1.Приоритетная цель образования в современной школе.
Начальная школа за последние годы стала одним из инновационных направлений развития российского образования.
Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.
Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — это люди нового поколения. В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её.
Показателем качества образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека использовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика решать задачи, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности.
Универсальными способами учебной познавательной деятельности являются универсальные учебные действия.
Они являются инструментом овладения любого учебного материала. Важно обратить внимание на работу по их формированию и развитию с самого начала школьной жизни. Необходимо не упустить момент и создать такие условия для ребёнка, чтобы он с самого начала обучения усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно было сделать школьную жизнь насыщенной и интересной.
Все универсальные учебные действия можно разбить на четыре группы:
Учебно-управленческие (организационные) -
Учебно-информационные умения –
Учебно-логические умения -
Учебно-коммуникативные умения -
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Он возник в США во второй половине 19 в.. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского педагога Джона Дьюи (1859 – 1952).
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и , коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
4.4 Типология проектов.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Типология проектов может быть условно определена по шести признакам:
По методу, доминирующему в проекте, выделяются:
По характеру контактов проекты делятся на:
Внутриклассные проекты
Внутришкольные проекты
Региональные проекты
Межрегиональные проекты
Международные проекты
По числу учащихся проекты могут быть
Индивидуальные
Парные
Групповые
По продолжительности проекты подразделяются на:
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Недельные проекты
Годичные проекты целиком от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По предметно-содержательным характеристикам выделяются:
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета .
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки разных типов.
О проекте можно сказать , что
это «пять П» Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др.
4.7 Этапы проектной деятельности.
В целом в проектной деятельности можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
информационно-операционный
рефлексивно-оценочный
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.
В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему я научился?, чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- умение адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение выбирать лучшее решение из нескольких предложенных;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- умение оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- умение выявлять, какой информации или каких умений недостаёт
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
- умение проектировать процесс;
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решение;
Рассмотрев сущность универсальных учебных действий и сущность проектной деятельности, и сравнив перечни универсальных учебных действий, упомянутых в стандарте начального образования, и умений, развитию которых способствует использование проектной деятельности в процессе обучения, можно подтвердить гипотезу о том, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.
5. Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста.
Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. .
И тогда проектная деятельность младших школьников станет не только возможна, но и высокоэффективна для формирования универсальных учебных действий. Античный афоризм гласит: примеры полезнее наставлений.
6. Работа над проектами обучающихся 1 «А» класса МБОУ «Лицей №3»
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию.
Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Я и моё имя.».
Основная цель этого проекта: раскрыть многообразие и вариативность имен в русском языке и продолжить знакомство детей друг с другом. Работу над проектом мы организовали в середине сентября. По времени он занял 3 урока.
Предметные области: филология, технология.
Чему можно научиться, работая над этим проектом:
• Придумывать разные варианты своего имени, по аналогии с известными, например, Олечка, Оля, Ольгуша, Оленька и т. д. (Обсуждать и придумывать другие варианты имени можно всем классом. И это действительно очень интересно.)
• Выбрать понрави вшиеся имена
• Вырезать ножницами и сделать красивую аппликацию из цветной бумаги «Именная ромашка». В центр "ромашки" можно вклеить фотографию ребенка.
На первом занятии мы ответили на следующие вопросы:
• Что такое имя?
• Какие имена мы считаем официальными, а какие домашними?
• Как образуются домашние имена?
На следующем занятиии, переходя к обсуждению вариантов конкретных имен, все варианты имён, предлагаемые детьми., я записала на доске. Этот список можно будет распечатать на принтере и раздать детям для разрезания (или разрезать на отдельные имена заранее). Далее дети могут поработать в группах, помогая друг другу находить в общем списке варианты одного и того же имени, которое встречается в их группе. О правилах сортировки можно предварительно договориться.
Разобрав по кучкам подходящие имена, и отложив в отдельную кучку, не подходящие для их группы, они приступают к изготовлению именных ромашек. Для каждого исходного (официального) имени изготавливается своя ромашка. Таким образом, в каждой детской группе появляется несколько именных ромашек, которые в совокупности образуют именную поляну всего класса, которая может украшать его в течение длительного времени.
В заключение необходимо устроить презентацию готовых работ. По ходу презентации дети стараются подсчитать лепестки (количество вариантов имен) на своих ромашках и разобраться, почему для разных имен число лепестков может сильно отличаться. Говоря о конкретных именах, дети могут рассказать свои версии происхождения имени, семейные истории и причины, по которым их так назвали. Все это подготавливает ребенка к дальнейшей социализации в новом коллективе, осознанию собственного «Я», подготавливает необходимую зону доверия и безопасности для дальнейшей работы, в частности, для обращения к теме семьи.
Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для более близкого знакомства детей друг с другом, для быстрого запоминания имён одноклассников
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
развить творческие и коммуникативные способности ребенка;
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с одноклассниками;
привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, . осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Некоторые дети выполнили индивидуальные проекты.
Следующий проект, который мы выполнили с детьми во 2 четверти — проект «Генеалогическое древо.»
Цель проекта: дать элементарные сведения о родословной человека, научить составлять генеалогическую таблицу своей семьи; учить детей работать с разными источниками информации (опросы близких родственников, справочная литература, интернет)
План работы над проектом: 1.Прохождение темы "Семья. Семейные традиции.
2.Заполнение анкеты, где ребята должны были указать свою дату рождения, вес, рост, причину выбора своего имени родителями и.т.д.
3. Выполнения теста детьми о родственных отношениях, в результате которого дети узнали, кто из окружающих их людей является им родственником, и какие отношения должны быть между родственниками.
4. Знакомство со схемой генеалогического дерева, заполнение схемы вместе с родными.
5. Оформление отчёта о своём генеалогическом дереве.
6. Представление работ.
Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из генеалогических таблиц . Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.
В декабре мы выполнили игровой проект «Весёлый ранец» это ранец, в котором живут веселые стихи, песенки, рассказы, загадки и отгадки, игры, забавы и затеи.
Во II полугодии мы расширили круг изучения с родной семьи на город, в котором живём.
(Подробную разработку проекта смотри в приложении ).
Остановимся на характеристики деятельности на каждом этапе:
На мотивационном этапе учитель заявил общий замысел, создал положительный мотивационный настрой, а ученики обсудили и предложили собственные идеи.
На планирующе – подготовительном этапе была определена тема и цель проекта, сформулированы задачи, выработан план действия, согласованы способы совместной деятельности и установлены критерии оценки результата и процесса.
Третий, информационно – операционный этап, делится на две части: в первой ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, предполагается выход за рамки кабинета. На этом этапе учитель исполняет роль координатора, наблюдателя и источника информации. На уроке же проводится вторая часть – непосредственно оформление конечного продукта.
На рефлексивно - оценочном этапе ученики участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществили самооценку, учитель выступил участником коллективной оценочной деятельности.
Данный проект отличается от предыдущего не только объектом исследования, но и тем, что ребята учились работать в парах и микрогруппах. Что способствовало развитию коммуникативных и организаторских навыков. Работа над проектом «Красота любимого города» позволила проявить лидерские качества у ребят, умение работать в команде.
Период обучения грамоте мы завершили творческим проектом «Прощание с Азбукой». В подготовке активное участие принимали и родители учащихся. Результатом проекта стал праздник, который надолго запомнился всем его участникам.
В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
7.Заключение.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Систематическая и целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий, способствует овладению ими основами методологии и теории познания, создает условия для повышения качества образовательного процесса.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.