СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Метод противоречия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Он взрослых изводил вопросом "почему?" Его прозвали "маленький философ".

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Метод противоречия"»

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 53» «Клубничка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53» «Клубничка»

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают взрослые детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.  Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают взрослые детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Четыре уровня проблемности в обучении : 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4.Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения(Исследовательский метод).

Четыре уровня проблемности в обучении :

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4.Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения(Исследовательский метод).

основные компоненты проблемного обучения:  Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Именно противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Главная задача – научить детей находить своё решение, проявить творческую фантазию придумать что – то новое. Первый этап – ребёнку нужно наиграться вдоволь в игру «Хорошо – Плохо». Второй этап – это самостоятельное выявление детьми положительных и отрицательных сторон рассматриваемого предмета, игрушки или действия, т.е. формирование самого противоречия.  Можно использовать принципы разрешения противоречий, которые диктует ТРИЗ

основные компоненты проблемного обучения:

Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Именно противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Главная задача – научить детей находить своё решение, проявить творческую фантазию придумать что – то новое.

Первый этап – ребёнку нужно наиграться вдоволь в игру «Хорошо – Плохо».

Второй этап – это самостоятельное выявление детьми положительных и отрицательных сторон рассматриваемого предмета, игрушки или действия, т.е. формирование самого противоречия.

Можно использовать принципы разрешения противоречий, которые диктует ТРИЗ

«Особенности проблемного обучения». Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления. Следует помнить, что технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.

«Особенности проблемного обучения».

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления.

Следует помнить, что технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л. С. Выготский). Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л. С. Выготский).

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.

Структурные единицы проблемного обучения Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются: Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения? Рассмотрим их особенности. ситуация задача вопрос

Структурные единицы проблемного обучения

Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются:

Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?

Рассмотрим их особенности.

ситуация

задача

вопрос

Проблемный вопрос. Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними?(просто вопрос) Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос). Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа?

Проблемный вопрос.

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними?(просто вопрос)

Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

Проблемная задача Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос? Например: - Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят. Ещё задача. Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему? - Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Проблемная задача

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Например:

- Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Ещё задача.

Дети слепили двух одинаковых снеговиков.

Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы.

Почему?

- Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает.

Как ему помочь?

Проблемная ситуация Наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты: неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; познавательная деятельность; - творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

Проблемная ситуация

Наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:

неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

познавательная деятельность;

- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников : · Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив. · Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов. · Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет). · Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед). · Играйте каждый день. «Чем похожи...», «Чем может быть...листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в...» · Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса...карандаша...»).

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников :

· Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.

· Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

· Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).

· Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).

· Играйте каждый день. «Чем похожи...», «Чем может быть...листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в...»

· Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса...карандаша...»).

Рекомендации по стилю общения с детьми · Выслушивайте каждого желающего. · Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». · Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. · Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. · В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты

Рекомендации по стилю общения с детьми

· Выслушивайте каждого желающего.

· Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

· Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

· Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.

· В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты

Достоинства проблемного обучения

способствует развитию умственных сил детей (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, выбор плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (поиск самостоятельного нестандартного решения).

•          проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).

•          проблемное обучение вооружает детей методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.

•  дети быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес.

Недостатки проблемного обучения   не всегда легко сформулировать проблему, •          не весь учебный материал можно построить в виде проблем, •          проблемное обучение не способствует отработке навыков, •          не экономично – требует больших затрат времени.

Недостатки проблемного обучения

  не всегда легко сформулировать проблему,

•          не весь учебный материал можно построить в виде проблем,

•          проблемное обучение не способствует отработке навыков,

•          не экономично – требует больших

затрат времени.

С. Я. Маршака, написанные много лет назад, как никогда актуальны и в наши дни. Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только вырос он, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «почему?»  З адача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице. На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь

С. Я. Маршака, написанные много лет назад, как никогда актуальны и в наши дни.

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?»

З адача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице. На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно

появится такая ступенька, перед которой он приостановится.

И возможно, что здесь ему надо будет помочь