СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на методическое объединение на тему: «Приёмы и формы успешного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории и обществознания».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на методическое объединение на тему: «Приёмы и формы успешного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории и обществознания».»

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»














Тема:
«Приёмы и формы успешного обучения учащихся
с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории и обществознания».















Выполнила учитель истории и обществознания:
Квитко О.В















Бутурлиновка 2023 г

Учитель истории в коррекционной школе при подготовке к уроку всегда стоит перед проблемой: как донести насыщенный фактами, понятиями, именами исторический материал до сознания ребёнка, имеющего интеллектуальную недостаточность, в то время как мы понимаем, что прочное и осознанное усвоение исторических знаний основывается на логике и абстрактном мышлении. Как раз именно этого-то и не достает нашим обучающимся.

Поэтому поиск приемов и форм работы на уроке является ежедневной задачей учителя. Работа на уроке способствует формированию умений - способности использовать имеющиеся знания или понятия для решения задач, а также навыков - сознательно автоматизированных действий, достигаемых путем упражнений. Для образования навыка у обучающихся коррекционной школы необходимы следующие условия: создание стимула к действию, наглядный показ действия, многократное повторение действия самими учащимися, воспитание самоконтроля, контроль со стороны учителя.

Основные умения и навыки школьников, формируемые на
уроке истории:
1. Пересказ.
2. Оценка исторических явлений.
3. Сообщение исторических фактов.
4. Временные (работа с датами).
5. Пространственные (картографические).
6. Выделение главного и второстепенного.
7. Формулирование вывода.
8. Навыки самостоятельной работы.

Живое слово учителя на уроке играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным, но не перегруженным мелкими подробностями, незначительными деталями. Рассказ учителя сочетается с выборочным чтением текстов из учебной книги, а также других источников.

На уроках истории используются различные виды самостоятельной учебно – познавательной деятельности. Самостоятельная работа на уроке способствует формированию необходимых умений и навыков по истории: анализировать исторический материал, излагать материал, обобщать, сопоставлять, локализировать исторические факты и процессы во времени и пространстве. Самостоятельная работа на уроке истории проводится под контролем учителя, при необходимости – с его помощью.

Неоценимую помощь учителю и ученикам на уроке оказывают тематические тетради. Это сборники заданий по всем темам, предусмотренным программой по истории для коррекционных школ. В сборниках представлены самые разнообразные задания.

Особое внимание на уроке уделяется изучению исторических дат. Установление хронологической последовательности, работа с «лентой времени» для определения того, сколько лет прошло от одного события до другого, что было раньше, а что позже и на сколько способствуют развитию мыслительной деятельности, временных представлений школьников.

На уроках истории осуществляется работа с исторической картой, используются рассказ, беседа, работа со схемами, таблицами, раздаточным материалом. Особая роль на уроке принадлежит учебнику. Работа с текстом параграфа осуществляется постоянно. Это чтение текста, ответы на вопросы, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги. Эти средства позволяют сформировать умения и навыки по истории, развивать логическое мышление, формировать пространственные и временные представления.

Важный элемент обучения истории - создание на уроке точных зрительных образов. Учебные картины, таблицы, схемы, иллюстрации применяются постоянно. В этом отношении хороший результат приносит не только просмотр фрагментов видеоматериалов по теме урока, но и применение мультимедийного проектора. Это наиболее современный и доступный способ демонстрации большого количества наглядности по любой теме урока. И здесь неоценимую помощь в подборе материала оказывает Интернет.

Во время такого урока легко организовать работу с учебной картиной, любой иллюстрацией, учебником, схемой, таблицей, настенной и контурной картой, со словарем. Ведь всё на слайдах, зрительно, осязаемо. Хотелось бы отметить, что успешному и осознанному восприятию исторического материала на уроке

способствует также та информация, которую учащиеся получают во время проведения общешкольных мероприятий с исторической тематикой. В качестве примера: ежегодные общешкольные мероприятия, совместно с учителем русского языка и литературы, посвященные Великой Отечественной войне. Всё увиденное и услышанное детьми, мы обязательно закрепляем на уроке.

Важным моментом является то, что мы работаем с детьми, имеющими нарушения в умственном и физическом развитии, при этом степень этих нарушений различна, на уроке осуществляется дифференцированный подход к каждому ученику. Уровень заданий, которые предлагает учитель ребёнку, не должен выходить за рамки возможностей ученика, но и не должен быть излишне упрощённым.

Школа должна не только формировать знания, умения и навыки учащихся воспитывать их, но и одновременно способствовать развитию детей. Понятие «развивающее обучение» закладывает основы самостоятельного мышления учащихся. Это обучение, направленное на коррекцию каких – либо дефектов личности ребёнка с одновременным развитием, раскрытием, «раскручиванием» его потенциальных возможностей.

Для реализации коррекционно-развивающего обучения, а именно принципа развития и коррекции высших психических процессов в содержание каждого урока истории включаются специальные технологии и приемы.

Так для развития внимания использую следующие задания:


«Узнай имена людей и напиши их».


(Этот человек вошёл в историю как креститель Руси.)
-------------------------------------------------------------------------


«Соотнесите имена людей с их портретами».


«Выбери из списка нужные по смыслу слова»-

Византия, Золотая Орда, князь, хан, немецкие рыцари-крестоносцы, шведские захватчики.

1.Государство монголо-татар. 2.Правитель государства монголо-татар.

3.Противники русских войск в битве на реке Неве.


«Подчеркни события, которые были в 13 в.»

1. Русь попала в зависимость к Золотой Орде. 2.Произошло Крещение Руси.

3.Александр Невский дал отпор шведским и немецким захватчикам.

«Узнай по описанию, о ком идет речь, и напиши имя этого деятеля» (дается описание)

«Найди ошибку в тексте» (текст с ошибками)

Для развития воображения и представления используют пословицы и поговорки, отрывки из летописи, былин, русских народных сказок, иллюстрации. (например – путешествие в славянский поселок, ремесленную мастерскую)

Для развития памяти:

  • изложение материала по плану;

  • умелое построение рассказа, его эмоциональность, выделение главного в содержании, опора на наглядности;

  • объяснение исторических терминов – понятий;

  • запись дат, названий, имён;

  • опора на знакомые наглядные средства или на план,

  • использование карточек для запоминания и осмысление материала

«Напиши, какое важное события произошло в 988?»

«Вставь пропущенное слово».

«Узнай имена людей и напиши их».

«Угадай дату» (Учитель проговаривает какое-либо событие, учащиеся должны назвать дату).

«Отгадай термин» (Учитель «загадывает» слово, относящееся к заданной теме, учащиеся называют исторический термин или понятие).

«Событие и деятель» – соедини стрелками Образование Древнерусского государства -… (Олег) Крещение Руси -… (Владимир Святой)

Восстание древлян -… (Игорь)

Победа над печенегами -… (Ярослав Мудрый)



«О ком идёт речь»

(Послушайте описание этого человека и скажите, о каком человеке идет речь).


Для развития мышления используются кроссворды, тесты, перфокарты, заполнение таблиц, выполнение дидактических заданий:


«Убери лишнее»

(Кольчуга – дружина – булава)



«Третий лишний»

(Рюрик – Перун – Святослав)

«Зоркий лучник»

(соединить стрелками подписи с рисунками, имена и прозвища, дату и деятеля и т.п.)

Учащимся с нарушением интеллекта очень трудно выразить свою мысль, связно передать содержание рассказа. Нередко, зная материал, ученик не может последовательно и связно изложить его. Для этого использую внешние опоры, облегчающие ученику рассказ (исторические картины, иллюстрации учебника). Для развития речи учащихся использую стихотворения на изученную тему, дополнительные тексты, исторические термины, даты, выполняем небольшие самостоятельные работы – это развивает письменную речь учащихся. Когда знакомимся с историческими терминами, добиваюсь от учащихся правильного произношения, написания и употребления исторических терминов.

Использую и такие задания для развития речи, объяснение слов и выражений, например: «У нас нет больше царя!», «Долой самодержавие»; «Что такое монголо- татарское иго?»; подбор пословиц и поговорок по теме и объяснение их; подбор к историческому термину родственных слов.

На уроках истории продолжается работа над развитием и коррекции эмоционально– волевой сферы. В примерах, фактах прошлого учащиеся учатся видеть борьбу зла и добра, справедливости и несправедливости; различать тружеников и бездельника, защитников Родины и их врагов.

Таким образом, используя технологии и приёмы коррекционного обучения на уроках, у детей активируется интерес к учёбе, возникает потребность внимательно слушать учителя, появляется интерес в выполнении заданий.