Формирование метапредметных компетенций при изучении литературы в школе
Ключевые слова
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Литература — это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи — все это есть богатейший мир человеческих чувств, мыслей, отношений, характеров.
Именно из литературы мы черпаем необходимые знания, получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели и очерствели бы душой.
Изучение нового для пятиклассников предмета начинается с мифов, затем — устное народное творчество, древнерусская литература, позже следует классическая, а за ней — современная литература.
На уроках литературы в 5 классе учащиеся продолжают работу по развитию беглого выразительного чтения, совершенствованию умений пересказа, монологической речи, будут пополнять знания по теории литературы, встретятся с новыми книгами, писателями.
Каждый грамотно построенный урок литературы благоприятствует достижению успешных результатов. Не всегда получается удачно спланировать урок, быстро найти интересный дополнительный материал, возникает много вопросов различного характера.
Практика показывает, что совершенствование речи учащихся — это кропотливая, каждодневная работа. Именно поэтому из урока в урок в разработках ставятся такие цели, как развитие навыков беглого выразительного чтения; развитие умений грамотно и полно давать ответы на вопросы. В заданиях на дом часто встречаются, например, пересказ текста, рассказ о писателе, ответы на вопросы, а также задания творческого характера. Это и есть познавательные и коммуникативные УУД.
Важен первый урок. «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт», — говорил герой мультфильма и был прав. Интересное, запоминающееся начало изучения предмета — залог того, что и в дальнейшем дети будут стремиться на эти уроки, что положительно скажется на их знаниях.
И, конечно же, вопрос, мотивирующий школьников к диалогу. Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, утверждавшим, что чтение — лучшее учение? Почему? «Что помогло не поссориться Насте и Митраше? (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»). Здесь учителю необходимо особое внимание уделить наблюдению за речевым поведением персонажей. Хорошо, если на уроках будут использоваться элементы дискуссии. В таком случае учителю необходимо взять на себя роль коммуникативного лидера – ведущего, направлять речевое поведение участников и подвести итог обсуждения.
А далее отправляемся в путешествие по городам ( у всех ребят путевые билеты с названиями городов).
Мы с вами в стране с красивым звучным названием — Литература. Как в любом государстве, в ней действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. Мы с вами знаем многих из коренных жителей этой страны и, путешествуя сегодня по городам этого государства, вспомним своих старых знакомых, чтобы в дальнейшем, на последующих уроках литературы, мы смогли легко завязать знакомство и подружиться с другими обитателями этой огромной и интересной страны. Прочитайте названия городов, где нам суждено сегодня побывать, они перечислены в ваших путевых билетах. Порядок посещения — на ваше усмотрение, только не создавайте «заторов на дороге»!
Станция «Басни» Дети выполняют задание. Герои басен И. А. Крылова «перепутались». Наведите порядок, соединив линями героев одной басни.
Ворона Обезьяна
Стрекоза Лисица
«Крылатые слова»
Подберите к данным текстам подходящие «крылатые слова», взятые из басен; в качестве подсказки можно предложить варианты ответов, они приведены ниже.
1) Задиристый малыш повздорил с гораздо более сильным и рослым противником. Окружающие смеются: ________________________________________________________________
2) Перед баскетбольным матчем между школьными командами нападающий одной команды хвастался в раздевалке: «Да мы их шапками закидаем!» Его команда проиграла. Огорчённые товарищи бурчали: _________________________________________________________
Станция «Лирика»
1) В стихотворениях изменен порядок слов, восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами.
Зима злится недаром,
Прошла её пора -
Весна стучится в окно
И гонит со двора.
На диком севере одиноко стоит
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и сыпучим снегом
Одета, как ризой, она.
2) Восстановите ритм стихотворений, зачеркнув лишнее слово.
Ночевала тучка золотая
На большой груди утёса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...
3) Закончите стихотворные строчки, вспомнив произведение и подобрав правильную рифму. Назовите автора.
Зима недаром ___________
Прошла ее _______________
Весна в окно ______________
И гонит со ___________.
Станция «Пословицы».
1) Здесь перепутаны части пословиц (начало и конец), «Соедините» их.
• Делу время.
• А спина виновата.
• Жгуча крапива
• А почешется и вор.
• Пусти козла в огород.
• По-волчьи выть.
• Пословица не укор.
• Да мир додумывает.
• С волками жить.
• Потехе час.
• Дешево волк в пастухи нанимается
• Да во щах пригодится.
• Он всю капусту обдерет.
• Душа согрешила.
2) Найдите окончание пословицы, при этом сохраните её смысл и рифму.
• Злой плачет от зависти, а добрый от __________.
• В болоте тихо, да жить там __________________.
• Морских топит море, а сухопутных крушит _____ .
• И вашим и нашим ______________________ .
•В лесу жить — ______________________.
• Когда ни умирать, ______________________.
• За копейку спляшем
• Горе.
• Лихо
• Лешим слыть.
• От радости.
• День терять
3) Подберите к данным пословицам близкие по смыслу.
• С волками жить — по-волчьи выть.
• Своя рубашка ближе к телу.
• Свой свояка видит издалека.
• Не красна изба углами, а красна пирогами.
♦ Рыбак рыбака видит издалека.
♦ Моя хата с краю — ничего не знаю.
♦ Как аукнется, так и откликнется.
♦ Встречают по одёжке, провожают по уму.
Станция «Сочини-ка»
1) Сочините стилизацию русской народной сказки по опорным словам, соблюдая ее композиционную структуру.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были
____________________________________________________________
И был(а) у них_________________________________________________
Вот однажды ________________________________________________
Идет он(а) по дороге, а навстречу _____________________________________
Говорит ____________________ такие слова: «__________________________».
Станция «Сказка».
Данный отрывок представляет собой «винегрет» из нескольких литературных произведений. Определите, из каких. Назовите авторов.
Вот Иванушка поднялся,
В путь-дорожку собирался,
Вынул хлеба ломоток
И поехал на восток.
Ночь настала; месяц всходит;
Поле все Иван обходит,
Входит с гуслями в шатер
И садится за прибор.
Царь-девица тут встает,
Знак к молчанью подает.
«Говори ты! Как не так!» —
Про себя ворчит дурак.
Рефлексия учебной деятельности.
У нас всё замечательно получилось! Вы вспомнили сказки, басни, стихи и пословицы, вы убедились, как здорово работать, когда рядом единомышленники которые трудятся с тобой в команде. Вы спорили, но и эти споры приводили к правильному решению. У нас сегодня получилось то, что мы наметили? Конечно, и поэтому все вы получаете «путевки»-разрешения на изучение литературы в 5 классе. В нашем пути нам потребуется учебник, тетрадь, чтобы фиксировать все «дорожные» наблюдения, и, конечно, огромное желание не просто получать знания, а делать это с удовольствием.
Обязательное знакомство с учебником. Учитель обращает внимание детей на титульный лист книги (объяснить слова «титул», «титульный лист»), где изображена картина М. В. Нестерова «Лель (Весна)». (Пояснить, кто такой Лель.) Затем следует знакомство с форзацами учебника. (Все новые слова поясняются в ходе беседы.) Звучит небольшое сообщение об искусстве Палеха.
Палех. Лаковая миниатюра — живопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, ювелирных украшениях). Во всем мире известны работы русских художников-миниатюристов из сел Федоскино, Палех, Мстера и Холуй. Лаковой эта живопись называется потому, что основу изделия изготавливают из папье-маше, затем грунтуют и покрывают черным лаком. Затем к работе приступают художники. Они создают жанровые композиции, портреты, пейзажи. На последнем этапе работы изделие покрывают прозрачным лаком, который не только предохраняет красочный слой, но и добавляет глубину и силу краскам.
Работа с репродукцией картины Б. Парилова, В. Дудорова «А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый...». Ребята рассматривают изображения героев великого поэта, называют произведения. Звучит выразительное чтение Вступления к поэме «Руслан и Людмила». Аналогичная работа проводится над вторым форзацем.
Далее ученики знакомятся с коллективом авторов-составителей, редакторов, художников. Знакомятся с такими элементами книги, как предисловие, послесловие, оглавление, словари, сноски и узнают об их назначении.
Методический аппарат данного учебника построен следующим образом:
отсутствуют задания, выполнение которых не соответствует коммуникативному развитию школьников, а именно при работе с текстом;
создана возможность для организации всех видов речевой деятельности.
Завершая этот этап работы, нужно сказать о том, что читать правильно, по-настоящему, не так просто. Нужно быть внимательным при чтении, задумываться над тем, что хотел сказать автор, учиться понимать смысл прочитанного, делать выводы (личностные УУД).
Предметом и средством обучения на уроках литературы является текст. На уроке создаются устные и письменные тексты ученика. Именно о письменных работах ученика и пойдёт речь. Важную роль играет умение строить письменные и устные высказывания в определённом жанре – например, устное монологическое высказывание в жанре «объяснения», или письменное в жанре «аннотации». Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности. Разработанная Т.А.Ладыженской система обучения сочинению строится на формировании и развитии следующих речевых умений: раскрытие темы и основной мысли высказывания, сбор материала к высказыванию, систематизация собранного материала; совершенствование написанного, построение высказывания в определённой композиционной форме, умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.
Нужно обязательно учитывать, что сочинение по литературе -это сочинение-рассуждение, поэтому в 5 классе необходимо научить школьника понимать тему-вопрос (в старших классах это проблема), которую предстоит раскрыть. А как это правильно сделать? Конечно же, учитель помогает выделить ключевые слова в формулировке, дать этим словам объяснение, сформулировать цель сочинения.
Самые важные, опорные смыслообразующие - те, на которых держится текст). Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому можно говорить о группах ключевых слов: осень, сентябрь, денёчек (время года); солнечный, летний денёчек, на солнце (погода); цвет солнца, ягод, осени и тревоги - жёлто-красная гамма. Нельзя допускать поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных цитат или тезисов, бездоказательных. Необходимо научить пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова, должны встретиться в тексте сочинения
Ключевые слова, дать этим словам объяснение, сформулировать цель сочинения. Нельзя допускать поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных цитат или тезисов, бездоказательных. Необходимо научить пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова, должны встретиться в тексте сочинения. Не стоит считать написанное учеником сочинение окончательным вариантом: необходимо дать возможность исправлять и совершенствовать текст в соответствии с замечаниями учителя. Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Если учитель посчитает это целесообразным уже в пятом классе можно предложить выбор самим учащимся: на какой вопрос учебника они хотели бы ответить письменно.
Темы, предложенные в 5-6 классах.
№ п/п | Раздел программы | Темы сочинений |
1 | Фольклор | Сочинение по пословице «Пословица не клинок, а колет в бок» |
2 | Авторская и литературная сказка | Сочинение-рассуждение «Человек и природа в сказке -были М.М.Пришвина» «Кладовая солнца» |
3 | Легенда | Сравнительная характеристика героев произведений: князь Олег в легенде А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и князь Олег в «Повести временных лет» (задание учебника, с.27 (2 часть). |
4 | Басня | |
5. | Лирическое стихотворение | Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.Есенина «Белая берёза»). |
6 | Роман, повесть, рассказ | Сочинение-рассуждение по роману Д.Дефо «Робинзон Крузо» (задание «Тяжёлым трудом будешь добывать хлеб свой…» или «Робинзон Крузо – главный герой романа Д.Дефо) – тема по выбору учащегося. |
Все написанные учениками работы должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя. Считаю обязательным обратить внимание на это учителей, преподающих литературу в 5 классе. Ведь именно на этом этапе допускаются те недочёты, из-за которых затем возникает недоумение: почему школьники не умеют писать сочинение? Мы знаем, как научить писать сочинение, а знаем ли мы, как его проверить? Абсолютно ясно: если ученик, увидев оценку за сочинение, закрыл тетрадь и не задал учителю вопроса «За то?» - сочинение писалось напрасно. Как уместно здесь подойдут такие слова: «Сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений». Именно педагогическая рецензия является важнейшим средством формирования у учащихся навыков создания письменных текстов, она даёт возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении: учитель рецензирует каждое сочинение, учитывая психологические особенности каждого ребёнка, даёт необходимые советы и рекомендации, ведёт диалог с учеником. Выражает веру в его возможности, отмечая положительные стороны работы и прогресс в знаниях и умениях. А это для каждого ученика важно. Благодаря этой работе мы создаём алгоритм успеха для каждого ученика. Мы, педагоги просто обязаны отметить положительные качества сочинения, так как это является важным мотивационным фактором для дальнейшей творческой деятельности ученика. Учитель самостоятельно определяет, как это сделать: в начале или в конце рецензии, характеризуя всё сочинение или отдельные его аспекты. Задача учителя - не просто обосновать поставленную за сочинение оценку, а дать конструктивный анализ работы, выполненной учеником: оценить её достоинства и недостатки, высказать рекомендации.
Написав сочинение, ученик (как всякий автор) стремится получить именно положительную оценку. Как у всякого автора, у школьника в данном случае проявляется личностное начало в отношении к своему произведению. Взаимоотношения ученика и учителя в случае рецензирования сочинения могут оказаться напряжёнными, если отсутствует единство в критериях оценки сочинения, и автор рецензии оценивает отрицательные (по мнению учителя) личностные качества ученика, а не качество созданного текста. («Данную работу нельзя назвать сочинением. Это уровень ученика начальной школы. Нельзя так нагло списывать).
На уроке мы часто разбираем образцы школьных сочинений, написанные одним из героев. Например, школьное сочинении, написанное одним из героев повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».
Её зовут Бим. Она белая с чёрным ухом. Уши вислые. Хвост настоящий. Порода охотничья, не овчарка. Ласковая. Играл один раз, но какой-то дяденька увёл. Не кусается. Мама и папа её любить не могут, она чужая, с жёлтой табличкой на шее. За что люблю, не знаю, просто так. Кур, гусей, овец, оленей, мышей люблю, но мышей боюсь. Лося пока не видел, они в городе не живут. Животных любить надо, а собака - лучший друг человека. А затем анализ сочинения при помощи наводящих вопросов:
-Понравилось ли вам сочинение?
- Попробуйте объяснить, какие ошибки встречаются в этом тексте?
- О чём мы можем судить по этому тексту: о русском языке или о речи мальчика, его владении языком?
- Как, по-вашему, нужно описать собаку, которую герой считает лучшим другом человека?
Переписать это сочинение, исправляя ошибки автора.
Суть таких заданий – в возможности реализации познавательных УУД у обучающихся.
Рецензия, будучи адресованные конкретному ученику, должна содержать обращение, имя. В ней следует использовать глаголы, обозначающие советы, рекомендации, при этом необходимо употреблять не только формы повелительного наклонения, но и также изъявительного и условного. Например, поразмышляем, вспомним, можно было бы написать. Педагогическая рецензия должна предполагать возможность дополнения и переработки созданного текста (а не только учёт замечаний учителя) . В этом случае педагогическая рецензия действительно реализует свою обучающую задачу. Доброжелательный тон должен стать обязательным для учителя. Крайне важна особая внимательность и справедливость. Если ученик получит проверенное сочинение и прочтёт: «Молодец! Хорошее, серьёзное сочинение. В работе много интересных самостоятельных мыслей. К сожалению, не до конца продумал заключение. Учти это в следующей работе»,- он поймёт, что учитель действительно заинтересован в его успехах и ждёт от него настоящих достижений в этом сложном жанре – школьное сочинении. И не будем забывать о том, что любой текст. Созданный учителем, - это образец для подражания. Я часто читаю свои сочинения для учащихся, как образец.
Микрорассказ П.П.Астафьева «Записка»:
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна». Нет, это не из Гоголя, и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале. В карман выходной плющевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
После второго предложения задаю вопрос: о ком речь? Единодушно: о животном, которое хотят отдать в хорошие руки.. Каково же состояние детей, когда дочитываю текст! На вопрос, что с неё станется, тоже единодушно: умрёт. Но главное впереди: я прошу детей написать записку тому, у кого они хотят попросить прощение. Вот одна из записок –« Бабушка, прости меня за то, что когда ты умирала, меня не было рядом. Прости меня за то, что не дослушивал твои рассказы. Бабушка, я буду тебя всегда любить»
Профессиональный интерес, научные знания, терпение, желание — именно эти факторы станут самыми главными помощниками в воплощении ваших творческих планов. Успеха вам! Для добросовестного работающего учителя почти никаких радикальных изменений не происходит. Мы будем делать то, что и раньше считали необходимым, и ни в коем случае не превратим весь одиннадцатилетний процесс в натаскивание к выпускному экзамену, форма проведения которого может измениться ещё не раз. Ну а для того, чтобы новые идеи и способы образования вошли в практику, необходима готовность самого учителя изменить свою деятельность, а особенно с введением ФГОС.