Слайд 1
Добрый день,уважаемые коллеги! Я, Панкова Жанна Евгеньевна – воспитатель высшей квалификационной категории детского образовательного учреждения «Северо-Енисейский детский сад № 3» Тема моей презентацииВзаимодействие ДОУ и семьи по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста через педагогическую практику «Все работы хороши – мама, папа, расскажи!»
Слайд 2
К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, о том, что даже если ребенок и был на работе у своих мамы и папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Поэтому тема «Взаимодействия ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста» — одна из важных тем на сегодняшний день. И представляемаяпрактикаактуальна, потому что подготовка к выбору профессии важна, она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности.Профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Одна из задач национального проекта «Образование» -это повышение качества образования и подготовка квалифицированных кадров, соответствующих требованиям современного общества. Она решается через Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках которого ведется работа по выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации детей.
В настоящее время, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире.
Слайд 3
Профориентация дошкольников – это новое направление в психологии и педагогике.Ведь у человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Ранняя профориентация должна проводится заблаговременно, когда до решения вопросов «кем быть?» и «куда пойти учиться?» остается еще много лет.
Дошкольная профориентация носит преимущественно информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания и при выполнении посильной работы).
Поэтому целью нашей практики является создание условий для формирования у ребенка представлений о многообразии мира профессий, положительного отношения к различным видам трудовой деятельности, повышение ценности труда родителей через эффективное сотрудничество с семьями воспитанников.
Слайд 4
Знакомство с трудом взрослых и с окружающим миром начинаетсяв младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Им необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку.Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его дальнейшую жизнь.Ведь полученные детьми знания о труде взрослых позволяют расширять представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам
Слайд 5
Ознакомление с трудом взрослых необходимо проводить, опираясь на наглядность и доступность, с учетом возрастных особенностей детей через доступные им формы и подходящие для дошкольника виды деятельности
Слайд 6
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье.
С целью вовлечения родителей в образовательный процесс в ДОУ мы осуществляем внедрение практики «Все работы хороши-мама, папа, расскажи!» Знакомство детей с профессиями происходит в процессе рассказа родителей о своей профессиональной деятельности: место, значимость для общества, необходимые знания и умения при выполнении трудовых действий, результатах труда и т. д. Проходитэтов режимных моментах, образовательных, досуговых, событийных мероприятий при недирективном руководстве педагога, который решает вопросы формирования вовлеченности родителей в процесс профориентационной работы.
От участия семьи в образовательной работе выигрывают все субъекты педагогического процесса. И прежде всего дети. И не только потому что они узнают что-то новое. Важнее другое-они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на своих родных, которые, оказывается так много знают, так интересно рассказывают, у которых золотые руки. Поэтому родители наших воспитанников являются непосредственными и главными участниками данной практики, они являются «живым» профориентационным примером.
Слайд 7
Формирование у дошкольников представлений о мире профессий будет эффективно при условии создания комплекса психолого – педагогических условий, включающего в себя:
- профессиональную компетентность педагогов
- сотрудничество с семьями воспитанников.
- развитие развивающей игровой среды профессиональной направленности
- организацию образовательного процесса в различных видах детской деятельности,
- социальное партнерство с предприятиями города,
Слайд 8
Технологии, через которые проходит реализация практики вы видите на экране.
Поскольку игра – ведущий вид деятельности ребенка, то игровые технологии являются основными при реализации практики. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
Слайд 9
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии. Поэтому для рассказа о профессии мы рекомендовали родителям придерживаться следующей схемы (алгоритма): название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Слайд 10
Реализация практики проходила в три этапа:
На первом этапе нужно было изучить представления ребят о труде взрослых. На данном этапе применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия». С воспитанниками проводилась индивидуальная беседа повопросам:
-какие ты знаешь профессии?
-какими орудиями труда пользуется человек названной профессии?
-в чем состоит процесс работы данной профессии.(т.е. что делает)
И проанализировать занятость родителей в профессиональных сферах. Далее был составлен перспективный план совместной деятельности. Например, на неделе «я здоровье сберегу-сам себе я помогу» можно пригласить маму Егора, врача-стоматолога, а на неделе «Азбука безопасности» папу Артема, работающего инспектором ДПС и т.д.
Вторым этапом реализация практики являлось проведение совместных мероприятий с семьями воспитанников по ознакомлению детей с профессиями, проведение встреч и экскурсий
Третьим являлся диагностический этап с целью выяснения изменений представлений детей о труде взрослых.
Слайд 11
Знакомя детей с профессией швеи, мама Дианы на глазах у детей не только раскроила наволочку, но и сшила её, которую надели на подушечку из центра отдыха взамен порвавшейся и относились к ней в дальнейшем гораздо бережнее
А мальчиков очень заинтересовало устройство швейной машины
Слайд 12
Ребятам очень понравился процесс шитья и полученные представления стали основой сюжета игры «Ателье».
Слайд 13
Мама Эвелины, которая работает парикмахером не только рассказала и показала, но и предоставила возможность каждому желающему попробовать себя в качестве мастера. Надо отдать должное нашей терпеливой модели
Слайд 14
Встреча с мамой Эвелины позволила расширить игровой сюжет. Слайд 15
С/р игра «Парикмахерская» переросла в «Салон красоты»
Слайд 16
Мама-стоматолог рассказала как правильно чистить зубы
Слайд 17
И напомнила детям о необходимости полоскать рот после приема пищи. Сюрпризом для детей были м/ф, посвященный гигиене полости рта из серии «Малышарики».
Слайд 18
Родители обновили центр ряженья костюмами докторов, которые очень пришлись по душе нашим ребятишкам
Слайд 19
Папы с настороженностью отнеслись к нашей практике, но были и такие, которые пришли и не пожалели
Слайд 20
Одна из мам, с удовольствием провела для детей занятие по физической культуре и пригласила ребятишек посетить вместе с родителями спортивный комплекс «Нерика». Мы не просто пришли, а поучаствовали в соревнованиях «Папа, мама, я-спортивная семья»
Слайд 21
После пожарных учений в ДОУ дети заинтересовались профессией «пожарный». Один из пап, работающих в части, пригласил нас на экскурсию, где ребятам напомнили о правилах пожарной безопасности. Затем примеряли каску, пытались поднять дыхательный аппарат, взбирались в кабину, слушали оглушающий сигнал тревоги, а некоторые даже успели посидеть в кресле начальника пожарной части. Ребята были в восторге от увиденного и услышанного
Слайд 22
Мы познакомились с мастером кукол, узнали о разных видах кукол, о процессе их изготовления и сами попробовали изготовить маску из папье-маше
Слайд 23
Вернувшись в детский сад дети принялись изготавливать маски различных видов
Слайд 24
Которые затем использовали в театральной деятельности
Слайд 25
Для знакомства с профессией полиграфист мы отправились в северо-енисейскую информационную службу, где до выхода на пенсию трудилась бабушка одного из воспитанников.
Слайд 26
Прямо на глазах у детей полиграфисты отпечатали свежий выпуск районной газеты «Северо-Енисейский вестник» и подарили ребятам. Затем дали возможность побывать в роли ведущих новостей. После экскурсии мы стали выпускать свою групповую газету «Веселые ребята», где полиграфистом пришлось уже быть мне.
Слайд 27
Во время посещения почтового отделения дети не только познакомились с профессией «почтальон» и подержали его тяжелую сумку, но и узнали как много людей разных профессий участвуют в процессе доставки письма адресату (водитель, пилот самолета, сортировщик, грузчик и т.д.). Ребятам подарили конвертики, на которых они сами поставили почтовый штемпель. В дальнейшем мы вложили в них рисунки цветов для мамы к 8 марта, а чтобы письмо дошло, необходимо было знать наизусть свой адрес и это стало заделом на другую деятельность…
Слайд 28
Дедушка одного из воспитанников познакомил с профессией «плотник», инструментами, которыми он пользуется
Слайд 29
В период проведения тематической недели «хлеб-всему голова» к нам в гости пришел повар
Слайд 30
И мы все «превратились» в поварят, замесили тесто и под руководством повара постряпали вкусные булочки. Во время выпечки булочек, дети вместе со взрослыми играли в подвижную игру и накрывали стол для чаепития.
Слайд 31
Знакомство с профессией «инспектор ДПС» проходило на территории детского сада, где расположен автогородок в ходе тематической недели «Азбука безопасности».
Для ребят была организована игра-квест, в ходе которой дети вспомнили основные правила дорожного движения.
Слайд 32
Для анализа проведенной работы и отслеживания динамики развития ребенка по данному направлению, использовали следующий диагностический материал, представленный на экране.
Слайд 33
В ходе диагностических мероприятий, которые проводились в начале внедрения практики и по ее окончанию, выявились следующие положительные результаты: в начале дети 4х лет называли 2-3 профессии, большинство не могли ответить кем работают их родители и чем занимаются на работе, то в конце называли уже более 12 профессий, профессии родителей, их трудовые действия. У детей сформировались умения различать профессии по существенным признакам, объяснять их значение для общества, моделировать в игре отношения между людьми разных профессий, участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых.
Повысился интерес и активность родителей к участию в образовательном процессе. Если при запуске практики приняло участие всего 15% семей воспитанников, то на конец реализации - более 60% семей
В дальнейшем у детей проявился интерес и к профессиям. родственников.
Из наблюдений мы увидели, что дети стали бережнее относится не только к результатам своей продуктивной деятельности, но и сверстников и к окружающим предметам.
Появившийся детский интерес способствовал развитию самостоятельной игровой деятельности детей. Изменился сюжет игры, стал развернутым: играя в «Парикмахерскую», ролевые действия были однообразны – расчесывали и подстригали, то после встречи с мамой Эвелины, работающей парикмахером-стилистом, игра переросла в «Салон красоты». Расширился набор выполняемых игровых действий, предоставляемых услуг, потребовались дополнительные атрибуты(…..)
К положительным результатам мы также относим изменения в РППС, что немало важно для успешного осуществления профориентационной работы с детьми. Главное, чтоб ее организация была правильной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Развивающая среда обогатилась как игровым оборудованием, так и дидактическими материалами. Например: фотоальбом «Все работы хороши», настольные игры «Кому что нужно», «Что перепутал художник», лото «Профессии», карточки-алгоритмы «Свари суп», «Каша из…», «Готовим тесто» и др.
Атрибуты к с-р играм: «Салон красоты», «Кафе-мороженое», «Супермаркет»…
Но наиболее значимым для нас результатом реализации практики стало сплочение детского и взрослого (родители, педагоги) коллективов, установление положительного эмоционального фона в группе, повышение авторитета родителей и возникновение чувства гордости у детей за своих родителей
Слайд 34
Данная практика была представлена мною на РМО воспитателей дошкольных образовательных учреждений района. Реализация практики получила положительную оценку ЦЗН Северо-енисейского района и была отмечена благодарностью за организацию профориетационной работы с воспитанниками.
Слайд 35
Работу по данному направлению считаю продуктивной и перспективной. Надеюсь, что в результате проведенной нами многоплановой работы ребята в будущем выберут профессию, которая позволит чувствовать себя счастливыми и востребованными. Ведь детские впечатления самые яркие и глубокие. Кто знает может быть, выбирая, кем пойти учиться, наши воспитанники вспомнят наши игры.
Достигнутые результаты стимулируют на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и приемов по ранней профориентации.
У меня всё. Спасибо за внимание!