Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана
Оренбургской области
Методики социального проектирования
Подготовка и реализация проектов
Подготовила: Александрова И.А.
БУГУРУСЛАН 2017
МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Социальное проектирование использует специальные методики.
Методики – это способы достижения цели; построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.
Методика матрицы идей - это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.
Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто «заглядывание в будущее», а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства: чем больше известно общих признаков у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии; чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности; чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень, вероятности; если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.
Методика мозгового штурма связана с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Мозговой штурм осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.
Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА
Шаг № 1. Изучение общественного мнения
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Изучить социальную ситуацию в местном сообществе | Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе |
2. | Составить подробный отчет о проведенном исследовании | Систематизированные материалы отчета |
3. | Сформулировать выводы на основе изучения полученного материала | Конкретные выводы по изменению ситуации |
Шаг № 2. Формулировка актуальной социальной проблемы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которой может принять участие молодежная организация | Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем) |
2. | Определить причины существования данной социальной проблемы | Перечень причин появления проблемы |
Шаг № 3. Изучение возможностей молодежной организации
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Изучить возможности молодежной организации | Представление о возможностях организации, молодежного Клуба в реализации социального проекта |
2 | Изучить возможности своей команды, которая будет заниматься реализацией проекта | Точное представление о возможностях своей команды, которая решила осуществлять данный проект. |
Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определить «аудиторию» проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. | Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта. |
2 | Сформулировать основную цель социального проекта | Четкая формулировка цели проекта. |
3 | В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы | Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели |
Шаг № 5. Составление плана работы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта | Письменно оформленный документ - план работы |
2 | Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта | Точный график выполнения плана |
3 | Определить ответственных за каждый пункт плана | Список ответственных за реализацию каждого пункта плана |
4 | Указать необходимые ресурсы и источники их получения | Перечень необходимых ресурсов и источников их получения. |
Шаг № 6. Составление рабочего графика
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Составить график выполнения всех пунктов плана | Рабочий график |
2 | Оформить график в виде таблицы | Письменно оформленный график работ |
Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Продумать обязанности, необходимые для реализации плана | Перечень обязанностей |
2. | Описать основное содержание каждой обязанности | Описание обязанностей |
3. | Распределить обязанности между членами команды, которые будут заниматься реализацией проекта | Список членов команды с указанием обязанностей каждого |
Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Составить список необходимых ресурсов (материальных и др.) | Список необходимых ресурсов |
2. | Определить объем необходимых ресурсов | Перечень ресурсов с указанием объема |
3. | Составить список источников получения ресурсов | Список источников получения каждого вида ресурса |
Шаг № 9. Составление бюджета
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определить источники поступления денежных средств (доходов) | Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них |
2 | Составить список предстоящих расходов | Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины |
3 | Определить разницу между доходами и расходами | Рассчитанная величина дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами) |
Шаг № 10. Разработка системы оценки проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определить основные критерии, подлежащие оценке | Перечень основных оцениваемых критериев |
2 | Описать показатели оценки каждого критерия | Перечень показателей |
3 | Описать способы оценки каждого показателя | Перечень способов оценки |
Шаг № 11. Обучение членов команды
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Разъяснить обязанности каждого участника проекта | Понимание своих обязанностей каждым участником проекта |
2 | Обучить членов команды, работающих над реализацией проекта | Наличие необходимых знаний и сформированных навыков |
Шаг № 12. Формирование общественного мнения
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Создание благоприятной среды для реализации социального проекта | Понимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Шаг № 13. Составление предложений по проекту
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации | Окончательная редакция плана реализации проекта |
2 | Составление краткого резюме о проекте | Текст резюме о проекте |
3 | Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям | Варианты предложений о совместной деятельности |
4 | Составление текста договора о совместной деятельности | Варианты договора |
Шаг № 14. Поиск деловых партнеров
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта | Список организаций и лиц |
2 | Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах | Информация о деловых партнерах |
3 | Установление адресов, телефонов, даты переговоров | Подробная информация |
Шаг № 15. Проведение официальных переговоров
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта | Текст договора (устная договоренность) |
2. | Подписать договор о сотрудничестве | Подписанный текст договора |
Шаг № 16. Получение необходимых ресурсов
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсы | Наличие необходимых ресурсов в нужном количестве и указанное в плане время |
Шаг № 17. Проведение плановых мероприятий
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта | Точное и полное выполнение всех пунктов плана |
Шаг № 18. Оценка и контроль выполнения плана
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Осуществление количественной и качественной оценки проведенных мероприятий | Объективное представление о ходе реализации проекта |
Шаг № 19. Корректировка хода реализации проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Изменение плана по итогам оценки и контроля выполнения плановых мероприятий | Новая (откорректированная) версия плана |
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Четко поставленные цели. Начиная уже с философии проекта (или его миссии). Приверженность проектной группы заявленным целям.
Компетентный руководитель проекта. Грамотный, коммуникабельный руководитель, имеющий необходимый технический и административный опыт.
Поддержка со стороны руководителей высшего звена. Все заинтересованные стороны должны знать об этой поддержке и ее чувствовать.
Компетентные члены проектной группы. Успех проекту обеспечивает грамотная и подготовленная группа исполнителей.
Ресурсное обеспечение. Финансовые, кадровые, материальные и другие ресурсы в достаточном количестве.
Адекватное информационное сопровождение. Наличие необходимой для реализации проекта информации о целях, статусе, изменениях, организационных условиях.
Механизмы управления. Механизмы управления происходящими событиями и выявления отклонений от плана.
Обратная связь. Все заинтересованные стороны по проекту должны иметь возможность изучать положение дел и вносить соответствующие предложения и коррективы.
Отзывчивость к клиентам. Все потенциальные пользователи проекта получают информацию о состоянии дел по проекту.
Механизмы поиска и коррекции отклонений. Система мер по поиску проблем и устранению их причин.
Неизменность состава участников проекта. Кадровая составляющая проекта на весь срок его реализации должна по возможности оставаться постоянной. Частая смена кадров может привести к распылению накопленного группой опыта.
Руководитель проекта. Роль руководителя проекта – обеспечить достижение целей проекта. Для этого он:
Планирует проект;
Контролирует его выполнение;
Упорядочивает сложность;
Снижает уровень неопределенности;
Организует обмен необходимой информацией;
Обеспечивает проект ресурсами;
Распределяет ресурсы между задачами;
Прогнозирует, управляет планированием и решением проблем.
Руководитель проекта должен обладать следующими основными качествами:
Иметь опыт в сфере реализации проекта;
Быть лидером и обладать стратегическим видением, позволяющим ему при работе над деталями видеть проект и его среду в целом;
Обладать техническими знаниями, необходимыми для принятия решений по проекту;
Умение работать с людьми, общаться, поощрять, мотивировать, возглавлять, улаживать споры и решать политические вопросы;
Когда решения лучше принимать командой?
Когда необходимо творческое решение проблемы.
Когда данными для решения вопроса располагает только вся команда.
Когда важно принять решение всей командой.
Когда важно понимание решения членами команды.
Когда проблема сложна и необходимы разносторонние знания для ее решения.
Когда менеджер желает, чтобы члены команды почувствовали себя частью демократического процесса или хочет получить их доверие.
Когда команда идет на риск при принятии решения.
Когда членам команды необходимо лучше узнать друг друга.
Когда только команда несет ответственность за принятое решение.
Когда менеджер хочет узнать мнение команды по поводу своих идей и планов.
Когда у команды есть время на обсуждение.
Когда членам команды нравится быть ее частью.