Доклад РУМО
Докладчик: Вахлова О.А
« Профориентационная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетенции обучающихся с ОВЗ».
(слайд 1) Предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. Предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает учащимся ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь.
(слайд 2) Одним из направлений социализации является предмет социально-бытовая ориентировка. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ неоценима. Профессиональное самоопределение наших детей затруднено не только из-за бедности их жизненного опыта, незрелости интересов и неадекватности самооценки, но и в связи с ограниченностью их знаний о профессиях, о тех отраслях хозяйства, в которых они могли бы трудиться, о собственной профессиональной пригодности к определенному виду труда. Поэтому на уроках СБО больше внимания уделяется доступным видам труда, подходящим их возможностям.
(слайд 3) Для обучающихся коррекционной школы особенно важно владение навыками профессионального самоопределения, профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно обеспечивает их социальную адаптацию по окончании школы.
Целью предмета СБО является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, умений и навыков которые позволят ему уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания школы и успешно интегрироваться в социум.
(слайд 4)
Для достижения цели, необходимо решить следующие основные задачи по формированию у учащихся:
– знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
– умений пользоваться услугами различных предприятий и
учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;
– экономико-бытовых умений;
– умений организовать свой досуг;
– умений общения;
– волевых качеств, веры в свои силы и возможности;
– познавательной деятельности;
– эмоционально положительного отношения к окружающим.
(слайд 5)
Немаловажное значение имеет социально-бытовая адаптации учеников нашей школы. Обучающие должны ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги,
(слайд 6)
Предмет СБО направлен на формирование личности учащихся:
- формирование у детей умений общения,
-связано и логично выражать свои мысли,
-правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи;
-внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ;
-соблюдать очередность в разговоре .
(слайд 7)
Для детей нашей школы характерна завышенная самооценка, не всегда соответствующая уровню их возможностей. Одна из задач учителя СБО это подготовить учащихся к социально-трудовой адаптации.
( слайд 8)
На уроках СБО изучаются различные темы:
( Питание, Трудоустройство, Учреждения ,Средства связи, Жилище, Семья, Личная гигиена, Бюджет, Транспорт, Культура поведения, Медицинская помощь).
Программа СБО составлена по принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
Почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни.
Повышением эффективности усвоения знаний и социальной компетентности обучающихся на уроках социально-бытовой ориентировки является применение активных форм и методов обучения.
Таким методом является игра. В сюжетно- ролевых играх обучающиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений. Большое значение имеет овладение детьми не только теоретическими сведениями, а и практическими умениями и навыками , т.к. сведения не подкрепленные действиями , не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни.
( слайд 9)
Оборудование кабинета стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает общий уровень их развития, обеспечивает формирование трудовых, социальных и коммуникативных навыков, что создаёт предпосылки для дальнейшей деятельности. В условиях учебно-воспитательного учреждения для детей, оказавшихся в ситуации дефицита общения с родителями, становится актуальным принцип зонирования пространства. В кабинете учебное оборудование располагается по 2 зонам: «Учебная», «Кухонная».
Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету СБО. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО как нельзя лучше расширяет кругозор детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков.
(слайды 10,11,12,13,14)
Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников. Например, при изучении темы «Торговля» в кабинете создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д. Учащиеся сначала на уроках в игровой форме учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. В старших классах больше внимания уделяется деловой игре.
Например, изучая тему «Профориентация и трудоустройство», учащиеся под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие занятия проходят с большим интересом у учащихся.
Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенность, что выпускники используют полученные знания в жизни.
Изучая тему «Одежда и обувь» на урока СБО учащиеся пользуются знаниями полученными на уроках «Швейного дела», учащиеся 5 класса чистят свою обувь и обувь детей младших классов, пришивают вешалки и пуговицы к одежде, зашивают распоровшиеся швы. Эти практические работы проходят в форме ролевых игр. Все ученики на время становятся мастерами по ремонту обуви или портными. Учащиеся 7 класса на уроках СБО учатся, как можно оказать помощь воспитателям и учителям в уходе за младшими детьми, разучивают тихие и подвижные игры, а затем помогают первоклассникам в одевании на прогулку, проводят с ними игры . Изучая тему «Жилище», учащиеся пользуются знаниями с предмета «Обслуживающий труд» ухаживают за школьной мебелью, вытирают пыль, поливают цветы.
(слайды 15, 16,17,18,19,20,21,22)
Трудовые навыки мы формируем с начальной школы.
(слайды 23,24,25.26,27)
Лучшим показателем адаптации учащихся служат отзывы выпускников, которые говорят слова благодарности за то, что их научили готовить борщ и другие вкусные блюда. Очень любят дети тему «Питание». Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд. На неделе трудового обучения и СБО у нас в школе проходит «Праздник труда» где дети показывают свои умения и готовят разнообразные бутерброды.
(слайд 28-29)
Достичь желаемых результатов в процессе социально-бытовой ориентировки детей с ОВЗ помогает кружковая работа. Во внеурочное время повторяются, закрепляются и расширяются знания и умения учащихся, полученные на уроках.
(слайд 30) Изучение предмета СБО является важным звеном в жизни детей. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам». Уроки социально-бытовой ориентировки помогают детям с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, стрессоустойчивыми, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.