СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Лечебная физическая культура для обучающихся СПО"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация занятий ЛФК для студентов СПО.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Лечебная физическая культура для обучающихся СПО"»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Мелитопольский колледж транспорта и сферы услуг»






ДОКЛАД

по дисциплине «Физическая культура»

на тему: «Лечебная физическая культура на занятиях по физическому воспитанию со студентами среднего профессионального образования»







Руководитель физического воспитания

Кущ В.А.






г. Мелитополь, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3 1. ЛФК …………………………………………..……..……………………. 5 2. Организация физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем ………………………………………………………………………….……. 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 11 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………….. ………………………………….… 12



ВВЕДЕНИЕ


Лечебная физкультура - это один из важнейших элементов современного комплексного лечения, под которым понимается индивидуально подобранный комплекс лечебных методов и средств: консервативного, хирургического, медикаментозного, физиотерапевтического, лечебного питания и др. Комплексное лечение воздействует не только на патологически измененные ткани, органы или системы органов, но и на весь организм в целом.

Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей для любого человека. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевая профессиональные и бытовые сложности.

Актуальность данной темы заключается в том, что очень важна двигательная активность в динамике жизни студентов СПО, их состояние здоровья при котором оно может изменяться под действием различных факторов.

Цель – внедрение форм лечебной физкультуры для улучшения показателей физического развития и оздоровления студентов СПО, освобожденных от занятий физкультуры по состоянию здоровья.

Объект – студенты СПО, освобожденные от занятий физической культуры.

Предмет – процесс физического воспитания студентов СПО, использование комплекса средств физической культуры с профилактической, лечебной и реабилитационной целями.

Основными задачами физического воспитания студентов, отнесенных к данной группе являются: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышение функционального уровня и адаптивных возможностей органов и систем, ослабленных болезнью.


Лечебная физическая культура (ЛФК)


Лечебная физическая культура (ЛФК) - это самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры с целью лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, возобновления трудоспособности. Основополагающим таковым средством считаются физические упражнения.

Термин « лечебная физическая культура » прежде всего, означает раздел медицины, исследующий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. С иной стороны, лечебная физическая культура считается разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Составляющей частью лечебной физической культуры считаются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться неважно какая двигательная активность либо это плавание, либо ходьба, либо банные процедуры, но и могут применяться игры, если они используются в лечебных целях.

Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится неукоснительно по его назначению, как правило, в учреждениях здравоохранения - поликлиниках, больницах, домах отдыха, диспансерах. Лечебная физкультура - это еще и профилактическая, восстановительная физическая культура, нежели просто лечебная. Лечебной физкультурой не запрещается заниматься самостоятельно за пределами стен учреждений здравоохранения. Однако делать это надо весьма осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, отчетливо по программе, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя вероятен и даже желателен переход на более возвышенный уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия ведутся по предназначению врача и под его контролем. Лечебную физкультуру, физическую культуру и спорт применяют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения.

Впрочем, цель применения данных средств лечение и профилактика заболеваний. Лечебная физическая культура выполняет не только лишь лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает ответственное отношение к применению физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В нынешнее время никем не подвержено сомнению, что лечебная физическая культура непременная и важная составная часть всех без исключения разделов современной практической медицины, в особенности травматологии, ортопедии и неврологии.


2. Организация физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем


Учащиеся представляют особенную группу риска, что чаще, нежели остальные социальные группы, подвержены действию не очень благоприятных факторов окружающей среды, страдают различными заболеваниями.

На сегодняшний день проблема сохранности и укрепления здоровья учащихся приобретает все большую актуальность. В последние годы отмечается увеличение количества учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания, инвалидность. В целом от 25% до 50% учащихся имеют заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Кроме наличия хронических заболеваний, у таких учащихся нередко отмечаются недостаточная или избыточная масса тела, астено - невротические расстройства, низкие степень развития и функциональные возможности организма. За последние 20 лет число учащихся в различных регионах страны возросло в 2-3 раза и составляет 35-45% от общего количества обучающихся учащихся. Зафиксировано снижение уровня адаптационных возможностей функциональных систем, величина заболеваемости, прирост частоты хронической патологии от курса к курсу.

Одним из немаловажных факторов сохранения и укрепления здоровья считается двигательная активность. Существующая в настоящее время система образовательного процесса в средних учебных заведениях не дает возможность полностью возмещать общий дефицит двигательной активности, а именно у студентов, имеющих хронические заболевания. Занятия по физической культуре с этими студентами должны проводиться по специально разработанной программе, и имеют ряд особенностей в методике проведения занятий, обусловленных отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физической подготовленности.

Подбор упражнений при занятиях с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, требует серьезного индивидуального подхода к любому студенту на основе учета состояния здоровья, реакции организма на занятия в целом и на отдельные упражнения. Следует исключить такие виды упражнений, как прыжки, полные приседы, упражнения на задержку дыхания и натуживание. Надлежит избегать статического напряжения мышц более 10 с, большого количества повторов, упражнения на мышцы брюшного пресса.

Только лишь при систематическом и научно-обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, улучшения физического развития, повышения адаптационных возможностей организма в целом.

Организация и проведение занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья гораздо труднее, чем занятия с практически здоровыми лицами, так как студенты разных курсов, разного пола, с различными заболеваниями.

Методика физического воспитания учащихся должна быть оптимальной как в количественном, так и в качественном отношении. Лишние физические нагрузки имеют все шансы привести к срыву вегетативного регулирования. Понемногу адаптируя организм к физическим нагрузкам, можно повысить барьер влияния стрессовых реакций на всевозможные виды воздействия. Все это требует конкретного подхода к формированию культуры здоровья личности, а также личной физической культуры студента, который позволил бы каждому:

- управлять своими адаптационными возможностями;

- применить внутренние возможности организма;

- демонстрировать выносливость к различным стресс факторам.

Одной из острых проблем, которая нынче стоит перед СПО, является ежегодный рост студентов отнесенных по результатам медицинских осмотров к специальной медицинской группе.

При работе со студентами специальной медицинской группы особенное внимание нужно уделять учету индивидуальных особенностей, определять формы занятий физической культурой. Одним из немаловажных факторов сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. Существующая в настоящее время система образовательного процесса в СПО не дает возможность всецело компенсировать общий недостаток двигательной активности, особенно у учащихся, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития.

Физическое воспитание студентов в специальных медицинских группах имеет следующие задачи:

-улучшение функционального состояния и предостережение прогрессирования болезни;

- повышение физической работоспособности;

- снятие утомления и повышение умственной работоспособности.

Эффективность физического воспитания в специальных медицинских группах зависит от систематичности занятий, адекватности нагрузок, диеты и иных методов.

Основополагающими средствами физического воспитания в специальных медицинских группах являются дозированные физические упражнения. В зависимости от функционального состояния, тренированности и течения заболевания нагрузки сначала должны быть небольшой интенсивности затем средней.

В настоящее время у меня поставлен диагноз церебрастенический синдром, то есть у таких людей проявляется повышенная утомляемость, истощаемость, ослабление, утрата способности к большому физическому или психическому напряжению. Для синдрома характерны повышенная возбудимость, гиперестезия, обостренная чувствительность к звукам, световым и тактильным раздражителям, частые головные боли, нарушение сна, плохая память, субфебрильная температура. Поэтому я отношусь к студентам СПО, освобожденным от занятий физкультуры по состоянию здоровья. Во время уроков физической культуры преподаватель рекомендует мне с такими же студентами, как и я, игру в настольный теннис, шахматы, шашки. Специальных медицинских групп в нашем колледже не имеется. Хотя я думаю, что нужно для студентов СПО создавать такие медицинские группы, где преподаватель физического воспитания проводил занятия со студентами, показывая различные виды упражнений, не вредящих их здоровью, и тогда у студентов вырабатывалась мотивация к занятиям по физической культуре.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, существенным компонентом системы ЛФК в СПО считается постоянный контроль функционирования состояния организма с использованием особых методов: во время занятий надлежит проведение контрольных измерений ЧСС и артериального давления, а медицинские осмотры в зависимости от состояния здоровья имеют все шансы проводиться от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц.

Внедрение в практику физического воспитания учащихся СПО форм ЛФК дает возможность повысить уровень двигательной активности учащихся, освобожденных от занятий физической культуры по состоянию здоровья, будет способность повышению уровня здоровья, адаптации к учебной деятельности.

Организация регулярных занятий физической культурой требует проведение ряда практических мероприятий. Во-первых, учителю физкультуры надо владеть полным представлением о заболевании студента, знать его функциональные возможности, физическое развитие и подготовленность для того, дабы выбрать нужные упражнения и безошибочно дозировать нагрузку. Во-вторых, вести с такими детьми постоянные занятия и непрерывно прививать им любовь к физкультуре и спорту. В-третьих, вести наблюдения за реакцией, сдвигами и переменами, которые происходят в организме каждого учащегося под воздействием физических упражнений. В-четвертых, учить студентов элементарным приемам самоконтроля и подготавливать их к самостоятельным занятиям в домашних условиях.


Список литературы


1. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты.- СПб, 2010

2. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: [Учебное пособие для учеб. заведений]/П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак. М.: Совет.спорт, 1996.

3. Загревская А.И. Методология построения содержания физкультурного образования студентов специальной медицинской группы педагогического вуза// Теория и практика физической культуры. 2008 № 10.

4. Капилевич Л.В., Солтанова В.Л., Давлетьярова К.В.. Организация занятий лечебной физической культуры с освобождением от физического воспитания студентами //Теория и практика физической культуры. 2008. № 7.

5. Детков Ю.Л. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем. Методическое пособие. СПб, 1996.