СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Метод проектов в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городском семинаре на тему: "Проектная деятельность в начальной школе". Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Метод проектов в начальной школе".»

1.Приоритетная цель образования в современной школе.

Начальная школа за последние годы стала одним из инновационных направлений развития российского образования.

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — это люди нового поколения. В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её.

Показателем качества образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека использовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика решать задачи, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности.

Универсальными способами учебной познавательной деятельности являются универсальные учебные действия.

Они являются инструментом овладения любого учебного материала. Важно обратить внимание на работу по их формированию и развитию с самого начала школьной жизни. Необходимо не упустить момент и создать такие условия для ребёнка, чтобы он с самого начала обучения усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно было сделать школьную жизнь насыщенной и интересной.

Все универсальные учебные действия можно разбить на четыре группы:

Учебно-управленческие (организационные) -

Учебно-информационные умения

Учебно-логические умения -

Учебно-коммуникативные умения -

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Он возник в США во второй половине 19 в.. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского педагога Джона Дьюи (1859 – 1952).


Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.


Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и , коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.


4.4 Типология проектов.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Типология проектов может быть условно определена по шести признакам:


По методу, доминирующему в проекте, выделяются:

  • Исследовательские проекты

  • Творческие проекты

  • Ролевые (игровые) проекты

  • Информационные проекты

  • Практико-ориентированные

По характеру контактов проекты делятся на:

  • Внутриклассные проекты

  • Внутришкольные проекты

  • Региональные проекты

  • Межрегиональные проекты

  • Международные проекты


По числу учащихся проекты могут быть

  • Индивидуальные

  • Парные

  • Групповые

По продолжительности проекты подразделяются на:

  • Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

  • Недельные проекты

  • Годичные проекты целиком от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

По предметно-содержательным характеристикам выделяются:

  • Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета .

  • Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки разных типов.



О проекте можно сказать , что

это «пять П» Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др.



4.7 Этапы проектной деятельности.

В целом в проектной деятельности можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный


  • планирующий – подготовительный

информационно-операционный

рефлексивно-оценочный

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.



В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

  • Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему я научился?, чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

- умение адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

  • Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение выбирать лучшее решение из нескольких предложенных;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • Навыки оценочной самостоятельности.

- умение оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  • Информационные умения

- умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;

- умение выявлять, какой информации или каких умений недостаёт

  • Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

  • Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

  • Менеджерские умения и навыки

- умение проектировать процесс;

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решение;

  • умение распределять обязанности при выполнении коллективного дела.


Рассмотрев сущность универсальных учебных действий и сущность проектной деятельности, и сравнив перечни универсальных учебных действий, упомянутых в стандарте начального образования, и умений, развитию которых способствует использование проектной деятельности в процессе обучения, можно подтвердить гипотезу о том, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.

5. Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста.


Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. .

И тогда проектная деятельность младших школьников станет не только возможна, но и высокоэффективна для формирования универсальных учебных действий. Античный афоризм гласит: примеры полезнее наставлений.

6. Работа над проектами обучающихся 1 «А» класса МБОУ «Лицей №3»

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию.

Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Я и моё имя.».

Основная цель этого проекта: раскрыть многообразие и вариативность имен в русском языке и продолжить знакомство детей друг с другом. Работу над проектом мы организовали в середине сентября. По времени он занял 3 урока.

Предметные области: филология, технология.

Чему можно научиться, работая над этим проектом:

• Придумывать разные варианты своего имени, по аналогии с известными, например, Олечка, Оля, Ольгуша, Оленька и т. д. (Обсуждать и придумывать другие варианты имени можно всем классом. И это действительно очень интересно.)

• Выбрать понрави вшиеся имена

• Вырезать ножницами и сделать красивую аппликацию из цветной бумаги «Именная ромашка». В центр "ромашки" можно вклеить фотографию ребенка.

На первом занятии мы ответили на следующие вопросы:

• Что такое имя?

• Какие имена мы считаем официальными, а какие домашними?

• Как образуются домашние имена?

На следующем занятиии, переходя к обсуждению вариантов конкретных имен, все варианты имён, предлагаемые детьми., я записала на доске. Этот список можно будет распечатать на принтере и раздать детям для разрезания (или разрезать на отдельные имена заранее). Далее дети могут поработать в группах, помогая друг другу находить в общем списке варианты одного и того же имени, которое встречается в их группе. О правилах сортировки можно предварительно договориться.

Разобрав по кучкам подходящие имена, и отложив в отдельную кучку, не подходящие для их группы, они приступают к изготовлению именных ромашек. Для каждого исходного (официального) имени изготавливается своя ромашка. Таким образом, в каждой детской группе появляется несколько именных ромашек, которые в совокупности образуют именную поляну всего класса, которая может украшать его в течение длительного времени.

В заключение необходимо устроить презентацию готовых работ. По ходу презентации дети стараются подсчитать лепестки (количество вариантов имен) на своих ромашках и разобраться, почему для разных имен число лепестков может сильно отличаться. Говоря о конкретных именах, дети могут рассказать свои версии происхождения имени, семейные истории и причины, по которым их так назвали. Все это подготавливает ребенка к дальнейшей социализации в новом коллективе, осознанию собственного «Я», подготавливает необходимую зону доверия и безопасности для дальнейшей работы, в частности, для обращения к теме семьи.

Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для более близкого знакомства детей друг с другом, для быстрого запоминания имён одноклассников

Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:

  • развить творческие и коммуникативные способности ребенка;

  • привить навыки сотрудничества с другими людьми;

  • активизировать навыки эмоционального общения с одноклассниками;

  • привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, . осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.

Некоторые дети выполнили индивидуальные проекты.

Следующий проект, который мы выполнили с детьми во 2 четверти — проект «Генеалогическое древо.»

Цель проекта: дать элементарные сведения о родословной человека, научить составлять генеалогическую таблицу своей семьи; учить детей работать с разными источниками информации (опросы близких родственников, справочная литература, интернет)

План работы над проектом: 1.Прохождение темы "Семья. Семейные традиции.

2.Заполнение анкеты, где ребята должны были указать свою дату рождения, вес, рост, причину выбора своего имени родителями и.т.д.

3. Выполнения теста детьми о родственных отношениях, в результате которого дети узнали, кто из окружающих их людей является им родственником, и какие отношения должны быть между родственниками.

4. Знакомство со схемой генеалогического дерева, заполнение схемы вместе с родными.

5. Оформление отчёта о своём генеалогическом дереве.

6. Представление работ.

Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из генеалогических таблиц . Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.


В декабре мы выполнили игровой проект «Весёлый ранец» это ранец, в котором живут веселые стихи, песенки, рассказы, загадки и отгадки, игры, забавы и затеи.


Во II полугодии мы расширили круг изучения с родной семьи на город, в котором живём.

(Подробную разработку проекта смотри в приложении ).

Остановимся на характеристики деятельности на каждом этапе:

На мотивационном этапе учитель заявил общий замысел, создал положительный мотивационный настрой, а ученики обсудили и предложили собственные идеи.

На планирующе – подготовительном этапе была определена тема и цель проекта, сформулированы задачи, выработан план действия, согласованы способы совместной деятельности и установлены критерии оценки результата и процесса.

Третий, информационно – операционный этап, делится на две части: в первой ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, предполагается выход за рамки кабинета. На этом этапе учитель исполняет роль координатора, наблюдателя и источника информации. На уроке же проводится вторая часть – непосредственно оформление конечного продукта.

На рефлексивно - оценочном этапе ученики участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществили самооценку, учитель выступил участником коллективной оценочной деятельности.

Данный проект отличается от предыдущего не только объектом исследования, но и тем, что ребята учились работать в парах и микрогруппах. Что способствовало развитию коммуникативных и организаторских навыков. Работа над проектом «Красота любимого города» позволила проявить лидерские качества у ребят, умение работать в команде.


Период обучения грамоте мы завершили творческим проектом «Прощание с Азбукой». В подготовке активное участие принимали и родители учащихся. Результатом проекта стал праздник, который надолго запомнился всем его участникам.


В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

7.Заключение.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.


Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Систематическая и целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий, способствует овладению ими основами методологии и теории познания, создает условия для повышения качества образовательного процесса.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.