СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Креативность преподавателя – залог успешных инноваций в профессиональном образовании» на V Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и обобщение передового педагогического опыта»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад «Креативность преподавателя – залог успешных инноваций в профессиональном образовании» на V Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и обобщение передового педагогического опыта»

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Креативность преподавателя – залог успешных инноваций в профессиональном образовании» на V Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и обобщение передового педагогического опыта»»

КРЕАТИВНОСТЬ ПРЕПОДВАТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНЫХ ИННОВАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Калужина О.И.

ОГБПОУ Ряжский колледж имени Героя Советского Союза А. М. Серебрякова, преподаватель, г. Ряжск


Чтобы оценить эффективность креативной педагогической деятельности, необходимо определиться с трактовкой самого понятия креативности. Буквальный перевод с английского слова креативный означает творческий, ищущий и создающий новое.

Следовательно, креативность педагогической деятельности можно рассматривать как способность преподавателя творчески подходить к созданию множества оригинальных и полезных идей посредством нестандартного мышления, принятию нового и отказом от стереотипов.

Создание нового в большой степени зависит от личности самого педагога, уровня его образованности и культуры. Следует помнить, что сам педагог – это человек имеющий способность учить, воспитывать и занимающийся этим профессионально.

Если говорить о профессионализме, то это подразумевает в немалой степени владение технологиями в своей сфере. Неотделима от технологической подготовки и компетентность, которая подразумевает ряд личностных качеств, необходимых в нынешней жизни любому специалисту в той или иной мере, таких как:

  • развитое нестандартное мышление;

  • деловая креативность;

  • непрерывное самообразование;

  • коммуникабельность;

  • ответственность за результат и др.

Поэтому к образовательным учреждениям СПО предъявляются высокие требования не только к профессиональной технологической подготовке будущих специалистов, но и к их личностным качествам. Ведь сегодня остро встает вопрос нехватки компетентных высокообразованных профессионалов, что обусловлено отставанием России во многих отраслях и высокой конкуренцией на мировом рынке.

В связи с этим российское профессиональное образование должно непрерывно меняться. И решающую роль здесь играет применение креативных качеств преподавателя. Ведь подлинный креатив урочной деятельности начинается тогда, когда единая тема становится объектом общих интересов, желаний и устремлений педагога и студента.

Творчество преподавателя состоит из нескольких последовательных этапов:

  • генерация педагогического замысла, направленного на решение поставленной задачи;

  • разработка возникшей идеи;

  • воплощение идеи;

  • анализ и оценка результатов.

И творческий процесс преподавателя не отделим от творческого процесса каждого студента и всего коллектива образовательного учреждения. Необходимо четко осознавать сущность, цели и задачи своей педагогической деятельности, видеть ее перспективы, ведь без этого преподаватель может быть преподаватель может быть хорошим стандартным исполнителем, но никогда не станет творцом. [1, с. 320]

Творчество невозможно без осознания своей креативной индивидуальности, без освоения и переработки опыта других профессионалов, без возникновения профессионально-личностной мотивации. Как в споре рождается истина, так и творческая идея педагога рождается из знания теории, собственного опыта работы и на основе опыта коллег. А идея уже побуждает к поиску путей ее реализации. [3, с. 215]

Креативный преподаватель тем и отличается от других, что не просто использует чужой опыт, а насыщает его своими идеями, перерабатывает его и делает его для себя заново обретенным.

Педагог увлеченный творчеством способствует развитию творческой активности в своих студентах. Такой преподаватель всегда будет нацелен на формирование творческой личности, обладать педагогическим тактом, артистизмом, чувством юмора, умением задавать интересные вопросы, моделировать проблемные ситуации и т.д.

Интерпретируя слова Ильева В. А. можно заключить, что если преподаватель подходит к урокам творчески, если это является делом его жизни, если его привлекает общение со студентами, формирование их личностей, то они поверят ему и будут творить сообща. [2, с. 156]

Креативность педагога неразрывно связана с его инновационной деятельностью. Ведь саму педагогическую инновацию можно трактовать как новшества в педагогической деятельности, изменение содержания и технологии обучения и воспитания, дабы повысить их эффективность.

Следовательно, к инновациям относится изменение содержания образования, его организационно-технологические основы, направленные на повышение его качества, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития студентов.

Развитие инноваций в образовании формирует и развивает систему непрерывного образования личности в течение всей жизни. Система инновационного образования представляет собой единение новых технологий, методов обучения и воспитания, ориентированное на развитие и повышение творческого потенциала личности, мотиваций к самостоятельной работе и самоконтролю.

Инновационная деятельность преподавателя состоит в том, чтобы грамотно использовать в процессе обучения методы, которые будут способствовать максимальному достижению поставленной цели. Это благотворно влияет на развитие у студентов интереса к учебе, развивает мотивацию к усвоению учебных дисциплин и профессиональных модулей. Формирует навыки нестандартного мышления, применению нового в своей деятельности, принятию рационального решения по возникающим проблемам и др. поэтому так необходимо развивать личные качества будущих специалистов, которые обеспечат им успешную профессиональную карьеру, что невозможно без применения педагогических инноваций в учебном заведении. [4, с. 224]

Продолжающееся последние десятилетия повышение технического уровня современного производства, поэтапная цифровизация экономики требует практико-ориентированных специалистов, способных сочетать интеллектуальную и практическую деятельность. В связи с этим меняются требования к профессиональным компетенциям выпускников. Учебно-воспитательный процесс ставит своей задачей передачу студентам теоретических знаний, практических умений и навыков, формирование гармоничной личности с активной гражданской позицией.

Нельзя не отметить и еще важную причину, заставляющую обращаться к инновационной деятельности в сфере образования, это большая конкуренция среди учебных заведений, «борьба за студента». В настоящее время учебные заведения должны самостоятельно поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, проводить мониторинг на рынке образовательных услуг, следить за появлением новых научных и технологических достижений и быть на шаг впереди.

Новые условия диктуют новые задачи профессиональной педагогической деятельности:

  • использование дистанционных и информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов;

  • применение дифференцированного, развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода;

  • навыки работы с ПК, поисковыми системами, мультимедийным оборудованием;

  • установление контактов со студентами, их родителями, коллегами;

  • умение диагностировать причины конфликтных ситуаций, их профилактики и локализации.

Хотелось бы остановиться на проблемах, связанных с внедрением инноваций в образовательный процесс. Статичность мышления приводит к тому, что не все преподаватели готовы заново учиться, сдавать экзамены, тратить свое свободное время и деньги. Далеко не всегда и учебные заведения оснащены в должной компьютерной техникой и электронными средствами обучения. Решению данных проблем способствует переподготовка педагогических кадров, оборудование учебных аудиторий современным мультимедийным оборудованием, применение передовых компьютерных технологий.

Педагогические инновации, применяемые в профессиональных образовательных учреждениях в конечном итоге, способствуют реализации социального заказа – выпуск высококвалифицированных специалистов с развитым чувством патриотизма и активной жизненной позицией.


Список использованных источников:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 320 с.

  2. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: Издат. центр «Академия», 1993. – 156 с.

  3. Любарт Т., Мишуру К. и др. Психология креативности / пер. с фр. — М.: Когнито-Центр, 2009. — 215 с.

  4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. — 224 с.