие сценки, играем в радиотеатр. Исполняя роли, дети лучше понимают характер героя, запоминают сюжет рассказа.

Сотрудничество в парах и группах.

Очень часто на уроках используется работа в паре. Умение сотрудничать играет большую роль в жизни ребенка. Успешное сотрудничество в паре способствует повышению эффективности работы и дает ощущение эмоционального комфорта, удовлетворение и радость от взаимодействия с другим человеком. Для этого можно предложить ребятам игру «Раскрашивание варежек». Раздаются шаблоны варежек. Одному на левую руку, другому – на правую. Нужно раскрасить свою пару варежек. У ребят только один набор фломастеров, время ограничено – 4 минуты. Дети должны договориться между собой, учесть желания свои и партнера. Он сам анализирует свой опыт в паре и узнает о практике других. Таким образом, его личные знания обогащаются, он начинает понимать, как нужно работать в паре, чтобы добиться большей эффективности. Ребенок осознает и принимает идею договора.

Работа в группах создаёт работу в мини коллективе, где ребята, пытаясь использовать опыт взаимодействия в классе, стараются договориться между собой, распределив роли, чтобы достичь результата. Обсуждение в группе имеет развивающее значение для каждого ребенка. Такая работа играет большую роль вовзаимообучении, для развития коммуникативных умений. (Выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь).

Проблемные ситуации

Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. …..

На каждом уроке я привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Главное в решении познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.

Например, на уроке русского языка (УМК «Гармония») в 3 классе встречаются с неизменяемыми существительными. Ученикам даётся задание разобрать по составу слова среднего рода. Дети смело выделяют ОиЕ. Когда начинают проверять правильность выполнения задания, сталкиваются с проблемой, что у двух слов нет окончания, т.к. это изменяемая часть слова и самостоятельно приходят к выводу, что у неизменяемых слов окончаний нет.

На уроке математики, ориентируясь на ранее полученные знания, создаю проблемную ситуацию, результатом которой явится поиск нового способа действия.

Для этой цели заранее подготовила две демонстрационные фигуры (квадрат и прямоугольник) разного цвета, разделенные на квадраты с обратной стороны .

Предлагаю детям сравнить площади этих фигур. Использование способа наложения одной фигуры на другую не позволяет выполнить задание, так как никакая фигура не помещается полностью в другой. Нужно искать новый способ сравнения площадей. Если попытки и предложения детей безуспешны, поворачиваю фигуры другой стороной, на которой обозначены квадраты.

Вывод о том, что площадь квадрата больше, чем площадь прямоугольника, не вызывает сомнений у детей после того, как они посчитали число квадратов в каждой фигуре. (Одна фигура составлена из 8 квадратов, другая из 9).

Вывод: для сравнения площадей использована мерка (квадрат).

Создание проектов

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы школьников и педагога, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Каждый ученик вкладывает в свой проект знания, творчество и большой труд. Это могут быть и индивидуальные работы, и групповые, и коллективные.

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».

Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам обучения. В практике использую предметные и межпредметные проекты, которые нашли широкое распространение на уроках окружающего мира и литературного чтения, технологии. К примеру, «Подводный мир», «Растения зимой», «Народные сказки».

Информационные технологии

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:

• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

• обеспечивает наглядность

• привлекает большое количество дидактического материала

• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза

• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Использую физминутки, различные упражнения для осанки и глаз.

Как и каждый учитель на уроках стараюсь использоватьразноуровневые задания, учитывая способности ребят. Сильные ученики получают на уроках дополнительные задания. Так мы подпитываем интерес к учёбе и в то же время можем уделить внимание слабоуспевающим.

Рефлексия

Взаимодействие учителя и учеников происходит на каждом этапе урока. Урок пришёл к завершению, а учителю важно, с каким настроением ребёнок уйдёт на перемену, затронули его проблемы, решаемые на уроке, понял ли он новый материал или ему нужна помощь.

Очень важно подвести итог урока. Ведь в этот момент дети озвучивают самое главное, к чему шли весь урок, чему научились, что понравилось, что вызвало затруднение.

Так, ребята раскрашивают смайлик, который им подходит. В одно мгновение учитель видит, как прошёл урок. А дети учатся быть самокритичными, учатся самоанализу.


Таким образом, мы рассмотрели, что процесс взаимодействия на уроке учителя и учеников – это взаимный процесс между учителем и учениками. И здесь важными, влияющими на эффективность обучения становятся все компоненты процесса обучения, принципы, которыми руководствуется учитель, методы и технологии, используемые в работе. Если процесс обучения выстраивать в таком ключе, то ученики смело будут переходить в среднее звено и радовать своих учителей.