Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53» «Клубничка»
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить
Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают взрослые детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Четыре уровня проблемности в обучении :
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4.Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения(Исследовательский метод).
основные компоненты проблемного обучения:
Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Именно противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Главная задача – научить детей находить своё решение, проявить творческую фантазию придумать что – то новое.
Первый этап – ребёнку нужно наиграться вдоволь в игру «Хорошо – Плохо».
Второй этап – это самостоятельное выявление детьми положительных и отрицательных сторон рассматриваемого предмета, игрушки или действия, т.е. формирование самого противоречия.
Можно использовать принципы разрешения противоречий, которые диктует ТРИЗ
«Особенности проблемного обучения».
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.
Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления.
Следует помнить, что технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л. С. Выготский).
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.
Структурные единицы проблемного обучения
Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются:
Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?
Рассмотрим их особенности.
ситуация
задача
вопрос
Проблемный вопрос.
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними?(просто вопрос)
Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?
Проблемная задача
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Например:
- Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.
Ещё задача.
Дети слепили двух одинаковых снеговиков.
Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы.
Почему?
- Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает.
Как ему помочь?
Проблемная ситуация
Наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:
неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
познавательная деятельность;
- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников :
· Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.
· Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
· Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).
· Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).
· Играйте каждый день. «Чем похожи...», «Чем может быть...листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в...»
· Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса...карандаша...»).
Рекомендации по стилю общения с детьми
· Выслушивайте каждого желающего.
· Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
· Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
· Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.
· В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты
Достоинства проблемного обучения
способствует развитию умственных сил детей (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, выбор плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (поиск самостоятельного нестандартного решения).
• проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
• проблемное обучение вооружает детей методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.
• дети быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес.
Недостатки проблемного обучения
не всегда легко сформулировать проблему,
• не весь учебный материал можно построить в виде проблем,
• проблемное обучение не способствует отработке навыков,
• не экономично – требует больших
затрат времени.
С. Я. Маршака, написанные много лет назад, как никогда актуальны и в наши дни.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?»
З адача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице. На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно
появится такая ступенька, перед которой он приостановится.
И возможно, что здесь ему надо будет помочь