СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Каким должен быть учитель математики в современной школе?"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Каким должен быть учитель математики в современной школе?"»



Выступление

Каким должен быть учитель математики в современной школе?

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.

Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола. Сегодня ситуация практически не изменилась. Женщин- подавляющее большинство, 1 миллион 99 тысяч.

Примерно шестая часть из педагогов – 213 тысяч - пенсионного возраста. Многие думают, что учителем математики быть совсем не трудно: все лишь нужно провести урок, проверить тетради и выставить отметки и все. Но все намного серьезнее и более ответственно. Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной – очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Кто они – современные учителя математики?

Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями. Например: Платон – учитель Аристотеля, Аристотель – учитель Александра Македон-ского, Цицерон – учитель Аврелия Августина, Антисфен – учитель Диогена. Что же их объединяло? По-моему, доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант. Из нашей истории можно вспомнить Жуковского – учителя и наставника А.С. Пушкина. Именно он оценил божественный дар поэта в мальчике. «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным», – писал Л.Н. Толстой. Эти учителя своим подвижническим трудом подтверждают его мнение. Они были настоящими людьми с большим добрым, честным, светлым сердцем, которое призывало их сеять доброе, разумное, вечное. Без этого не может быть учителя вообще. Поэтому эти качества должны сохраниться в учителе будущего. Они бессмертны. Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников. Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель занимает далеко не последнее место. Настоящий учитель – это ученик своих учеников.

Что значит быть современным учителем математики ?

Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем и какие требования предъявляет к учителю математики информационный век?

Объектом профессиональной активности учителя является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю математики необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя математики кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя математики ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя математики должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. Требования профессионального стандарта педагога, на уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности при решении поставленной задачи.

По требованиям профессионального стандарта педагога главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

Я считаю, что учитель математики XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.

Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета.

Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.

Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч.

Использовать на уроке: современные технологии - медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.

Труд педагога – работа на отдаленное будущее. Учитель должен уметь ставить высокие цели, которые вдохновляют и мотивируют учеников.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

5.Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

Быть современным учителем математики трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.В современных условиях главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем математики особые задачи. Поэтому следует сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение, воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его математической деятельности.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель математики должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков учитель математики не может эффективно учить и воспитывать.

Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь выполнять задания этих предметов, где существенным является математическое содержание, выполнять совместные межпредметные проекты, рецензировать размещенные в информационной среде работы учащихся по другим предметам с математической точки зрения.

Это означает, что самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Так трактует современного учителя математики профессиональный стандарт.

Главным качеством учителя математики, на мой взгляд, является способность любить детей. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Наши дети по- иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной.

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Ведь учитель: - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.

Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Отличительными чертами современного учителя вообще и учителя математики являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.

Главным образовательным результатом освоения математики учащимся является формирование:

способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,

способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.  Учитель должен хорошо разбираться в психологии детей любого возраста. Современный преподаватель обязан уметь находить подход к каждому ученику. Школу посещают дети разных социальных слоев и из разных семей. Если один ребенок скромный и стеснительный, то другой – гиперактивный, непослушный или грубый. Учитель-профессионал должен помочь раскрыться застенчивому ребенку и направить энергию гиперактивного в нужное русло для решения математических задач. Современный учитель математики должен быть мобильным, умеющим подстроиться под любую жизненную ситуацию. Каждый день наша жизнь наполняется все большей скоростью и информацией, поэтому немаловажной задачей учителя является умение быстро ориентироваться в жизни, ведь учитель является примером для своих учеников, не только как человек, дающий им учебные и научные знания, но и как человек, дающий знания о жизни, жизненных позициях, трудностях и нюансах.

Хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: « если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам . Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Учитель математики должен быть в курсе новшеств, идти в ногу со временем, знать какие учебники, рабочие программы, поурочные разработки наиболее актуальны именно сейчас. Также он должен уметь их разработать сам, адаптировать под своих учеников, уметь устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в курсе школьной дисциплины.

Очень часто личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт, желанием работать вместе определяется уровень познавательного интереса к предмету. В этом учителю математики помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок, а также игровые разминки. Современный педагог должен идеально знать не только математику, но и современные информационно-коммуникационные технологии. Не плохо, если у преподавателя есть свой сайт. Прежде всего, учитель – человек. Никакие современный информационные технологии его не заменят. Он должен быть не только наставником своим ученикам, но и другом, которому они могут доверять. Именно на основе доверия создается доброжелательная обстановка в классе во время урока, без которой качественное усвоение знаний практически невозможно. Зачастую любовь к предмету зависит от педагога, особенно, если это математика.

Учитель должен знать методику преподавания своего предмета, а также чувствовать своих учеников, найти ключик к каждому из них. Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности, а кто-то будет заниматься ею профессионально. Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях. Если учитель творческий и неординарный, ему будет легче заинтересовать своих учеников, пробудить в них желание изучать математику. Ученик не должен чувствовать себя хуже других, даже если у него не все получается. Учитель обязан создать такую ситуацию, чтобы ученик на уроке чувствовал успех. Учитель должен быть счастливым, он должен радоваться даже незначительным успехам своих учеников. Педагог – профессионал, знаток своего дела, знаток психологии тех, кого он обучает.

Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».

Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Свое размышление хочется закончить словами из стихотворения Г.П.Петелиной:

« В нашей жизни все неповторимо,

Так ведется издавна, в веках,

Только лишь одно бесспорно, зримо:

Кто учил – живет в учениках».

Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!