Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, 5 эл. адрес: nskoshi@govrb.ru
ДОКЛАД
на межрегиональной научно-практической конференции
с международным участием
«Образовательное пространство коррекционной школы: лучшие
практики и новые возможности».
Секция 3 «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»
1с Тема доклада: «Практикоориентированные технологии сопровождения учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях современного образовательного пространства»
Ещенко Валентина Георгиевна
Педагог-психолог ГБОУ «Новобрянская СКОШИ»
Evg22001@yandex/ru
2с На сегодняшний день ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» выступает той развивающей средой, где происходит социализация и развитие творческого потенциала личности ребенка с ОВЗ. В этом году в школе обучаются 120 детей с интеллектуальными нарушениями.
Психолого-педагогическое сопровождение в данной школе-интернат выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи обучающимся с ОВЗ в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья включает в себя субъекты сопровождения: учителей, социального педагога, тьютера, учителей - логопедов, педагогов-психологов, музыкального руководителя, воспитателей и родителей.
3с В наиболее общем смысле «сопровождение» характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса, как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для принятия воспитанником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных командной работой специалистов нашей школы.
4с Цель данного сопровождения: оказание комплексной педагогической, психологической и логопедической помощи детям с ОВЗ в решении проблем эмоционально-личностного и познавательного развития, формирование информационно-коммуникативных компетентностей, коррекция детско-родительских отношений.
5с Технологичность психолого-педагогического процесса позволяет с большой определенностью предсказывать и достигать планируемых результатов, обеспечивать благоприятные условия для развития личности включаемого в образовательное пространство ребенка с ограниченными возможностями здоровья, уменьшать влияние неблагоприятных обстоятельств на личность ребенка, анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; выбирать наиболее эффективные и оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы для решения возникающих образовательных и социально-педагогических задач.
Описанию психолого-педагогических технологий посвящены работы В.П. Беспалько, Л.В. Байбородовой, В.В. Гузеева, М.М. Левиной, Г.К. Селевко и других отечественных ученых. Определение психолого-педагогической технологии Г.М. Коджаспировой, характеризует психолого-педагогическую технологию как систему способов, приемов и шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности обучающегося, а сама деятельность представлена процедурно, как определенная система действий.
В своей работе мы стараемся использовать следующие технологии психолого-педагогического сопровождения:
6 с Технология построения соответствующей возможностям обучающегося последовательности и полноты подачи программного материала в контексте образовательной программы. Содержание программы корректируется с учетом рекомендаций РПМПК, индивидуальной программы реабилитации и (или) абилитации детей - инвалидов (ИПРА), результатов диагностического обследования познавательной деятельности обучающихся. Коррекционные занятия проводятся в групповой и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные особенности обучающихся. Основной целью программы является коррекция в практической деятельности недостатков моторики, психических процессов, речи и познавательной сферы обучающихся, имеющих трудности в усвоении программы по учебным предметам, социальная адаптация.
7 с Технология выделения обучающихся группы риска по различным видам дезадаптации. 8 с В нашей программе обучающиеся условно делятся на три группы по имеющимся выраженным нарушениям для проведения индивидуальной работы: 1 группа - учащиеся 5-9 класса, имеющие выраженные нарушения перцептивно-гностических функций при умеренном снижении остальных. 2 группа - учащиеся 5-9 класса, имеющие выраженные нарушения двигательной сферы, различных видов праксиса, зрительно-пространственного гнозиса при умеренном снижении остальных психологических функций. 3 группа - учащиеся 5-9 класса, с выраженными нарушениями графо-моторных функций, зрительно-пространственного гнозиса при умеренном снижении остальных функций.
9 с Технология оценки особенностей и уровня развития обучающегося, с выявлением по возможности причин и механизмов его проблем для решения задач создания адекватной коррекционно-развивающей помощи. В начале и в конце учебного года проводится психолого-педагогическая диагностика развития по следующим критериям: анамнез и раннее психомоторное и речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, сенсомоторное развитие, эмоционально-волевая сфера, мышление, память, внимание и речь.
10 с Технология психокоррекционной работы со всеми участниками образовательного процесса. Рекомендации, буклеты для педагогов, родителей, учащихся по индивидуальному освоению программы каждым воспитанником.
11 с Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений для решения задач сопровождения всех субъектов образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения. Тренинги для педагогов, родителей, 12 с занятие на сплочение с учащимися.
13 с Технология собственно коррекционно-развивающей работы с обучающимися, воспитанниками. Используем развивающе - коррекционные комплексы МОБИ «Знайка», МОБИ «Дуэт» с биоуправлением на основе технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном компьютере с помощью видеокамеры. Комплексы предназначены для улучшения качества движения, координации, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков. 14 с Проекционная система «Интерактивный пол» развивает двигательные умения и навыки детей. Обеспечивает гармоничное развитие. В играх развивается: сила, быстрота реакции, выносливость, ловкость, внимание, целеустремленность и общительность.
15 с Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Индивидуальный подход - важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Поскольку коррекционно-развивающие занятия носят комплексный характер, то на каждом из них, индивидуально для каждого ребенка решается не менее 6 задач, которые соотносятся с разделами программы.
16 с Коммуникационно-информационные технологии. В нашей школе имеются две сенсорные комнаты, семь интерактивных панелей, две звуковые панели, логотренажеры, интерактивный комплекс «IT-Гувернер». Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носят игровой, занимательный характер. Задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивают их способности.
17 с Здоровьесберегающие технологии. Системный подход к здоровью и физическому развитию на основе взаимодействия педагога-психолога и воспитателей позволяет добиться хороших результатов в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, посещающими занятия, где используются зарядка, физкультминутки, аромолампа, солевая лампа, сухой бассейн, 18 с комплекты «СТИМУЛЯЦИЯ» и «ДЦП-ЭКОНОМ». 19 с Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на коррекционно-развивающих занятиях стараемся проводить динамические паузы, физминутки и зрительные гимнастики в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.
20 с Арт-терапевтические технологии: песочная арт-терапия, одна из технологий работы педагога-психолога, учителя-логопеда с обучающимися, воспитанниками на развитие фонематического слуха и восприятия. «Спрячь предмет», прятать руки в песок, услышав заданный звук. «Слоговые дорожки», рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки. 21 с Методы активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники развивают сенсорные навыки обучающихся. Воздушно-пузырьковая колонна с водой. Фибероптический душ «Солнышко». Панно «Звездное небо» и другие.
22 с Каждая из данных технологий характеризуется конкретным содержанием, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами и критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе. Моделирование позволяет оперативно и гибко регулировать степень включенности и взаимодействия тех специалистов, в помощи которых нуждается обучающийся, воспитанник в школе-интернате.
22 с Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология, особая культура поддержки и помощи обучающемуся, воспитаннику с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации в ГБОУ «Новобрянская СКОШИ». Спасибо за внимание.