МКОУ Россошанская СОШ детский сад «Непоседы»
Доклад.
Тема: «Мониторинг индивидуального развития детей в рамках реализации ФГОС ДО»
Воспитатель: Волвенкина Н.В.
2022г.
Мониторинг индивидуального развития детей в рамках реализации ФГОС ДО
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.
Реализация основной образовательной программы (ООП) предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках мониторинга индивидуального развития ребенка и лежащей в основе дальнейшего планирования образовательной работы.
Если мы обратимся к пункту 4.3 ФГОС ДО, можно заметить, что речь не идет об обязательном проведении мониторинга в ДОУ: целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей.
Однако, согласно п. 3.2.3 ФГОС ДО, при реализации образовательной программы в ДОУ может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и оптимизации работы с группой детей.
Таким образом, данное положение не запрещает отслеживать эффективность усвоения детьми учебной программы. Очевидно, что отказ от проведения мониторинга в ДОУ невозможен с профессиональной точки зрения.
Следовательно, мониторинг в ДОУ осуществляется в соответствии с:
– Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), ст. 3.2.3;
– Федеральным Законом “Об образовании в Российской Федерации” ст. 11 п. 3.
Система мониторинга индивидуального развития детей представляет собой: систему сбора, учета, обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях ребенка и результатах воспитательно-образовательного процесса в учреждении.
Предмет мониторинга – составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивидуальным опытом ребенка, опытом его деятельности и общения; условиями его образования.
Объект мониторинга – образовательный процесс.
Цель мониторинга – выявление и оценка уровня достижений ребёнком, согласно заявленным результативным показателям Программы.
Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить, при необходимости, индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Периодичность мониторинга: 2 раза в год (сентябрь, май, промежуточный – в середине года по необходимости).
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик не тестового типа и др.
Мониторинговая процедура проводится всеми педагогами ДОУ, работающими с ребенком.
Мониторинг индивидуального развития ребенка, обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы по отношению к каждому воспитаннику, позволяет судить о качестве образования в ДОУ.
Осуществление мониторинга позволяет реализовать следующие функции, раскрывающие характеристики образовательной деятельности:
– изучение состояния образовательной деятельности для получения оперативной информации. Тем самым, обеспечивается корректировка образовательной деятельности в направлении совершенствования;
– своевременное выявление изменений в образовательной деятельности, а также факторов, которые их вызвали;
– предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности;
– обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности;
– получение информации об эффективности педагогических воздействий.
Методы мониторинга образовательного процесса в детском саду по ФГОС в большей степени зависят от условий, в которых проводится работа, и могут подразделяться следующим образом:
– в естественных условиях: беседа, наблюдение, анкетирование, анализ документов, результатов деятельности, опыта работы воспитателей;
– в условиях специально измененных: эксперимент, проверка выводов исследования опытным путем; качественный анализ и количественная обработка результатов;
– групповая и индивидуальная экспертная оценка.
В системе мониторинга в ДОУ сочетаются два типа методов: низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка) и высоко формализованные методы (пробы, аппаратурные методы др.). При сочетании обоих типов диагностики достигается максимальная объективность и точность получаемых данных.
Диагностика – это раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования и имеющее конкретное описание (т.е. контроль результата) констатация показателей на момент обследования. Эти понятия имеют много общего в таких аспектах как функции, принципы, этапы, методы. Однако есть и существенные отличия: мониторинг больше ориентирован на нормы и стандарты, его существенный признак – растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость. Педагогическая диагностика соотносится с мониторингом как часть и целое, являясь методом педагогического мониторинга.
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.
Педагогическая диагностика (мониторинг) в ДОУ помогает достичь таких целей, как:
– выявление у детей особенностей их развития для дальнейшего учета при организации образовательного процесса;
– выявление отрицательных тенденций в развитии детей для определения необходимости их дальнейшего углубленного изучения;
– диагностирование изменений в развитии дошкольников для определения результативности педагогической деятельности.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
– индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
– оптимизации работы с группой детей.
Принципами педагогической диагностики выступают:
– принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его развития, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования;
– принцип доступности диагностических методик и процедур для применения;
– принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка.
Наблюдение осуществляется педагогом повседневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполнением иных профессиональных функций. Подобное наблюдение за ребенком педагог осуществляет в естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются и интерпретируются, выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути для их минимизации.
Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.
В основной образовательной программе каждого дошкольного учреждения определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольной программы и планируемые промежуточные результаты ее освоения. Проведение мониторинга в ДОУ предусматривается также авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
Следовательно, педагогический мониторинг в ДОУ по Федеральному государственному образовательному стандарту, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года, может заключаться в анализе освоения дошкольниками содержания пяти образовательных областей: познавательной, речевой, художественно-эстетической, физического и социально-коммуникативного развития.
Что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей). Ее проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее. (Этапы проведения мониторинга)
Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).
Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).
Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).
Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация педагогом полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.
Пятый этап – целеобразовательный, который предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.
Реализация Основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада «Непоседы» разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает оценку индивидуального развития детей. В целях проведения педагогической диагностики разработана Программа диагностических исследований. Она помогает определить уровень развития ребенка, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.
Диагностические карты индивидуального развития в соответствии с ФГОС ведутся воспитателем на каждого ребенка, начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска в школу. Диагностическая карта направлена на учет индивидуальных достижений ребенка.
В ходе образовательной деятельности мы создаем диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения индивидуально каждым ребёнком необходимыми знаниями по образовательным областям:
Высокий уровень – 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень – 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).
Низкий уровень – 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту).
Значение для Карты индивидуального развития определяется в соответствии со следующей таблицей:
Среднее значение по Карте педагогического мониторинга | Уровень формирования навыков и умений | Краткое обозначение результата | Значение для Карты индивидуального развития |
От 1 до 2,0 | не сформированы, не освоены | Н | 1 |
От 2,1 до 3,7 | находятся в стадии формирования, частично освоены | С | 2 |
От 3,8 до 5,0 | навыки освоены, умения сформированы | В | 3 |
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования принимают участие в обсуждении детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Поскольку образовательная деятельность в детском саду ориентирована на группу детей (что не противоречит индивидуализации), карта наблюдения развития задана как индивидуально-групповая.
Технология работы с таблицами, следующая:
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуальной работы по результатам стартовой диагностики по улучшению качества освоения основной образовательной программы ДОУ.
Мы не сравниваем результаты детей между собой, только сопоставляем индивидуальные достижения конкретного воспитанника.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения основной образовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.
На примере нашей таблицы видно, что по результатам мониторинга освоения детьми программного материала к концу 2021 учебного года наблюдается положительная динамика по всем направлениям развития. Мы видим, что у детей к школе сформированы познавательные интересы, большинство детей выговаривают все звуки родного языка, сформирован грамматический строй речи. Они умеют договариваться, находить выход из конфликтных ситуаций.
Из этого следует, что регулярно проводимый мониторинг качеств развития ребенка позволяет получить полную картину реализации образовательной программы, выявить качество педагогического процесса, определить перспективы работы по ДОУ в целом и с конкретными детьми. Наиболее значимой в данной процедуре является возможность своевременного отслеживания проблемных точек и грамотная корректировка основной образовательной программы для предупреждения возникновения более серьезных пробелов в развитии детей. Следовательно, без изучения динамики развития ребенка, которую, обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!