| - Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе». Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично |
| . Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями» или«функциональной грамотностью». |
| Цель Познакомить вас с педагогическим опытом применения компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе. |
| Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Процесс формирования функциональной математической грамотности у учащихся должен быть построен на деятельностном подходе. |
| 1. Организационный этап. -Возьмите карточку определенного цвета. Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; жёлтый – познание истины; синей - душевный подъем. С таким настроением вы сегодня пришли. Эти карточки нам помогут объединиться в группы для последующей работы (объединения в группы) 2. Постановка цели работы Ребята, сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб. А кто такой прораб? - Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-либо .-Для чего нужен прораб? (ответы) Мы сегодня работаем в 3-х профессиональных бригадах.(Каждая бригада получает задание, выполнив которое узнают в роли людей, каких профессий они будут выполнять ремонт.) |
| Название профессии (кто вы), узнаете, выполнив первое задание. Каждая бригада получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии. Время выполнения 3 мин. |
| Проверка работы бригад. 1 бригада – Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений. 2 бригада – Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий. 4 | 8 | 9 | 12 | 28 | 36 | 49 | П | Л | О | Т | Н | И | К | 3 бригада – Стекольщик – рабочий, который выполняет стекольные работы. 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 12 | 18 | 27 | 35 | 42 | С | Т | Е | К | О | Л | Ь | Щ | И | К | |
| Задание 2. А теперь пришло время высчитать объем работкаждой бригады, решив задачи. Узнайте с какой геометрической фигурой и величиной будете работать. Время выполнения 3 мин. 1 бригада Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м? 2 бригада Для укладки плинтуса найдите периметр пола. Длина 5м, ширина – 4м. 3 бригада Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло со стороной 2м. Найдите площадь этого стекла. |
| Проверка работы бригад. 1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника 15 кв.м 2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника 18 м 3 бригада – квадрат – площадь квадрата 4 кв.м |
| Задание 3. Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов. Время выполнения 3 мин. 1 бригада. На 1кв. м уходит 2 кг краски. 1 кг стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты? Решение:_______________ 2 бригада. 1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату. Решение 3 бригада. 1 кв. м стекла стоит 300 руб. Сколько необходимо денег для покупки стекла, чтобы застеклить ваше окно? |
| 1 бригада – 15*2*130= 3900 руб. 2 бригада – 18*60= 1080руб. 3 бригада –4*300= 1200руб. |
| Молодцы, хорошо поработали. Мы можем покрасить полы и уложить плинтус,а вот чтобы установить натяжной потолок, для этого нам нужны другие знания. |
| Рассмотренные приёмы работы на уроках математики позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития математического интереса, и, как следствие, математической грамотности. Современные дети приходят в школу с желанием действовать, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными. Таким образом, нужно использовать формулу успеха,которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе. «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ» |
| Подводя итог нашей встречи, мы попробуем оценить сегодняшний день следующим образом. Выберите слово, которое наиболее точно передаёт ваше состояние на занятии и прикрепите на доску кирпичик соответствующего цвета. |
| Пожелание. Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны! |
| Благодарю за внимание! Если у вас есть вопросы , буду рада на них ответить. |
| |