СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к мастер-классу "Учимся учить для жизни" - "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад к мастер-классу "Учимся учить для жизни" - "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе"»

Формирование функциональной грамотности

на уроках математики в 5 классе»



- Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе».

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично


. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями» или«функциональной грамотностью».

Цель

Познакомить вас с  педагогическим опытом применения компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.

Под  математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.


Процесс формирования функциональной математической грамотности у учащихся должен быть построен на деятельностном подходе.


1. Организационный этап.

-Возьмите  карточку определенного цвета. Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; жёлтый – познание истины; синей - душевный подъем. С таким настроением вы сегодня пришли. Эти карточки нам помогут объединиться в группы для последующей работы (объединения в группы)

2. Постановка цели работы

Ребята, сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки.

А я ваш прораб. А кто такой прораб?

- Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-либо

.-Для чего нужен  прораб? (ответы)                                                                                           

Мы сегодня работаем в 3-х профессиональных бригадах.(Каждая бригада получает задание, выполнив которое узнают в роли людей, каких профессий они будут выполнять ремонт.)


 Название профессии (кто вы), узнаете, выполнив первое задание. 

Каждая бригада получает карточку с заданием.

Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.

Время выполнения 3 мин.


Проверка работы бригад.

1 бригада – Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.


1

3

4

41

70

М

А

Л

Я

Р


2 бригада – Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.


4

8

9

12

28

36

49

П

Л

О

Т

Н

И

К


3 бригада – Стекольщик – рабочий, который выполняет стекольные работы.


5

6

7

8

9

12

18

27

35

42

С

Т

Е

К

О

Л

Ь

Щ

И

К


Задание 2.

 А теперь пришло время высчитать объем работкаждой бригады, решив задачи.

Узнайте с какой геометрической фигурой и величиной будете работать.

Время выполнения 3 мин.

1 бригада

Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?


 2 бригада

Для укладки плинтуса найдите периметр пола. Длина 5м, ширина – 4м.

 3 бригада 

Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло со стороной 2м. Найдите площадь этого стекла.



Проверка работы бригад.

1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника 15 кв.м

2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника 18 м

3 бригада – квадрат – площадь квадрата 4 кв.м



Задание 3. 

Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов. Время выполнения 3 мин.


1 бригада.

На 1кв. м уходит 2 кг краски. 1 кг стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?

Решение:_______________



2 бригада.

1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.

Решение

3 бригада.

1 кв. м стекла  стоит 300 руб. Сколько необходимо денег для покупки стекла, чтобы застеклить ваше окно?


1 бригада – 15*2*130= 3900 руб.

2 бригада – 18*60= 1080руб.

3 бригада –4*300= 1200руб.



Молодцы, хорошо поработали.

Мы    можем покрасить полы и уложить плинтус,а вот чтобы установить натяжной потолок,  для  этого нам нужны  другие знания. 


Рассмотренные приёмы работы на уроках математики  позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития  математического  интереса, и, как следствие, математической грамотности.

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

Таким образом, нужно использовать формулу успеха,которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»


Подводя итог нашей встречи,  мы попробуем оценить сегодняшний день следующим образом.  Выберите слово, которое наиболее точно передаёт ваше состояние на занятии и прикрепите на доску кирпичик соответствующего цвета.


Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!




Благодарю за внимание!

Если у вас есть вопросы , буду рада на них ответить.