СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "из жизни великого русского композитора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "из жизни великого русского композитора"»




























ПЕДАГОГ ОРГАНИЗАТОР

МЕДВЕДЕВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА




«Музыка – душа моя»

(М.И.Глинка)


Звучит Марш Черномора. Сегодня наша встреча посвящена выдающемуся русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке. Что это был за человек? С кем жил, кого любил, чем увлекался?

Родился Глинка 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он был вторым ребёнком в семье, первенец Алексей умер. Это и послужило причиной того, что бабушка Фёкла Александровна забрала Мишу у родителей и воспитывала сама. Как вспоминал впоследствии Глинка, она унесла его на свою жарко натопленную (несмотря на летнее время) половину, обрядила в беличью шубку и закармливала сладкими крендельками. Родителям изредка разрешалось навещать сына. А играть с сёстрами Полей и Наташей, которые родились следом за братом, и помышлять было нечего.

Он часто рисовал мелом на полу, всё, что было видно из бабушкиного окошка: церковь, пруд, деревья. А ещё «ловко» подражал колокольному звону, ловко ударяя по медным тазам. Но самую большую радость доставляли мальчику песни няньки Авдотьи Ивановны. В своих «Записках» Глинка впоследствии напишет: «Русские песни были первою причиною того, что впоследствии я стал разрабатывать народную русскую музыку». Вредные последствия шести лет, прожитых им без воздуха, имели отрицательное влияние на всю остальную жизнь Глинки, сделав его «мимозой» - «недотрогой» с неустойчивым здоровьем.

Всё переменилось, когда умерла бабушка. Перед ним открылся широкий и удивительный мир. Мише пошёл восьмой год, когда Наполеон вторгся в Россию. Село Новоспасское, где жила семья, лежало на пути вражеской армии и семья Глинок переехала в Орёл, но весной 1813 года они снова вернулись домой. Рассказы о народных героях глубоко запали в душу мальчику. Особенно запомнился ему рассказ о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, который в 1612 году пожертвовал своей жизнью, но не повёл поляков на Москву.

Отшумела война. Начались новые заботы. В доме появилась новая гувернантка – Варвара Фёдоровна Кламмер, воспитанница Смольного института. Она учила немецкому, французскому и русским языкам, а также географии. Под её руководством Глинка начал учиться игре на фортепиано и делал большие успехи.


  1. Полька – фортепиано


Вероятно, эта полька, написанная композитором в зрелом возрасте, в 45 лет, навеяна

воспоминаниями о детстве. Архитектор, приглашённый в Новоспасское, давал Мише уроки рисования. Он твёрдо убеждён, что Мише суждено стать живописцем. И он заставляет ученика срисовывать с гипсовой натуры. Миша делает это весьма успешно.

Но, пожалуй, самым знаменательным в детские годы было знакомство с оркестром дяди Афанасия Андреевича. Дядя с оркестром приезжал обычно на праздники или именины родителей. Собиралось очень много народу (до 20-25 колясок), оставались на несколько дней. Играли не только танцы, но и разные пьесы, отрывки из опер и симфоний. Музыка произвела на мальчика восхитительное впечатление, на другой день во время рисования он был рассеян: «Учитель сказал, что он замечает, что я всё только и думаю о музыке: что же делать? – отвечал я. – Музыка – душа моя! Когда играли танцы, Глинка брал скрипку или флейту и подделывался под оркестр».


  1. Простодушие - фортепиано


Осенью 1816 года, возвратясь из Петербурга, Иван Андреевич сообщил, что при Педа-

гогическом институте открывается Благородный пансион для детей – дворян. Михаилу исполнилось 13 лет. На семейном совете было решено: Миша отправляется с матерью, сестрой Полей и дядей. Пансион давал своим воспитанникам общее образование и готовил их к государственной службе. Воспитанники изучали: уголовное и римское право, математику, физику, естественные науки, логику, статистику, полит.экономию, географию, российскую словесность, историю, военные науки, языки: латинский, французский, немецкий, персидский; фехтование, танцы, пение и музыку.

Миша был в пансионе всеобщим любимцем. Прилежный и способный, он часто выручал товарищей, объясняя алгебру, латынь. Гувернёром Глинки был Вильгельм Карлович Кюхельбекер, молодой литератор, друг Пушкина. Кюхельбекер преподавал в пансионе российскую словесность, а в свободное время играл на скрипке.


  1. Чувство - скрипка


Именно там Михаил Глинка познакомился с Пушкиным. Поэт приезжал в пансион очень часто. Вместе с Глинкой учился брат Пушкина – Лёвушка. За вечерним чаем звучали ещё нигде не напечатанные стихи Александра Сергеевича:

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы.

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы…»


За дерзостные стихи Пушкин был отправлен в ссылку, исключен из пансиона Кюхельбекер, брат Пушкина Лев. В пансионе настали черные дни. Глинка едва дождался дня, когда, сдав экзамены, получил аттестат.

За годы пребывания в пансионе он по-прежнему занимался музыкой. Три урока он взял у известного ирландского пианиста Джона Фильда, а затем его педагогом становится Карл Мейер. Занятия с ним продолжались до 1824 года. Мейер отказался от занятий с Глинкой: «Вы слишком талантливы, чтобы брать у меня уроки, приходите ко мне запросто, каждый день и будем вместе музицировать».

Годы учения остались позади, но и к службе он приступил не сразу. Вначале он едет на Кавказ лечиться минеральными водами, а затем возвращается в Петербург, где начинает работать помощником секретаря в канцелярии Совета путей сообщения. Через 4 года он оставит службу и посвятит себя музыке. Наступило 14 декабря 1825 года. Ранним утром Глинка пошёл на Сенатскую площадь. Он видел, как к Зимнему шли полки, отказавшиеся присягнуть новому царю, Николаю I. Ночью его вызвали на допрос, но вскоре выпустили. Глинка был подавлен. Глубокой печалью проникнуты его романсы, созданные в это время: «Бедный певец», «Ах, ты, ночь».


  1. «Ах, ты, ночь ли ноченька» - песня


В Петербурге Глинка сближается с передовой интеллигенцией, знакомится с Дельви-

гом, Жуковским, Грибоедовым. К этому времени он автор фортепианных пьес и романсов. «По вечерам и в сумерки любил я мечтать за фортепиано. Сентиментальная поэзия Жуковского мне чрезвычайно нравилась и трогала меня до слёз (вообще говоря, я в молодости был парень романтического устройства и любил поплакать сладкими слезами умиления». В 1839 году он написал ноктюрн «Разлука», который посвятил сестре Елизавете Ивановне.


  1. Разлука (ноктюрн) - виолончель


Друзья стали поговаривать, что Глинке пора приступить к сочинению оперы. Музы-

кальных учебных заведений тогда в России не было, и Глинка едет в Италию к знаменитым преподавателям. За три года, проведённые в Италии, Глинка изучил репертуар оперных театров, слышал знаменитых оперных певцов, даже сам начал брать уроки пения, чтобы научиться петь легко, непринуждённо, как пели все вокруг. За годы пребывания в Италии, Глинка изучил репертуар оперных театров, слышал знаменитых оперных певцов, даже сам начал брать уроки пения, чтобы научиться петь легко, как пели все вокруг. За годы пребывания в Италии Глинка написал много сочинений, в которых выразил своё восхищение красотами её природы. Послушайте. Как тонко Глинка передал особенности итальянской ночи в романсе «Венецианская ночь», написанном в духе итальянской баркаролы. В музыке мы слышим и колыхание волн, и капельки воды, падающей с вёсел. Итак, представим себе блеск полной луны, прозрачный ароматный воздух и напев баркаролы – песни венецианских лодочников.


«По волнам скользят гондолы,

Искры плещут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют лёгким ветерком».


  1. «Венецианская ночь» - песня


Глинка полюбил Италию, был в восхищении от её музыки. Но с каждым днём тоска по

родине всё больше гнала его домой. И писать ему хотелось русскую музыку. «Тоска по Отчизне навела меня на мысль писать по-русски». В 1834 году он возвращается из Италии и приступает к сочинению оперы, первой русской оперы «Жизнь за царя». В 1835 году он женился на Марье Петровне Ивановой. Первый год он был очень счастлив. Работа над оперой продвигалась очень быстро. И вот, наконец, 27 ноября 1836 года – премьера оперы «Жизнь за царя». Зал был переполнен. Передовые люди горячо встретили оперу. А Пушкин после премьеры торжественно произнёс:


«Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь».


  1. Вальс из оперы «Иван Сусанин» - фортепиано


Композитор и поэт обсуждали план совместной работы над оперой «Руслан и Людмила», но, к сожалению, этому не суждено было осуществиться: через два месяца великий поэт был убит на дуэли. И из-за различных трудностей, связанных со службой Глинки, его вторая опера «Руслан и Людмила» появилась на свет только через шесть лет – в 1842 году.

За эти шесть лет Глинка создал немало произведений – «Вальс-фантазию», романсы. В 1840 году на стихи поэта Нестора Кукольника он создал вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Один из романсов этого цикла – «Жаворонок» - полон восхищения прелестью родной природы. По музыке своей «Жаворонок» напоминает напев русской народной песни. А вступление и музыкальные проигрыши передают трели маленькой птички, то поднимающейся высоко в небо, то вновь спускающейся к земле.

  1. Жаворонок - песня


Трудным, но славным был жизненный путь композитора. Его музыку узнали и за пре-

делами России. Первым с музыкой Глинки познакомился венгерский пианист Ференц Лист, приехавший на гастроли в Петербург. Он был восхищён сочинениями русского композитора и стал уговаривать его отправиться в Париж. И эта поездка состоялась в 1845 году. Из Парижа Глинка направился в Испанию, где провёл три года. При расставании испанские друзья преподнесли ему альбом, в котором было много записей с пожеланиями счастья. «Примите моё и всех лиц, имевших честь с Вами общаться, восхищение, - писала одна из жительниц Мадрида. – Не знаю, попадут ли эти строки вашей матери. Но если бы я знала, что так случится, я посылаю ей тысячу поздравлений. Она может гордиться тем, что имеет сына, таланты которого прославляют его от пределов Севера до стран Юга. Долорес Терменс».Воспоминаниями об Испании навеяны две его испанские увертюры:»Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».

Во второй половине 19-го века русская музыка достигла своего расцвета, и этим она во многом обязана гению Глинки.