Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»
Доклад
на заседании ЦК
Тема: «Формы итогового контроля на уроках ОБЖ и БЖ»
Руководитель ФВ, преподаватель ОБЖ Подпалова Т.Е.
2022 г.
В современной педагогике обучение, в наиболее общем смысле, характеризуется, как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, учителем и учеником, в результате которого у последнего формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а так же личностные качества.
Обучение – это еще и общение, в процессе которого происходит управляемое познание усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведения, овладение той или иной конктретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели и управляют этой активностью. Поэтому обучение представляется и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управление ею. Учитель создает для активности обучающегося необходимые и достаточные условия, направляет ее, контролирует, представляет для ее успешного осуществления нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования знаний, умений и навыков, процесс личного развития обучаемого происходит только в результате его собственной деятельности. Структура процесса обучения достаточно сложная: системообразующими понятиями процесса обучения как системы являются цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат, который определяется уровнем усвоения учащимися учебного материала, степенью их обученности и воспитанностью и выявляется в ходе контроля – текущего, периодического и итогового. Проверка результатов процесса обучения является его заключительным циклом: здесь определяются проблемы в знаниях и слабые стороны в умениях учащихся, намечаются пути и средства дальнейшей работы над усвоенными темами и разделами учебного предмета. Дидактикой такой контроль трактируется как педагогическая диагностика или как процесс, в ходе которого измеряется уровень усвоения знаний, обученности учащихся, а так же и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения, выводы об эффективности работы учителя. Контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
I. Тестовые задания, например, следующих видов:
- свободные по форме:
- небольшие высказывания, точность и полнота которых могут быть восстановлены учащимися после того, как им понята остальная часть смысловой фразы,
- предполагающие выбор ответа:
- из предложенных 4 альтернатив, одна из которых соответствует верному ответу
- на основе сопоставления двух суждений,
- на установление соответствия между двумя списками,
- на дополнение предложенного перечня
- задания открытого типа с кратким эталоном ответа.
II. Зачет по материалу изученной темы – из наиболее часто используемых форм итогового контроля; он позволяет наиболее объективно выявить уровень знаний и умений учащихся и оценивать его.
III. Урок-зачет:
Постановка задач урока, разъяснение форм и методов проверки и учета знаний, требований к ответам, норм оценки, правил работы с источниками информации, которыми разрешается пользоваться, постановка заданий.
Из письменных форм проведения зачета использую:
- традиционную: когда учащийся получает вопрос или задание, по которому он должен дать развернутый ответ в письменной форме,
Из наиболее часто используемых и такие формы итогового тематического контроля как:
- устный зачет в традиционной форме: наиболее значимые проблемы данной темы формируются в виде вопросов. Часто отдаю предпочтение уроку-зачету по изученной теме в виде семинарского занятия с групповой формой работы. Эффективно в группах, где есть несколько сильных учащихся. Такой зачет провожу следующим образом Дальнейшие формы контроля и оценки могут быть различными:
- выборочный контроль знаний учащихся по вопросам темы (устно);
- индивидуальные письменные ответы учащихся, которые рассаживаются отдельно;
- старшие микрогрупп анализирую ответы учащихся, оценивают их, преподаватель переносит оценки в журнал, не спрашивая учащихся дополнительно.