ДОКЛАД
«Мотивация учебной деятельности обучающихся и работа с неуспевающими студентами» на заседании «Школы молодого специалиста»
Знания нужны человеку потому, что он человек.
В.А.Сухомлинский.
Одной из основных задач обучения является формирование у студентов умений и желаний учиться, работать в команде, быть способными к самоизменению и саморазвитию. Но решение этой непростой задачи на современном этапе очень сложный и трудоемкий процесс.
Экономическая ситуация в стране, снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, все это приводит к снижению мотивации учебной деятельности.
А несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.); отрицательное влияние извне - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность); слабое развитие волевой организации; дефекты здоровья студентов; низкое развитие интеллекта – также не способствуют учебной деятельности обучающихся.
В связи с этим задача преподавателя – организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у студентов сформировались потребности и способности в овладении учебным материалом и преподаваемой дисциплиной в целом.
Начнем с того, что мотивация к обучению возникает тогда, когда у студента есть цель, но как показывают результаты опроса (они проводились в прошлом учебном году) целенаправленно поступили в колледж лишь 28% студентов. Остальные 72% не имеют конкретной цели поступления, а значит очень низкую мотивацию к обучению. Как быть в таких случаях? Трудность состоит в том, что невозможно дать преподавателям точный, универсальный методический совет как заинтересовать студентов в выбранной специальности и мотивировать их к изучению учебных дисциплин.
Для начала необходимо показать студентам важность каждой из преподаваемых дисциплин, а для этого следует ознакомить их с компетенциями, которые ожидают от них работодатели.
Знание уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается как один из компонентов. При этом наиболее важным является мыслительная деятельность. Помните, как сказала героиня фильма «Ирония судьбы или с легким паром»: - «На своих уроках я учу их мыслить….». Вспомните свои уроки, структура примерно одинакова: опрос, в основном устный; количество вопросов ограничено; вторая часть – изучение темы, хорошо, если начинается с объяснения, а чаще с задиктовки, и продолжается этот диктант до конца занятия, где уж тут взять время на закрепление материала. И так все три пары. Как тут может не наскучить это однообразие. Как писал В.А.Сухомлинский «Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися». Невозможно подходить ко всем студентам с одинаковой меркой, поскольку все они очень разные.
Студенческий контингент можно разбить на 3 категории:
1.Студенты с низким качеством мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетающееся с положительным отношением к учению.
2. Студенты с высоким качеством мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3. Студенты с низким качеством мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению.
Поскольку в группах существуют представители всех категорий, и в разных количествах, преподавателю необходимо приложить массу усилий, творческих способностей и даже смекалку, чтобы все эти категории студентов были заинтересованы в уроке. А для этого необходимо к каждому уроку тщательно готовиться, находить «изюминку» в проведении занятия. И идя на урок, помнить, что поставленная двойка обучающемуся, это двойка самому себе за урок.
Хочется еще раз напомнить, что определенная трудность состоит в том, что невозможно дать преподавателям точный, универсальный методический совет как, заинтересовать обучающихся в изучении своей дисциплины.
Во-первых, каждый преподаватель, какой бы предмет он ни преподавал, должен быть преподавателем словесности… Слово – вот первый шаг к мысли студента( 5-10 мин в начале урока, поговорить о чем-то не относящемся непосредственно к уроку, теме занятия, но подвести разговор так, чтобы логически связать его с уроком, преподаваемой дисциплиной или темой занятия).
2.Обязательно озвучить цель данной темы или занятия
3. Создать на занятии ситуацию успеха, что значит
А) помочь сильному студенту реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
Б) слабому - выполнить посильный объем работы.
4. Применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.
5. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.
6.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
7.Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
8.Предложение обучающимся примерного плана ответа;
9.Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
10.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
11.Сформировать «Портфель студента»( курс лекций, рабочая тетрадь – комплекс разнообразных заданий, которые помогают студентам освоить учебный курс и др.)
12. Применение бально рейтинговой системы по своей дисциплине с конкретизацией условий получения той или иной оценки.
Поговорим теперь о неуспевающих студентах, что такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Какую помощь можно и нужно оказывать неуспевающим студентам?
Оказание помощи неуспевающему студенту на учебном занятии
1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
Предложение обучающимся примерного плана ответа;
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
2. При изложении нового материала
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы;
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.;
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.
3. При организации самостоятельной работы
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий;
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
Напоминание приема и способа выполнения задания;
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
4. В ходе самостоятельной работы на занятии
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
Виды работ со слабоуспевающими студентами
Карточки для индивидуальной работы;
Задания с выбором ответа;
Карточки – тренажеры;
Творческие задания;
"Карточки - информаторы";
"Карточки с образцами решения";
"Карточки-конспекты".
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
карточек - инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;
трёхвариантные задания по степени трудности - облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся);
общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности;
индивидуальные дифференцированные задания;
групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет педагог);
равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;
общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения;
индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
Профилактика неуспеваемости
1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся.
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые студентами в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для группы и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала студентами, пропустившими предыдущие занятия. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков обучающимися, выявлять причины отставания.
2. При изложении нового материала.
Обязательно проверять в ходе занятия степень понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем студентам активно усваивать материал.
3. В ходе самостоятельной работы.
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь студентам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
4. При организации самостоятельной работы вне кабинета.
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими студентами.
Шевцова Т.Н., преподаватель экономических дисциплин