Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент - Экзюпери
Последние годы характеризуются рядом существенных перемен, затронувших практически все сферы российского общества. Среди них следует выделить сложившуюся тенденцию снижения уровня культуры населения, нравственную деградацию, проявляющуюся среди прочего в пренебрежении ценностями этикета, неумении вести себя в общественных местах, в грубом поведении и невежественности в отношениях людей друг с другом.
Особую тревогу вызывает состояние общей культуры подрастающего поколения. Грубость, развязность, небрежность речи и преобладание в ней жаргона и ненормативной лексики становятся характерными для значительной части школьников в целом и подростков в частности.
Причинами этого являются как возрастные особенности подростков (стремление к независимости и самостоятельности), так и незнание ими правил культуры общения, правил поведения в различных ситуациях, в коллективе, в общественных местах, а также ориентация на лжеценности, сформировавшиеся в эпоху социально-экономического кризиса.
Одна из важнейших задач школы – воспитание культурной, творческой личности, которая сумеет найти своё место в сложной постоянно изменяющейся действительности.
Все знания приобретаемые ребенком в процессе взросления – всего лишь средства, которые ему предстоит использовать в предстоящей деятельности. Но во всех сферах нашей деятельности, одним из основополагающих инструментов, с помощью которой мы ее осуществляем, является общение.
Поэтому воспитание у подростков культуры общения, формирование адекватных этических ориентаций и коммуникативных умений имеет существенное значение для развития личности подростка.
Ученик в процессе учебно-воспитательного процесса обязательно вступает в межличностное общение с учителями, одноклассниками, другими людьми. Вследствие этого взаимодействия происходит психическое воздействие и информационный обмен знаниями, умениями, навыками, нравственными ценностями, мотивами и интересами, опытом общения в целом.
Это ускоряет формирование таких необходимых для успешного общения качеств, как толерантность, вежливость, доброжелательность, тактичность, сдержанность, уважение к окружающим, что существенно определяет направленность личности, нравственные ориентации, которыми она руководствуется в общении, обретение им соответствующих коммуникативных умений и овладение культурой общения.
Сущность и природа культуры общения
Общение – форма связи между людьми, взаимодействие действие, совершаемое сообща, вместе.
Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе - свое Я, а ты мне – свое Я).
Культура – это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении.
Сущность культуры общения – обеспечение такой техники коммуникации, которая обеспечит взаимодействие, когда люди не только не будут «мешать друг другу» (Д. С. Лихачев), но и каждый из них сможет сохранить свое личное достоинство и индивидуальность.
Культура общения предполагает:
Умение разбираться в других людях и верно оценивать их характер, поступки, отношения.
Правильно и в то же время достаточно эмоционально откликаться на поведение окружающих людей и их состояние.
Обладать необходимыми навыками общения, уметь пользоваться ими в зависимости от индивидуальных особенностей тех, с кем общаешься.
Культура общения предполагает также наличие определенных черт характера, таких как уважение к людям, доброжелательность, искренность, терпимость. Хорошо сказал о терпимости датский поэт Пит Хейн: «Терпеть и верить – все на свете прекрасны – взрослые и дети, коты, собаки и медведи, и сослуживцы, и соседи. Терпимость – наш взаимный шанс, ведь кто-то также терпит нас».
Внутренняя культура, духовное богатство, высокие моральные качества только тогда социально ценны, когда они определяют нормы повседневного поведения людей, характер и формы общения между ними, гармонию внутреннего и внешнего облика.
Очень часто человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего чем богат его внутренний мир. Это будет потом. А пока внешность, манеры, стиль общения, Срабатывает феномен первого впечатления, которое оказывается настолько сильным, что накладывает отпечаток на всё последующее общение. «Сначала одобряет глаз, потом сердце»
Воспитанность – качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности, культура удовлетворения потребностей. Главным в этом является культура общения.
Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно - нравственно – красиво. Стержнем, основой истиной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, доброжелательности – непременное условие воспитания культуры общения.
Нормами общения является вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в общественных местах, общение женщин и мужчин.
Детей необходимо научить поведению в кругу родных, друзей, посторонних людей, в транспорте, в общественных местах, на уроках, внеклассных мероприятиях.
Дети должны быть знакомы с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания сочувствия, с правилами ведения деловых разговоров, в т. ч. телефонных.
Непременный атрибут культуры общения – тактичность, умение понять чувства и настроение окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков. Наверное, тактичность – одно из самых симпатичных человеческих качеств.
Приведем пример: Девочка в автобусе пытается уступить место бойкой женщине лет 45-50, та отказывается, на что девочка в ответ говорит, что всегда уступает место в автобусе пожилым людям. Девочка поступила вежливо, но не тактично.
Основным признаком культуры общения является культура языка. Не следует допускать в речи ребенка слов-паразитов, жаргонных слов, нецензурных выражений. Неприятное впечатление производит подросток, плохо владеющий родным языком. Слова нужно произносить отчетливо, говорить сдержанно, спокойно. Даже очень содержательный, интересный разговор многое теряет, если речь собеседника засорена грубыми, невыразительными, неуместными словами, когда интонации режут слух и, конечно же, сразу меняется к нему отношение, причем не в лучшую сторону. И очень обидно, что далеко не малая часть наших учеников действительно не в состоянии выразить свою мысль связно и без сквернословия, грубости.
Формы и методы воспитания культуры общения у подростков.
Работа по формированию культуры общения требует от воспитателя хорошего знания состояния дел в классе. Факты некультурного поведения, замеченные педагогом, позволяют ему сосредоточить внимание на наиболее актуальных для данного класса вопросах.
Успех воспитания культуры общения у подростков во многом зависит от правильного выбора форм и методов работы с ними. Главными методами остаются: приучение школьников к выполнению правил культурного общения и разъяснение им соответствующих норм морали. В практике приучения детей к выполнению правил (организация жизни подростков, специальные упражнения) происходит постоянно, при необходимости оно сопровождается различными формами разъяснения. Кроме того, воспитатель вооружает учащихся системой этических знаний. Одним из источников накопления этих знаний является собственный опыт подростков.
Когда ребенок становится подростком, у него появляется желание проводить больше времени в обществе сверстников, собираться вместе с друзьями, обсуждать общие проблемы.
И естественно, что именно тогда он задумывается о том, почему у некоторых его ровесников много друзей, а ему общаться достаточно нелегко, нужно ли иметь свою точку зрения, необходимо ли прислушиваться к мнению других.
Именно в общении дети усваивают нравственные нормы, типичные для общества и конкретной социальной среды. Именно здесь формируются и их поведенческие навыки.
Подростковый возраст – сложный и для самих детей и для их воспитателей. В этот период происходят значительные изменения в физиологии и психике ребенка, в условиях и характере деятельности, в которую включены школьники, претерпевают изменения содержание, организация и методы воспитания работы с подростками.
Все эти изменения, с одной стороны, облегчают воспитание культуры общения, с другой – создают трудности, которых не испытывали в начальной школе. Происходит физиологическая перестройка организма, начинается период полового созревания. С этим связана повышенная возбудимость центральной нервной системы. Вместе с тем тормозные процессы у подростков развиты еще недостаточно. Повышенная возбудимость подростков, их быстрая утомляемость при неблагоприятных условиях приводят к несдержанности, неуравновешенности при общении с взрослыми и одноклассниками, а также к немотивированным поступкам.
В формировании культуры общения и поведения большую роль играет стиль поведения и общения самого педагога, как носителя образцов общения.
Разбирая поведение детей, надо уметь отличать:
- шалость случайную от шалости намеренной;
- проступок, вызванный эмоциональностью, от проступка, вызванного скверной привычкой;
- резкие слова, вырвавшиеся нечаянно, от резких слов, сказанных с намерением обидеть, оскорбить;
- невнимательность, вызванную усталостью или плохим самочувствием, от невнимательности, имеющей своими корнями обыкновенную лень.
Надо знать обстоятельства, следствием которых является тот или иной проступок, и поступать сообразно причине, а не следствию.
Подростковое упрямство, раздражающее взрослых – это защитная реакция на ситуацию. Не тратьте сил, чтобы доказать подростку, что он не прав, этим вы только озлобите его. Выслушайте его версию событий, снимите напряжение, а потом вам будет легче переубедить его или заронить зерно сомнения в его поступке, заставить задуматься над ним.
Направляйте своих воспитанников, но не лишайте их права на сомнение. Сомневаясь, выбирая, они станут больше думать, их решения будут более ответственными.
Вместе с тем избегайте конфронтации. Помните, что озлобившийся настырный юнец легко одержит над вами моральную победу. По крайней мере, в глазах сверстников.
Дозируйте одобрение и критику. Прежде чем ругать, похвалите. Об этой педагогической аксиоме часто забывают. Оригинальная ручка, красивая прическа, красивый свитер, приятный запах туалетной воды – повод для похвалы найдется, было бы желание.
Не идите напролом. Поищите обходные пути.
Подавайте хорошие примеры культуры общения. Не выясняйте отношения с коллегами в присутствии подростков, как сильно бы вы и ни были раздражены.
Старайтесь не повышать голос. Не демонстрируйте подростку собственную несдержанность, истеричность.
В работе по формированию культуры общения важно создание ситуаций, в том числе игровых, в которых подросток получит образцы общения, проиграет варианты общения в разных ситуациях, познакомится с правилами общения и поймет необходимость их использования. В игровых ситуациях, в форме тренинга ребенок не только увидит, но и попробует себя в роли участника общения. Такие ситуации можно использовать при проведении кругов общения, бесед, на классных часах, диспутах, при проведении КТД.