СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Критическое мышление как современная образовательная технология»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Критическое мышление как современная образовательная технология»»

Тема доклада: «Критическое мышление как современная образовательная технология»

Автор: Солдатенкова Елена Александровна, преподаватель математики

Организация: ГПОУ «Печорский промышленно-экономический техникум»

Задачи:

  • классифицировать условия построения личностно-ориентированного урока;

    • раскрыть основные этапы технологии критического мышления.



Всѐ наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время,

в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно

в этом основа нравственности

Б.Паскаль

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью.

«Принципиальным отличием образовательных стандартов третьего поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социального опыта».

Одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование преподавателем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Приоритет индивидуальности предполагает признание обучающегося основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

Условие вариативности предполагает определѐнную позицию преподавателя, обеспечивающую самореализацию каждого обучающегося в обучении.

Условие открытости предполагает использование на уроках разнообразных видов общения: преподаватель - студент, студент - студент, преподаватель - студенты и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

Таким образом, в моей педагогической деятельности возникла необходимость использовать новые приѐмы и современные общеобразовательные технологии.

Больше всего меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно- обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

В своем выступлении я остановлюсь на тех приѐмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих занятиях. Напомню, базовая модель

технологии вписывается в урок и состоит из трѐх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется

«Чтение и письмо для развития критического мышления». В еѐ основу положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К.Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э.Браун и И.Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков ТКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

«Переложенные» на язык практики идеи ТКМ звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания. Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.

Что же такое критическое мышление?

Приведу цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».

Таким образом, критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того,

учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д.

Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии КМ.

Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать студентам возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». Но рамках технологии КМ данные этапы получили несколько иные названия и функции.

Первый этап ВЫЗОВ – задачи которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

  • пробудить к ней интерес;

  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;

  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

  • анализ всего процесса изучения материала;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком.

Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Такой подход значительно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Обучающийся получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования технологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии КМ – научить обучающихся применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием обучались в течение всей жизни.

Описание техники технологии КМ Некоторые приѐмы стадии «Вызова»:

«Кластер»

«Корзина идей»

«Денотатный граф»

«Дерево предсказаний»

«Верные и неверные утверждения» и другие.

Подробнее каждый приѐм мы рассмотрим на следующем заседании ПЦК.

Мною был сделан вывод, при использовании и изучении данной технологии, что в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, решают, обсуждают прочитанное. Роль преподавателя в основном координирующая.

В заключение хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому студенту осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. В этом нам помогают приемы технологии КМ.

Мною было замечено, что применение данных приемов на уроках математики даѐт хороший результат, поскольку задействованы различные виды памяти и восприятия, что позволяет лучше запоминать изученный материал, рассуждать, дискутировать над решением той или иной задачи, а также доказывать свою точку зрения.