СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к презентации к ВКР на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад к презентации к ВКР на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО" согласно методическим рекомендациям ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского "Евпаторийский институт социальных наук"

Просмотр содержимого документа
«Доклад к презентации к ВКР на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО"»

1 слайд

Добрый день уважаемые члены комиссии. Тема нашей выпускной квалификационной работы «Развитие творческих способностей воспитателей в процессе методической работы в ДОО»

2 слайд

Актуальность исследования обусловлена тем, что современный этап развития российского общества требует совершенствования содержания и способов повышения качества образования. Роль педагога, способного к творческому решению профессиональных задач, особо значима для воспитания подрастающего поколения, а так как дошкольное образование – это фундамент для развития личности, эта задача приобретает особую значимость.

Методологический аппарат исследования представлен на слайде

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методической работы, направленной на развитие творческих способностей воспитателей дошкольных образовательных организаций.

3 слайд

В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие творческих способностей воспитателей будет более эффективным, если в системе методической работы ДОО реализуются педагогические условия представленные на экране

4 слайд

Для достижения цели исследования мы поставили 4 задачи которые вы видите на экране

5 слайд

В ходе решения первой задачи было установлено, что творческие способности – это универсальные способности, проявляющиеся как чувствительность к проблемам, независимость в сложных ситуациях, способность обнаруживать инновационные способы решения задач, создавать новое.

Творческие способности воспитателя – это способности создавать и реализовывать творческие замыслы в педагогической деятельности, обеспечивающие творческий характер профессиональной самореализации.

6 слайд

Структура творческих способностей воспитателя ДОО, представленная тремя критериями, позволяет дифференцировать его целостную, и во многом определяет успешность и эффективность профессиональной творческой деятельности, способствуют выработке стратегий педагогического творчества.

7 слайд

Комплексная диагностика, проведенная на констатирующем этапе предполагала выявление знаний, умений, способностей, представлений, качеств, установок, результатов творческой деятельности воспитателей. Диагностический инструментарий включал: анкету, эссе-размышление, тесты, работу с ситуационными картами, проективную методику «Увлеченность профессией», участие в дискуссионном клубе, индивидуальные творческие задания и игры

8 слайд

Целью первого этапа констатирующего эксперимента стало выявление первой группы творческих способностей воспитателей – познавательного критерия. Как видно из приведенной таблицы, большинство воспитателей и экспериментальной, и контрольной групп обладают средним и низким уровнем развития познавательного критерия творческих способностей. Высоким уровнем в экспериментальной группе обладает меньше воспитателей, чем в контрольной.

9 слайд

На втором этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика уровня развития творческих способностей воспитателей по эмоционально-мотивационному критерию. В процессе работы воспитателей с ситуационными картами мы получили информацию относительно тех эмоций, которые стали результатом анализа различных педагогических ситуаций.

Из таблицы видно, что у большинства педагогов уровень развития эмоционально-мотивационного критерия находится на низком уровне, как в контрольной группе, так и в экспериментальной. Средний уровень выявлен у 34,5% воспитателей экспериментальной группы и 41,9% – контрольной группы. Высокий уровень диагностирован у 6,9% воспитателей в экспериментальной группе и 6,5% – в контрольной.

10 слайд

Третий этап констатирующего эксперимента предполагал диагностику деятельностного критерия творческих способностей воспитателей.

Анализ данных показал, что в обоих группах большинство воспитателей обладают средним уровнем развития деятельностного критерия творческих способностей, у трети всех педагогов рассматриваемый критерий находится на низком уровне. Высоким уровнем обладают в экспериментальной группе 3 человека, в контрольной – 2 человека.

11 слайд

Сравнительный уровень развития творческих способностей воспитателей в экспериментальной и контрольной группах показан на слайде.

По диаграммам видно, что творческие способности педагогов, участвовавших в нем, характеризуются преимущественно средним уровнем, что стало подтверждением необходимости проведения в ДОО целенаправленной методической работы по развитию творческих способностей воспитателей.

12 слайд

С учетом специфики деятельности воспитателя, результатов научных исследований и эмпирического опыта, нами были определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческих способностей воспитателей.

13 слайд

Основные задачи информационного этапа формирующего эксперимента состояли в ознакомлении воспитателей с результатами, полученными на констатирующем этапе; в формировании мотивации на развитие творческих способностей; в конкретизации форм методической работы. На этом этапе был проведен круглый стол. Для формирования мотивации на дальнейшую работу была использована методическая разработка «Краски творческих мыслей» и творческая игра «9Х9». В результате каждый педагог получал изображение путей овладения новыми или совершенствования уже имеющихся творческих способностей.

14 слайд

Для реализации второго педагогического условия возникла необходимость в выяснении и сосредоточении внимания на индивидуальных особенностях развития творческих способностей педагогов экспериментальной группы. Поэтому еще одной важной задачей информационного этапа стало осознание воспитателями сильных и слабых сторон собственной творческой индивидуальности, осознание себя как носителя творческих качеств. С этой целью были организованы следующие формы работы: творческая мастерская, научно-методический семинар, мастер-класс. В ходе мероприятий педагоги ознакомились и с основными приемами создания ситуации успеха

15 слайд

Основные задачи технологического этапа заключались в формировании всех критериев творческих способностей воспитателей.

Развитие познавательного критерия предполагало вооружение системой общих и специальных знаний необходимых для реализации творческих идей.

Развитие эмоционально-мотивационного критерия заключалось в развитии устойчивого эмоционального отношения путем накопления положительного опыта творческой деятельности.

Развитие деятельностного критерия заключалось в вооружении воспитателей творческим опытом путем привлечения к творческой деятельности, требовавшей активности, оригинальности.

На технологическом этапе формирующего эксперимента библиотека методического кабинета была дополнена литературой, с помощью которой заполнялись теоретические пробелы воспитателей. Также были проведены консультации и семинары, практикумы и творческие упражнения, составление проектов мероприятия и тренинги

16 слайд

В результате проведенного эксперимента несущественно уменьшился показатель низкого уровня развития творческих способностей в контрольной группе – всего на 10,0%. Количество воспитателей с высоким уровнем выросло с 6,4% до 16,1%. Количество воспитателей со средним уровнем развития творческих способностей в контрольной группе не изменился и остался на тех же позициях, что и на констатирующем этапе. Видна определенная положительная динамика, но эти изменения не существенны. Незначительное повышение уровня развития творческих способностей воспитателей в контрольной группе мы связываем с естественным процессом профессионального развития, обусловленного педагогическим опытом, практикой и обогащением профессиональных знаний.

17 слайд

Сравнительный анализ количественных показателей результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что процентное соотношение воспитателей с высоким уровнем развития творческих способностей в экспериментальной группе выросло более чем на 41%.

Фактические данные, полученные в конце эксперимента, доказывают, что организация и проведение целенаправленной методической работы способствует значительному повышению уровня развития творческих способностей воспитателей дошкольных образовательных организаций. Результаты исследования дают основания для выводов, доказывающих достижение поставленной цели и выполнение задач.

18 слайд

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в разработке технологии совершенствования творческой личности воспитателей ДОО на протяжении всей профессиональной жизни; выявлении индивидуальных характеристик педагогов, влияющих на результативность этой технологии.

19 слайд

Спасибо за внимание!









№ п\п

Группа творческих способностей

Название условного критерия развития творческих способностей воспитателей

Показатели развития творческих способностей воспитателей

Диагностический инструментарий

1.

Познавательные способности

Познавательный критерий

– осведомленность о ключевых понятиях педагогического творчества;

– признание себя творческой личностью;

– компетентность в применении инновационных методик воспитания детей.

1. Анкета «Я – творческая личность».

2. Тестовые задания.

3. Эссе-размышление «Творчество – это актуально!»

2.

Эмоционально-мотивационные способности

Эмоционально-мотивационный критерий

– увлеченность профессиональной деятельностью; – наличие мотивов творчества, признание ценности творческих способностей в профессии; – субъектная позиция и внутренняя потребность в самореализации, саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании в творческой деятельности.

1. Ситуационные карты.

2. Проективная методика «Увлеченность профессией».

3. Дискуссионный клуб.

3.

Деятельностные способности

Деятельностный критерий

– способность к творческому решению проблем;

– оригинальность в решении задач развития ребенка дошкольного возраста;

– творческая активность в разных видах профессиональной деятельности.

1. Ситуационные карты.

2. Индивидуальные творческие задания.

3. Творческая игра «Сундук воспитателя».