Конфликтные ситуации в системе
«педагог- ученик» и пути их решения
Возможно ли, работая с учащимися, избегать конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации зачастую присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся. В то же время конфликтная ситуация – это сигнал какого – то нарушения. Не замечать его нельзя. Для решения любого конфликта необходимо услышать мнение обеих сторон. В связи с этим появилась необходимость выслушать и учителей, и учеников нашей школы по данной проблеме. Проанализировав их ответы можно выделить несколько конфликтных ситуаций, которые чаще других становятся яблоком раздора.
1. Низкая успеваемость
Если учителю кажется, что класс недостаточно старается, он может высказывать это, используя токсичные фразы. Неаккуратно поданная критика воспринимается любыми детьми болезненно, а некоторыми учащимися нашей школы особенно тяжело.
2. Невнимательность
Когда некоторым ученикам нашей школы скучно на уроках или они просто не проявляют интереса к учебе, они отвлекаются сами и отвлекают других, спорят с учителями и критикуют их методы. Порой преподаватель в ответ не сдерживает эмоции, и возникнет взаимная неприязнь.
3. Отношение к правилам
В нашей школе практически всем учителям важна субординация, но есть ученики, пренебрегающие правилами. А свободолюбивые подростки воспринимают требования дисциплины как ущемление своих прав.
1. После уроков ученики 7 класса плохо себя вели на остановке, нарушали общественный порядок. На следующий день об этом узнал классный руководитель и сообщил родителям о плохом поведении, что возмутило детей ведь они были не на территории школы.
2. Из-за уборки в классе часто возникают конфликты у учащихся 7-х и 9-х классов с учителями. Ученики, которые не хотят дежурить, пытаются выкрутиться, обмануть учителя, спорят «почему опять я?» и т.д., особенно когда болеют и некоторым приходится дежурить по 2 раза, ну или хитрецы, которые всегда отлынивают.
3. Очень часто у учащихся 9 классов возникают конфликты из-за отсутствия школьной формы.
4. Несоответствие учебной программы возможностям школьника
Некоторые дети требуют специального подхода в обучении, особенно в нашей школе, но программа общеобразовательной школы и учителя вынуждены предъявлять к ним требования, которые те не в состоянии выполнить. Рано или поздно это приводит к конфликту.
1.Многим ученикам тяжело запоминать учебный материал. Педагоги им идут на встречу, а некоторые этим пользуются и наоборот хитрят и все время пытаются оправдаться тем, что не могут запомнить, хотя на самом деле даже не учили, поэтому в данном случае важно знать диагнозы учащихся и их индивидуальные особенности.
5. Невыполнение обещаний.
Ученики 6-х и 8-х классов рассказали, что сталкивались с тем, что взрослые не держат слово и не понимают почему от них требуют обратного.
1. Учитель пытается узнать о личных переживаниях и обещает никому не рассказывать, ученик доверяет и потом узнает от других о своих высказываниях. Больше не хотят доверять.
6. Субъективные причины
Например, ребёнку не нравится предмет или учитель, и он не видит причин это скрывать. Либо учителя раздражает что-то в ученике — внешний вид, манеры или другие особенности. Нам, учителям, все-таки важно уметь справляться с эмоциями, но не всегда это удаётся.
Например:
1. Ученик 9 класса не учится всю четверть, а за последнюю неделю, подключая родителей, пытается исправить ситуацию и требуя от учителя хорошей оценки, что также приводит к конфликту.
2. Учитель один раз сделал замечание, заслуженное за плохое поведение на уроке, после чего ученик 7 класса игнорирует демонстративно учителя на последующих уроках.
6. Борьба за авторитет
В отдельных случаях в нашей школе есть ученики с яркими деструктивными лидерскими качествами и они все время вступают в противостояние с педагогами, пытаясь завоевать уважение класса.
Например: ученица 6 класса просит слово и говорит все подряд, пытается отвлечь от темы, выкрикивает, будоражит весь класс. Она явно стремится получить внимание, утвердиться в собственной значимости.
7. Проблемы в семье
Если у ребёнка напряжённая ситуация дома, он может транслировать негативные эмоции на учителей. Порой это выражается в агрессии: он может хамить, нарываться на ссору, не зная, как ещё можно справиться со стрессом. Не каждый педагог способен увидеть в таких действиях призыв о помощи. Многие начинают вести себя агрессивно в ответ.
1.Ученик был расстроен и плакал. Взрослый поинтересовался в чем дело, ученик промолчал. Его потом назвали хамом за то, что он не ответил.
2. Или обратная ситуация. Ученик заходит в класс, не здороваясь, с недовольным лицом, бросая принадлежности на парту, объясняя такое поведение тем, что ему с утра испортили настроение другие взрослые.
8. Безнаказанность.
Часто учителя жалеют детей и замалчивают некоторые ситуации или оставляют на потом, что приводит к дальнейшим конфликтам.
Проблема педагога и ученика в итоге мешает всем. Предотвратить конфликтную ситуацию помогут несколько простых шагов.
Чего стоит избегать в общении с учениками:
Не разговаривать с учениками, используя токсичные фразы. (просмотр видео)
Не делать поспешные выводы. Ребенок может не понять вас. Может, он устал. Или его задели ваши слова в прошлом. Из-за таких вещей проблемы учеников в школе обостряются. Педагогу стоит обращать внимание на проблемы учеников и их возможные решения.
Не отвечать агрессией на агрессию. Не все дети в нашей школе умеют владеть собой, а значит – нести ответственность за свои реакции. А жесткая реакция педагога или моменты, когда он ругается, могут травмировать его психику и усугубить проблему учителя и ученика.
Не оценивать личность ученика. Важно, чтобы ученик понимал: с ним все в порядке. Вы не настроены против него, но есть требования, которые нужно соблюдать. Это важно, чтобы проблема ученика не стала серьезнее.
Не стыдить. «Все на тебя смотрят», «сорвал урок, доволен?», «ведешь себя как маленький» – все это не решает проблему ученика в школе, а только показывает ученику, что его чувства неправильны и неважны и обостряет взаимоотношения учителя и ученика.
Не угрожать. «Считаю до трех», «придется поговорить с твоими родителями», «еще одно слово, и мое терпение лопнет» – эти реакции неконструктивны, потому что воздвигают стену между вами и учеником и разрушают взаимоотношения учителя и ученика. Они сообщают ему, что вы настроены против него. Такой подход не поможет решить проблемы.
Не брать в «заложники» класс. «Если не прекратишь – оставлю всех на перемене» – такая манипуляция опасна тем, что может спровоцировать травлю внутри коллектива и стать причиной недовольства других детей. Это ведет к нарушению учебного союза между детьми и учителем и сводит на нет хорошие взаимоотношения учителя и ученика.
Как снять напряжение и агрессию
Излучайте спокойствие и уверенность. Помните, что конфликтом управляете вы – в том числе тем, как на него реагировать. Авторитет учителя проявляется в том, что именно он задает правила игры. Доброжелательный, уверенный тон голоса, спокойная речь – всего этого бывает достаточно для того, чтобы ученик успокоился сам. Когда учитель ругается, ученику трудно идти с ним на контакт. В случае с провоцирующим и срывающим уроки подростком, учителю нужно показать, что провокации на него не действуют.
Покажите ученику, что вы его слышите. Подростку важно признание его эмоций. Иногда этого бывает достаточно для того, чтобы погасить агрессию, решить проблему с учеником и вернуть взаимоотношения учителя и ученика в спокойное русло. Слайд Используйте фразы: «я вижу, что ты расстроен», «я думаю, тебе это не нравится», «ты говоришь…», «давай я скажу, как я тебя понял, а ты скажешь – верно или нет». Если ученик срывает уроки, послушайте, что конкретно он говорит в этот момент. Скорей всего, это сводится к одной или нескольким темам, которые его беспокоят. Различные проблемы учеников в школе встречаются часто и требуют от учителя индивидуального подхода к каждому.
Направляйте эмоции ученика. Эмоции подростоков переменчивы. Со стороны кажется, что он не хочет никого слушать. Но попробуйте переключить его внимание, предложить альтернативу. Учителю нужно найти варианты тем, о чем поговорить с подростком. «Я вижу, сейчас тебе очень хочется… А как насчет…» Тем самым вы даете ребенку самому решить, что ему важнее. Учитель может предложить школьнику, который с ним спорит и его провоцирует, в качестве альтернативы поучаствовать в публичной дискуссии на тему урока, подготовив взвешенные аргументы. Это переведет проблему учителя и ученика в конструктивное русло.
Развивать дружелюбную обстановку в классе. Некоторые учителя в средней школе внедрили традиции совместного чаепития, на которых можно поговорить не только об учебе, но и поделится чем-то личным по желанию; проводят экскурсии для общения в неформальной обстановке; выполняют личные просьбы, например принести подарок кого-то поздравить, найти какую-то вещь и т.д.
Работа с родителями. Плохое поведение, раздражение и недовольство ученика, которые становятся причиной конфликта, часто связаны с напряженной обстановкой дома. Важно научить родителей слышать и понимать своих детей. Для этого проводятся анкетирования и родителей, и детей; проводятся родительские собрания и классные часы.
Часто проблемы во взаимоотношениях учителя и ученика возникают из-за того, что нарушен контакт. Кнут и пряник, похвала и наказание – два классических инструмента для обратной связи. Но ими тоже нужно уметь пользоваться, не травмируя ученика, решая проблемы ученика в школе спокойно и конструктивно, давая ему возможность поработать над собой и порадоваться за свои успехи.
Помните о том, что главное для педагога – не доказать свою правоту конкретному ученику и не изменить поведение ученика здесь и сейчас. Главное – сохранить доверие и добрые взаимоотношения учителя и ученика, и показать пример взрослого подхода к сложным ситуациям. Из-за чего бы ни возникла проблема учителя и ученика, помните, что вы – ролевая модель. С вас так или иначе будут брать пример.
Завершить свое выступление хочу упражнением «Подарок».
Инструкция. Здесь в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Предлагается выбрать листок, на обратной стороне которого написано пожелание. И помните, что вероятно, ничто не случайно. То, что подскажет ваш подарок, предназначено именно вам.
Примеры пожеланий:
- Чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным
- Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на ученика
- В споре умей выслушивать ученика до конца
- Уважай чувство других людей
- Любую проблему можно решить
- Не сердись, улыбнись
- Начни свой день с улыбки
- Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего
- Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь
- Раскрой сердце, и мир раскроет свои объятия