СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. Лексикология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад. Лексикология»

1. Лексика – это совокупность слов, словарный состав того или иного языка.

Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав

Лексема – минимальная относительно самостоятельная значащая единица языка.

Лексикон – это словарный запас человека.

Лексикография – наука о составлении словарей.


2. Русская лексика с точки зрения ей происхождения.

Исконная русская лексика – это слова, которые появились в самом русском языке с момента его образования.

Заимствованная лексика – это слова, появившиеся в русском языке из других языков на разных этапах его развития.

3. Русская лексика с точки зрения сферы её употребления.

Общеупотребительная лексика – слова, известные всем носителям русского языка без каких-либо ограничений.

Профессиональная и терминологическая лексика – слова или составные наименования (устойчивое словосочетание), которые являются точными обозначениями специальных понятий из области науки, техники, права, спорта, искусства и т.д.

Диалектная лексика – это слова, распространение которых ограничено той или иной территорией.

Жаргонная лексика –это слова и словосочетания, свойственные социальным диалектам, т.е. группам лиц, объединенных общей профессиональной или антиобщественной деятельностью.

4. Русская фразеология. Фразеологизм и его признак.

Фразеология – раздел науки о языке, изучающая происхождение и значение устойчивых выражений.

Фразеологизм – это устойчивое, неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле, которое можно заменить одним словом.

Прикусить язык – болтать.

Зарубить себе на носу – запомнить.

Бить баклуши – бездельничать.

Водить за нос – обманывать.


Признаки фразеологизмов:

1. Воспроизводимость. Фразеологизмы – это готовые языковые единицы, которые не создаются в процессе общения, а извлекаются из памяти говорящего: сесть в кресло – создается говорящим, сесть в калошу – извлекается из памяти.

2. Целостность фразеологического значения. Значение выражения часто связано с одним общим понятием, а не складывается из суммы значений слов, его составляющих: сесть в калошу – ошибиться, опростоволоситься.

3. Раздельнооформленность. Фразеологизм состоит не менее чем из двух слов.

4. Устойчивость лексического состава и синтаксической структуры. Все фразеологизмы устойчивы, т.е. не меняют свой компонентный состав; могут быть лишь незначительные варианты: гнуть спину – гнуть горб.

5. Экспрессивность и метафоричность в семантике. Семантика многих фразеологизмов отличается заметным усилением степени интенсивности проявления признака, действия и т.д.: медвежий угол – не просто “глухой район”, а “очень глухой, далеко расположенный”.

6. Фразеологизмы являются одним членом предложения. В предложении фразеологизм не делится на части, а является целиком одним членом предложения.


5. Методы и приёмы изучения лексики и фразеологии в начальной школе.

Приемы изучения лексики в начальной школе:

Приемы изучения фразеологии в начальной школе:

  • Иллюстрирование – учащиеся иллюстрируют по выбору один из нескольких изученных на уроке фразеологизмов, что позволяет им наглядно увидеть, насколько это лексически неделимые единицы русской речи.

  • Составление словосочетаний, предложений и мини-рассказов с фразеологизмами.

  • Поиск фразеологизмов в устной и письменной речи других людей или литературных героев.

  • Подбор синонимов и синонимичных фразеологизмов.

  • Подбор антонимов к фразеологизму.

  • Составление словаря фразеологизмов.

  • Введение фразеологизмы в минутки чистописания или в работу со словами с непроверяемым написанием.

  • Поиск ошибок в употреблении изученных фразеологических единиц.

  • Составление фразеологизмов из разрозненных частей (слов или словосочетаний).

6. Организация обучения лексики и фразеологии на основе системно-деятельностного подхода.