СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Конфликт с собственным ребенком"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на родительское собрание в 10 классе на тему:"Конфликт с собственным ребенком"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Конфликт с собственным ребенком"»















Доклад на родительское собрание

на тему:

«Конфликты с собственным ребенком и пути их решения»



























Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.

Уильям Линкольн

Конфликт с лат. conflictus — столкнувшийся — это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.

Причины конфликта:

  • возрастные особенности, или психологические кризисы;

  • недостаток внимания или гиперопека со стороны родителей;

  • чрезмерная агрессивность обеих сторон, нежелание выслушать собеседника;

  • непринятие мнения противоположной стороны;

  • несовпадение взглядов на жизнь, что становится особенно заметно в подростковом возрасте;

  • чрезмерная усталость родителей, «зацикливание» на работе и других делах, не связанных с жизнью ребенка.

Неконструктивные способы разрешения конфликтов

«Выигрывает родитель»

Родители, склонные использовать этот способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет». Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения «всегда добивайся своего, не считаясь с желаниями другого». А дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же самое. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок и тогда «коса находит на камень».

Есть и другой вариант этого способа разрешения конфликтной ситуации: мягко, но ненастойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако, если такой нажим – постоянная тактика родителей, с помощью которой они добиваются своего, ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы, желания и потребности не в счет». В некоторых семьях дети годами бывают побежденными. Они растут либо агрессивными, либо пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление, обида, отношения нельзя назвать близкими и доверительными.

«Выигрывает только ребенок»

По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов, либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка». В таких случаях дети растут эгоистами, не умеющими себя организовать. Дома это может и не проявляться, но в школе, в компании у такого ребенка возникают большие трудности – им уже никто не хочет потакать. Такие ребята остаются в одиночестве, часто становятся объектом насмешек со стороны других детей.

Неправильно разрешаемые семейные конфликты (не важно большие или маленькие) неизбежно дают «эффект накопления». И под его влиянием формируются черты характера, которые потом отражаются на взаимоотношениях выросших детей и постаревших родителей.

Конструктивный способ разрешения конфликтов

Заключается в том, что выигрывают обе стороны и родитель, и ребенок.

Для правильного разрешения конфликтной ситуации существует пошаговая схема, которая позволяет изменить ситуацию к удовлетворению обоих сторон противостояния.

Первый шаг

Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях.

Второй шаг

Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.

Третий шаг

Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.

Четвёртый шаг

Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

Пятый шаг

Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.

Шестой шаг

Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?».

Памятка для родителей

  • Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

  • Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

  • В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

  • Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

  • Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

  • Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

  • Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

  • Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

  • Умейте вовремя останавливаться.

  • Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.



Проблемы «отцов и детей» избежать возможно. Для этого необходим вдумчивый подход к взаимоотношениям с вашим ребенком. Цените его как личность, но не позволяйте принижать себя. Взвешенный и конструктивный подход к самым сложным конфликтам интересов детей и взрослых приносит только положительные результаты.

Литература

  1. Дереклеева Н. И. Родительские собрания в 5-11 кл. – М., «ВАКО» 2004.

  2. Кривцова Е. В., Мухаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 2004.

  3. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. –Ярославль, 2002.

  4. Миллер В. С. “Как по – настоящему любить детей” // Классный руководитель. 1998г. №6.

  5. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И. В. – М., 2000.