1 слайд | Добрый день уважаемые члены комиссии. Тема нашей выпускной квалификационной работы «Развитие творческих способностей воспитателей в процессе методической работы в ДОО» |
2 слайд | Актуальность исследования обусловлена тем, что современный этап развития российского общества требует совершенствования содержания и способов повышения качества образования. Роль педагога, способного к творческому решению профессиональных задач, особо значима для воспитания подрастающего поколения, а так как дошкольное образование – это фундамент для развития личности, эта задача приобретает особую значимость. Методологический аппарат исследования представлен на слайде Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методической работы, направленной на развитие творческих способностей воспитателей дошкольных образовательных организаций. |
3 слайд | В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие творческих способностей воспитателей будет более эффективным, если в системе методической работы ДОО реализуются педагогические условия представленные на экране |
4 слайд | Для достижения цели исследования мы поставили 4 задачи которые вы видите на экране |
5 слайд | В ходе решения первой задачи было установлено, что творческие способности – это универсальные способности, проявляющиеся как чувствительность к проблемам, независимость в сложных ситуациях, способность обнаруживать инновационные способы решения задач, создавать новое. Творческие способности воспитателя – это способности создавать и реализовывать творческие замыслы в педагогической деятельности, обеспечивающие творческий характер профессиональной самореализации. |
6 слайд | Структура творческих способностей воспитателя ДОО, представленная тремя критериями, позволяет дифференцировать его целостную, и во многом определяет успешность и эффективность профессиональной творческой деятельности, способствуют выработке стратегий педагогического творчества. |
7 слайд | Комплексная диагностика, проведенная на констатирующем этапе предполагала выявление знаний, умений, способностей, представлений, качеств, установок, результатов творческой деятельности воспитателей. Диагностический инструментарий включал: анкету, эссе-размышление, тесты, работу с ситуационными картами, проективную методику «Увлеченность профессией», участие в дискуссионном клубе, индивидуальные творческие задания и игры |
8 слайд | Целью первого этапа констатирующего эксперимента стало выявление первой группы творческих способностей воспитателей – познавательного критерия. Как видно из приведенной таблицы, большинство воспитателей и экспериментальной, и контрольной групп обладают средним и низким уровнем развития познавательного критерия творческих способностей. Высоким уровнем в экспериментальной группе обладает меньше воспитателей, чем в контрольной. |
9 слайд | На втором этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика уровня развития творческих способностей воспитателей по эмоционально-мотивационному критерию. В процессе работы воспитателей с ситуационными картами мы получили информацию относительно тех эмоций, которые стали результатом анализа различных педагогических ситуаций. Из таблицы видно, что у большинства педагогов уровень развития эмоционально-мотивационного критерия находится на низком уровне, как в контрольной группе, так и в экспериментальной. Средний уровень выявлен у 34,5% воспитателей экспериментальной группы и 41,9% – контрольной группы. Высокий уровень диагностирован у 6,9% воспитателей в экспериментальной группе и 6,5% – в контрольной. |
10 слайд | Третий этап констатирующего эксперимента предполагал диагностику деятельностного критерия творческих способностей воспитателей. Анализ данных показал, что в обоих группах большинство воспитателей обладают средним уровнем развития деятельностного критерия творческих способностей, у трети всех педагогов рассматриваемый критерий находится на низком уровне. Высоким уровнем обладают в экспериментальной группе 3 человека, в контрольной – 2 человека. |
11 слайд | Сравнительный уровень развития творческих способностей воспитателей в экспериментальной и контрольной группах показан на слайде. По диаграммам видно, что творческие способности педагогов, участвовавших в нем, характеризуются преимущественно средним уровнем, что стало подтверждением необходимости проведения в ДОО целенаправленной методической работы по развитию творческих способностей воспитателей. |
12 слайд | С учетом специфики деятельности воспитателя, результатов научных исследований и эмпирического опыта, нами были определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческих способностей воспитателей. |
13 слайд | Основные задачи информационного этапа формирующего эксперимента состояли в ознакомлении воспитателей с результатами, полученными на констатирующем этапе; в формировании мотивации на развитие творческих способностей; в конкретизации форм методической работы. На этом этапе был проведен круглый стол. Для формирования мотивации на дальнейшую работу была использована методическая разработка «Краски творческих мыслей» и творческая игра «9Х9». В результате каждый педагог получал изображение путей овладения новыми или совершенствования уже имеющихся творческих способностей. |
14 слайд | Для реализации второго педагогического условия возникла необходимость в выяснении и сосредоточении внимания на индивидуальных особенностях развития творческих способностей педагогов экспериментальной группы. Поэтому еще одной важной задачей информационного этапа стало осознание воспитателями сильных и слабых сторон собственной творческой индивидуальности, осознание себя как носителя творческих качеств. С этой целью были организованы следующие формы работы: творческая мастерская, научно-методический семинар, мастер-класс. В ходе мероприятий педагоги ознакомились и с основными приемами создания ситуации успеха |
15 слайд | Основные задачи технологического этапа заключались в формировании всех критериев творческих способностей воспитателей. Развитие познавательного критерия предполагало вооружение системой общих и специальных знаний необходимых для реализации творческих идей. Развитие эмоционально-мотивационного критерия заключалось в развитии устойчивого эмоционального отношения путем накопления положительного опыта творческой деятельности. Развитие деятельностного критерия заключалось в вооружении воспитателей творческим опытом путем привлечения к творческой деятельности, требовавшей активности, оригинальности. На технологическом этапе формирующего эксперимента библиотека методического кабинета была дополнена литературой, с помощью которой заполнялись теоретические пробелы воспитателей. Также были проведены консультации и семинары, практикумы и творческие упражнения, составление проектов мероприятия и тренинги |
16 слайд | В результате проведенного эксперимента несущественно уменьшился показатель низкого уровня развития творческих способностей в контрольной группе – всего на 10,0%. Количество воспитателей с высоким уровнем выросло с 6,4% до 16,1%. Количество воспитателей со средним уровнем развития творческих способностей в контрольной группе не изменился и остался на тех же позициях, что и на констатирующем этапе. Видна определенная положительная динамика, но эти изменения не существенны. Незначительное повышение уровня развития творческих способностей воспитателей в контрольной группе мы связываем с естественным процессом профессионального развития, обусловленного педагогическим опытом, практикой и обогащением профессиональных знаний. |
17 слайд | Сравнительный анализ количественных показателей результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что процентное соотношение воспитателей с высоким уровнем развития творческих способностей в экспериментальной группе выросло более чем на 41%. Фактические данные, полученные в конце эксперимента, доказывают, что организация и проведение целенаправленной методической работы способствует значительному повышению уровня развития творческих способностей воспитателей дошкольных образовательных организаций. Результаты исследования дают основания для выводов, доказывающих достижение поставленной цели и выполнение задач. |
18 слайд | Перспективы дальнейшего исследования мы видим в разработке технологии совершенствования творческой личности воспитателей ДОО на протяжении всей профессиональной жизни; выявлении индивидуальных характеристик педагогов, влияющих на результативность этой технологии. |
19 слайд | Спасибо за внимание! |
№ п\п | Группа творческих способностей | Название условного критерия развития творческих способностей воспитателей | Показатели развития творческих способностей воспитателей | Диагностический инструментарий |
1. | Познавательные способности | Познавательный критерий | – осведомленность о ключевых понятиях педагогического творчества; – признание себя творческой личностью; – компетентность в применении инновационных методик воспитания детей. | 1. Анкета «Я – творческая личность». 2. Тестовые задания. 3. Эссе-размышление «Творчество – это актуально!» |
2. | Эмоционально-мотивационные способности | Эмоционально-мотивационный критерий | – увлеченность профессиональной деятельностью; – наличие мотивов творчества, признание ценности творческих способностей в профессии; – субъектная позиция и внутренняя потребность в самореализации, саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании в творческой деятельности. | 1. Ситуационные карты. 2. Проективная методика «Увлеченность профессией». 3. Дискуссионный клуб. |
3. | Деятельностные способности | Деятельностный критерий | – способность к творческому решению проблем; – оригинальность в решении задач развития ребенка дошкольного возраста; – творческая активность в разных видах профессиональной деятельности. | 1. Ситуационные карты. 2. Индивидуальные творческие задания. 3. Творческая игра «Сундук воспитателя». |