КРЕАТИВНОСТЬ ПРЕПОДВАТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНЫХ ИННОВАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Калужина О.И.
ОГБПОУ Ряжский колледж имени Героя Советского Союза А. М. Серебрякова, преподаватель, г. Ряжск
Чтобы оценить эффективность креативной педагогической деятельности, необходимо определиться с трактовкой самого понятия креативности. Буквальный перевод с английского слова креативный означает творческий, ищущий и создающий новое.
Следовательно, креативность педагогической деятельности можно рассматривать как способность преподавателя творчески подходить к созданию множества оригинальных и полезных идей посредством нестандартного мышления, принятию нового и отказом от стереотипов.
Создание нового в большой степени зависит от личности самого педагога, уровня его образованности и культуры. Следует помнить, что сам педагог – это человек имеющий способность учить, воспитывать и занимающийся этим профессионально.
Если говорить о профессионализме, то это подразумевает в немалой степени владение технологиями в своей сфере. Неотделима от технологической подготовки и компетентность, которая подразумевает ряд личностных качеств, необходимых в нынешней жизни любому специалисту в той или иной мере, таких как:
развитое нестандартное мышление;
деловая креативность;
непрерывное самообразование;
коммуникабельность;
ответственность за результат и др.
Поэтому к образовательным учреждениям СПО предъявляются высокие требования не только к профессиональной технологической подготовке будущих специалистов, но и к их личностным качествам. Ведь сегодня остро встает вопрос нехватки компетентных высокообразованных профессионалов, что обусловлено отставанием России во многих отраслях и высокой конкуренцией на мировом рынке.
В связи с этим российское профессиональное образование должно непрерывно меняться. И решающую роль здесь играет применение креативных качеств преподавателя. Ведь подлинный креатив урочной деятельности начинается тогда, когда единая тема становится объектом общих интересов, желаний и устремлений педагога и студента.
Творчество преподавателя состоит из нескольких последовательных этапов:
генерация педагогического замысла, направленного на решение поставленной задачи;
разработка возникшей идеи;
воплощение идеи;
анализ и оценка результатов.
И творческий процесс преподавателя не отделим от творческого процесса каждого студента и всего коллектива образовательного учреждения. Необходимо четко осознавать сущность, цели и задачи своей педагогической деятельности, видеть ее перспективы, ведь без этого преподаватель может быть преподаватель может быть хорошим стандартным исполнителем, но никогда не станет творцом. [1, с. 320]
Творчество невозможно без осознания своей креативной индивидуальности, без освоения и переработки опыта других профессионалов, без возникновения профессионально-личностной мотивации. Как в споре рождается истина, так и творческая идея педагога рождается из знания теории, собственного опыта работы и на основе опыта коллег. А идея уже побуждает к поиску путей ее реализации. [3, с. 215]
Креативный преподаватель тем и отличается от других, что не просто использует чужой опыт, а насыщает его своими идеями, перерабатывает его и делает его для себя заново обретенным.
Педагог увлеченный творчеством способствует развитию творческой активности в своих студентах. Такой преподаватель всегда будет нацелен на формирование творческой личности, обладать педагогическим тактом, артистизмом, чувством юмора, умением задавать интересные вопросы, моделировать проблемные ситуации и т.д.
Интерпретируя слова Ильева В. А. можно заключить, что если преподаватель подходит к урокам творчески, если это является делом его жизни, если его привлекает общение со студентами, формирование их личностей, то они поверят ему и будут творить сообща. [2, с. 156]
Креативность педагога неразрывно связана с его инновационной деятельностью. Ведь саму педагогическую инновацию можно трактовать как новшества в педагогической деятельности, изменение содержания и технологии обучения и воспитания, дабы повысить их эффективность.
Следовательно, к инновациям относится изменение содержания образования, его организационно-технологические основы, направленные на повышение его качества, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития студентов.
Развитие инноваций в образовании формирует и развивает систему непрерывного образования личности в течение всей жизни. Система инновационного образования представляет собой единение новых технологий, методов обучения и воспитания, ориентированное на развитие и повышение творческого потенциала личности, мотиваций к самостоятельной работе и самоконтролю.
Инновационная деятельность преподавателя состоит в том, чтобы грамотно использовать в процессе обучения методы, которые будут способствовать максимальному достижению поставленной цели. Это благотворно влияет на развитие у студентов интереса к учебе, развивает мотивацию к усвоению учебных дисциплин и профессиональных модулей. Формирует навыки нестандартного мышления, применению нового в своей деятельности, принятию рационального решения по возникающим проблемам и др. поэтому так необходимо развивать личные качества будущих специалистов, которые обеспечат им успешную профессиональную карьеру, что невозможно без применения педагогических инноваций в учебном заведении. [4, с. 224]
Продолжающееся последние десятилетия повышение технического уровня современного производства, поэтапная цифровизация экономики требует практико-ориентированных специалистов, способных сочетать интеллектуальную и практическую деятельность. В связи с этим меняются требования к профессиональным компетенциям выпускников. Учебно-воспитательный процесс ставит своей задачей передачу студентам теоретических знаний, практических умений и навыков, формирование гармоничной личности с активной гражданской позицией.
Нельзя не отметить и еще важную причину, заставляющую обращаться к инновационной деятельности в сфере образования, это большая конкуренция среди учебных заведений, «борьба за студента». В настоящее время учебные заведения должны самостоятельно поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, проводить мониторинг на рынке образовательных услуг, следить за появлением новых научных и технологических достижений и быть на шаг впереди.
Новые условия диктуют новые задачи профессиональной педагогической деятельности:
использование дистанционных и информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов;
применение дифференцированного, развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода;
навыки работы с ПК, поисковыми системами, мультимедийным оборудованием;
установление контактов со студентами, их родителями, коллегами;
умение диагностировать причины конфликтных ситуаций, их профилактики и локализации.
Хотелось бы остановиться на проблемах, связанных с внедрением инноваций в образовательный процесс. Статичность мышления приводит к тому, что не все преподаватели готовы заново учиться, сдавать экзамены, тратить свое свободное время и деньги. Далеко не всегда и учебные заведения оснащены в должной компьютерной техникой и электронными средствами обучения. Решению данных проблем способствует переподготовка педагогических кадров, оборудование учебных аудиторий современным мультимедийным оборудованием, применение передовых компьютерных технологий.
Педагогические инновации, применяемые в профессиональных образовательных учреждениях в конечном итоге, способствуют реализации социального заказа – выпуск высококвалифицированных специалистов с развитым чувством патриотизма и активной жизненной позицией.
Список использованных источников:
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 320 с.
Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: Издат. центр «Академия», 1993. – 156 с.
Любарт Т., Мишуру К. и др. Психология креативности / пер. с фр. — М.: Когнито-Центр, 2009. — 215 с.
Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. — 224 с.