10
Доклад
по теме: «Конфликтная и толерантная личность:
понятие, критерии и сравнительная характеристика.»
подготовлен классным руководителем Н.А. Слабоднюк
Ведение
Актуальность выбранной темы доклада не вызывает сомнения, так как каждый человек сталкивается с конфликтами в личной или профессиональной сфере.
Понятия «конфликтность» и «толерантность» давно стали составляющими активного словарного запаса специалистов различных сфер деятельности. Традиционно установилась чёткая взаимосвязь сущностных характеристик этих феноменов, а именно указывается на их антагонизм. При этом конфликтность оценивается как некая негативная характеристика личности или установившейся атмосферы социума. Толерантность же возводится в ранг некого нравственного качества личности, которое необходимо воспитывать у ребёнка на всех этапах онтогенеза.
Термин «конфликт» означает буквально «столкновение, серьёзное разногласие, спор», но единого и чёткого определения этого понятия нет.
Проблема толерантности
Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.
Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.
Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:
уважает мнение других
доброжелательна
направлена на взаимодействие
способна понять и принять
любознательна и чутка
снисходительна.
Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям.
Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.
1.Конфликтность как качество личности.
На мой взгляд наиболее полное определение конфликтности дает Г.Е.Григорьева, так как она исследует данное качество личности с позиций нравственного отношения человека к окружающим. Автор считает, что: «Конфликтность – интегральное качество личности, определяющее нравственное отношение личности к окружающим людям и проявляющееся в избираемых индивидом способах разрешения конфликтов». В процессе воспитания происходит развитие личности. Являясь личностным качеством, изменяется и конфликтность. Это изменение происходит поэтапно, что позволяет выделить уровни конфликтности.
1) Поведенческий аспект, акцентирующий внимание на конфликтных действиях. Действия (драки, войны, сражения, споры) считаются основным показателем конфликта.
2)Аспект взаимодействия, где признаётся наличие конфликта уже при объективно сложившемся антагонизме интересов, целей, мотивов.
3)Аспект, подчёркивающий восприятие и отношение субъекта к противоречиям. Здесь конфликт – воспринимаемая несовместимость действий или целей.
В конфликте – две стороны, два управляющих, отсюда разные взгляды, мотивы и пр. Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Конфликт играет в нашей жизни двоякую роль. Отечественная социальная психология советского периода считала конфликт «болезнью коллектива», отрицая любую его созидательную роль. Западные исследователи конфликтов делают акцент на невозможности построения бесконфликтного социума, поэтому проблема конфликтологии состоит исключительно в разработке оптимальных путей разрешения спорных ситуаций. Исходя из этого, выделяются две основные функции конфликтов
1 Деструктивная (разрушительная) функция выражается в непонимании и отсутствии стремления понять друг друга; неадекватности восприятия и реагирования , а действия и высказывания другой стороны; уменьшении сотрудничества и нарастании изоляции; изменении деловой активности, снижении производительности каждого и группы в целом; эмоциональных затратах в конфликте; истощении материальных и духовных ресурсов, жизненных сил в результате конфликта; нарушении стабильности сложившейся системы отношений.
2 Конструктивная (созидательная) функция способствует изменениям и развитию (личности, группы), позволяет сторонам лучше понять друг друга, росту у человека чувства ответственности, осознанию им собственной значимости; т.е. структурированию групп и созданию коллективов, организаций; играет информационную и связующую роль; создаёт условия для переоценки отношений, моральных качеств людей, которые не замечались прежде; стимулирует активность, способствует выдвижению новых лидеров; снимает скрытую напряжённость, даёт ей выход, восстанавливая оптимальное равновесие в отношениях; выполняет диагностическую функцию, выявляя поле напряжения, рассогласованности целей, интересов.
Проблема формирования умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты у людей разных возрастов еще мало изучена. Особенно важной является задача формирования конфликтной компетентности в раннем юношеском возрасте, так как в это время происходит открытие внутреннего мира, развивается рефлексия, формируется Я- концепция, создаются собственные, независимые эталоны для образа идеального Я. В этот период решаются такие задачи, как формирование новых отношений со сверстниками обоего пола, появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения, формирование собственной идеологии. Решение этих задач не проходит бесконфликтно, поэтому в период ранней юности чрезвычайно важно формировать умения предупреждать и позитивно разрешать конфликты.
Причины конфликтов - это глубинные образования, раскрывающие источники возникновения конфликтов и их мотивы.
Конфликт - это отсутствие согласия и последующее столкновение между двумя или более сторонами, лицами, группами или силами.
Конфликтная ситуация - это взаимодействие конфликтующих сторон, вызванных инцидентом или поводом. Конфликтная ситуация запускается поводом. При этом повод - внешняя, хорошо осознаваемая причина конфликта. Повод выступает в виде требований, претензий
Отечественные психологи (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк; В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко), описали 6 основных типов конфликтных личностей:
1) демонстративный тип:
1. Хочет быть в центре внимания.
2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.
3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.
4. Ему легко даются поверхностные конфликты.
5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
6. Налицо поведение эмоциональное.
7. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
8. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
9. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.
2) ригидный тип: (слово "ригидный" означает негибкий, непластичный). Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, ᴨȇреходящей в грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
3) неуправляемый тип: люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
Поведение - агрессивное, вызывающее.
Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.
Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.
4) сверхточный тип: предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Чрезмерно чувствителен к деталям, к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей.
Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, ᴨȇреживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в групᴨȇ.
5) бесконфликтный тип: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный усᴨȇх в ситуациях. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
6) Рационалист: расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, ᴨȇрвым предав руководителя.
2. Толерантность как качество личности.
Толерантность – это такая модель поведения, когда существует свобода мысли и слова, и абсолютная терпимость к любому слову.
Толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
Толерантность является структурным компонентом личности и затрагивает все сущностные сферы человека. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность - это гармония в многообразии.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути "инакости", отличности от других.
Но, кроме всего этого, в мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, наркоманы, представители сексуальных меньшинств - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе.
Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению?
Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, равнодушием.
Толерантность в педагогическом понимании — это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.
Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.
Не случайно практически каждая работа, посвящённая толерантности, начинается с анализа самого понятия. Дело в том, что толерантность как явление не является односмысловым. Понятие «толерантность» характеризует и качество личности, и моральное правило, и принцип деятельности, и принцип отношений между индивидами. Толерантность как качество личности выражает способность индивида к договорённостям, склонность к доброжелательности, доброте, уважение к инакомыслию. Толерантность как моральное правило означает требование исполнения всеобщего нравственного закона, согласно которому к человеку следует относиться как к цели и высшей ценности, а не как к средству. Толерантность как принцип деятельности и поведения указывает на признание множественности равноценных позиций и равенства прав других, согласование и применение интересов. Толерантность как принцип отношений между индивидами характеризует стремление к сохранению мира, сотрудничеству индивидов друг с другом, диалогу и компромиссу.
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, в котором он живет, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Основные задачи воспитания толерантности у детей:
распространение идей и идеалов толерантности
развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
формирование уважительного отношения к людям
работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.
Направления воспитания толерантности:
Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.
Воспитывать толерантность у школьников лучше всего с помощью игры.
С целью развития толерантности можно проводить целый спектр мероприятий:
Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народа и других народностей.
Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
Активные игры разных народов.
Народные праздники.
Занятия по мотивам народных сказок.
При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.
Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.
Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.
Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:
Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
Формирование положительной гражданской позиции в школе.
Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.
В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:
Гуманизации: каждая личность — уникальна.
Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.
Воспитание толерантности — это тяжёлый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.
«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Толерантные родители (для родительского собрания)
Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается агрессия, вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки — то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.
«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».
Родители должны понимать:
Если ребёнка регулярно подвергают критике — он будет учиться ненавидеть.
Если к ребёнку враждебно относятся — он может легко стать агрессивным.
Если над ребёнком постоянно смеются — он вырастет замкнутым.
Если ребёнка частенько упрекают — его будет преследовать чувство вины.
Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть — он будет также принимать и людей.
Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают — он поверит в себя.
Если с ребёнком честны родители — он станет по-настоящему справедливым.
Если ребёнок чувствует безопасности — он вырастет оптимистом.
Если ребёнка понимают и заботятся о нём — он будет верить в любовь.
При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения.
Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра — вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен — причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье.
Толерантность — это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.
Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности:
Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.
Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.
Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии.
Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.
Толерантность – активная позиция в системе «Я и Другие». Г. Харрис выделяет 4 модели взаимодействия: «Я хороший – Ты хороший», «Я хороший – Ты плохой», «Я плохой – Ты хороший», «Я плохой – Ты плохой». Модель закладывается в ребёнке с раннего детства.
Несомненно, существуют и «трудные» люди, наиболее явными из трудных личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важно понимать причины грубого и агрессивного поведения. Ели человек демонстрирует нетипичную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то часто достаточно бывает сделать ᴨȇрерыв ми дать ему прийти в себя. Но есть некоторые типы личностей, для котоҏыҳ агрессия является привычным типом поведения.
Грубиян - «танк» идет напролом, не обращая внимания на попадающихся на его пути. Он часто даже не видит вас и не слышит, что вы говорите. Наилучшее, что можно сделать - это уклониться от встречи с ним. Если же это невозможно, то следует заранее подготовиться к этой встрече, прежде всего, эмоционально. Важно заранее установить пределы, за которые вы не пойдете, несмотря на его давление. Во время общения с таким человеком следует сохранять эмоциональную сдержанность. Полезно его выслушать, хоть это и непросто, дать спустить пар и стараться, так или иначе, привлечь внимание «танка». Хорошо использовать для этого повторение его имени. Как только внимание у вас - торопитесь высказать то, что вам необходимо, так как это не стоит. Говорите коротко и ясно. Признайте справедливость тех претензий, которые, действительно, таковы. Стремитесь к возможно более быстрому завершению разговора. Не давайте волю эмоциям и после его завершения.
Существует тип «грубияна - крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не ᴨȇрейти на его стиль разговора. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способ утихомирить «крикуна».
К этому типу примыкает «граната»- тип довольно мирного человека, который, тем не менее, совершенно неожиданно может взорваться. Как правило, это является результатом его чувства беспомощности, ощущения контроля за ситуацией. Можно «разрядить гранату», дав такому человеку возможность контроля за ситуацией, и успокоить его.
«Привычный крикун» просто не умеет решать проблемы иначе и ᴨȇреходит на крик при ᴨȇрвой же возможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое - зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели.
Менее агрессивный, но не менее нервирующий тип - «всезнайка», который постоянно ᴨȇребивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в комᴨȇтентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним - считаться с его мнением (нередко он и в правду бывает комᴨȇтентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжение встречи, если уж он утверждает что ему некогда.
«Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено. Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно оᴨȇредить ᴨȇссимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.
Один из наиболее сложных типов - это «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется, открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Поэтому у него всегда найдутся вполне логичные, псевдоразумные объяснения типа: «Я не знал», «Я забыл». Пассивно - агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы. По возможности лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их проделки, не проявлять внешне гнев и разочарование - это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.
Если же вы вынуждены иметь дело с «пассивно-агрессивным» человеком, добейтесь, чтобы он точно записал, что от него ожидается. Идеально, если вы сохраните копию обязательства для себя, чтоб потом предъявить ему. Чутко обрисуйте ему значимые для него последствия не выполнения данной задачи. Контролируйте ход невыполнения обещанного. Очень важно держать себя в руках и не предъявлять претензий до того пока человек такого типа еще не сделал нечего плохого, не «программировать» его на невыполнение. Если вы сталкиваетесь с пассивно-агрессивным типом. Который практикует ᴨȇрешептывание за вашей спиной, то важнее всего обнаружить, «обнародовать» его, сохраняя при этом хладнокровие. Он силен только сидя в «кустах». Задайте ему напрямую, возможно, в присутствии других, вопросы о том, чем он недоволен, чего хочет. Скорее всего, он стушуется и растеряется.
«Сверх покладистый» тип может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти нечего не выполняет. Ссылаясь на ᴨȇрегруженность и другие обстоятельства. При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Он панически боится отказывать, и, действительно, набирает такое количество обязательств, что при всем своем старании большую часть из них выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов с учетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию. Создать для него обстановку эмоционального принятия вне зависимости от того, что он делает. Это даст ему возможность взять ᴨȇредышку и не добиваться важного расположения столь непродуктивным способом, какой он практикует.
Методы и приёмы
Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:
активное использование игровых технологий
развитие родного языка
обучение истории
расширение знаний о народностях учеников, их традициях
использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
организация совместной деятельности учеников
внимание учителя к достижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
взаимодействие педагога с семьями учащихся
воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.
Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости
Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).
«Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
«Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
«Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
«Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
«Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
«Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир — многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее внутренний мир каждого человека, тем интересней жить.
«Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.
При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.
Вывод
Сопоставляя смыслы понятий, аспекты и функции толерантности и конфликтности как социально-психологических феноменов, можно сделать следующие выводы:
– конфликт – объективное явление социальной жизни, имеющее большую созидательную роль при правильном его разрешении;
– толерантность если не становится причиной возникновения конфликтов обязательно, то не снимает такой вероятности, т.к. пассивное терпение иной позиции рано или поздно приведёт к обострению ситуации;
– толерантность стабилизирует систему, но при этом препятствует её конструктивному развитию, т.к. не предполагает решения возникших проблем;
– толерантная личность более стрессоустойчивая, чем конфликтная, т.к. развитие толерантного отношения к социуму связано с развитием эмоционально-волевых качеств личности.
Таким образом, разрабатывая принципы организации воспитательного процесса, необходимо осознавать многоаспектность феноменов конфликт и толерантность.
Список использованной литературы
1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //
Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. /
Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование.
2001 № 9, 2002 № 1.
4.Анцупов А.Я. Конфликтология. Теория и практика : /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. -5-е изд., перераб. и доп. -М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2018. -503 с. Брыжинский А.А., Худойкина Т.В. 5.Общие задачи совершенствования негосударственного регулирования конфликтов в Российской Федерации.//Вестник Мордовского университета. 2019. №1. С. 181 -186. Брыжинская Г.В., Баева 6.А.В. Коммуникация как неотъемлемая часть конфликта//в сборнике: Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности Материалы 7.Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -Саранск, 2017. -С. 17-20. Блюм М.А., Хазанова Д.Л., Малышев Д.Н. Управление персоналом в коммерческой организации: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2018. 112 с. 8.Буков, А.Е., Губер, Н.Б., Богатова, О.В. Реализация требований к управлению персоналом в системе менеджмента качества организации / Молодой ученый. 2017. № 3 (83). С. 100-102. 9.Вершинин А.В. Проблемы классификации конфликтов в учебной литературе