Доклад
на тему:
Современные УМК
по русскому языку
и методика их использования.
ВЫПОЛНИЛ Коровина Виктория Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
МКОУ Никольская СОШ,
Бобровский район
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I . Современные УМК для основной школы.
УМК Т.А.Лыдыженской.
УМК М.М.Разумовской.
УМК В.В.Бабайцевой.
УМК С.И.Львовой.
II. Современные УМК для средней школы.
2.1. УМК А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой.
2.2. УМК Н.Г. Гольцовой.
2.3. УМК А.Д. Дейкиной и Т.М.Пахновой.
2.4. УМК Т.М.Воителевой.
III. Заключение.
3.1. Выбор УМК – непростая задача.
3.2. Учебник – неизменная основа урока.
Список использованной литературы.
Знание - столь драгоценная вещь,
что его не зазорно добывать из
любого источника.
Абу-аль-Фарадж
Современное содержание образования - одна из наиболее важных проблем образовательного процесса по учебному предмету.
Русский язык и литература - особая образовательная область, в процессе изучения которой выбор современного учебно-методического комплекта нередко имеет решающее значение не только для учителя, но и для учащихся.
Среди широкого разнообразия современных УМК учителю порой трудно выбрать тот, который в полной мере позволит обеспечить достижение необходимого образовательного уровня общего развития учащихся по предметам.
Как и зачем делать осознанный выбор комплекта? Какие УМК актуальны по содержанию, обеспечивают возможности реализации современных педагогических технологий, способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся, создают у них устойчивую мотивацию к изучению русского языка и литературы? В настоящее время существует большой выбор УМК, и из каждого можно получить нужную информацию. Все они дают базовый уровень знаний. Сложность, на мой взгляд, заключается в том, что учебный материал структурирован по-разному, в зависимости от авторской концепции.
При выборе УМК нужно учитывать потребности и интересы современного школьника.
Традиционная форма подачи учебного материала явно устарела. Заинтересовать ученика могут нестандартные формы.
Самыми наиболее распространенными для 5-9 классов считаются следующие линии:
- УМК Т.А.Ладыженской;
- УМК М.М.Разумовской;
- УМК В.В. Бабайцевой;
- УМК С.И. Львовой.
Для учащихся 10-11 классов применяется:
- УМК А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой,
- УМК «Русский язык. 10—11 классы» Н.Г. Гольцовой,
- УМК А.Д. Дейкиной и Т.М.Пахновой,
- УМК «Русский язык», 10-11 классы, автор Т.М. Воителева.
Выбор учебника - это очень и очень непросто. Однако, не могу согласиться с тем, что выбор учебника должен исходить из методических предпочтений учителя. Главным критерием выбора учебника, на мой взгляд, должна быть готовность (предметная, мотивационная) конкретных учащихся его осваивать.
Информация о новых учебниках, семинары - это, конечно, необходимая и существенная часть методической подготовки учителя к обоснованному выбору учебника, но всё же главная задача методиста - донести до сознания учителя, что именно он, учитель, отвечает за этот выбор. Методическая подготовка учителя должна включать овладение (знание и умение использовать) критериями оценивания современного учебника, среди которых главным является соответствие учебника особенностям учащихся, образовательной среды в которой он будет использоваться.
Учебники по русскому языку авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, А. Тростенцовой и др. (научный редактор — академик РАО, доктор филологических наук Н.М. Шанский) включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования науки РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждениях.
Учебники созданы с учетом современных требований к знаниям и умениям ученика по предмету, ориентированы на требования стандарта. Их содержание обеспечивает формирование лингвистической, культуроведческой, коммуникативной компетенций.
Для формирования лингвистической компетенции в учебники введены сведения современной лингвистики, уточнены некоторые понятия и правила, введены задания, усиливающие системный характер изучаемого материала.
Для формирования культуроведческой компетенции предусмотрены задания по русскому речевому этикету, по извлечению необходимой информации из лингвистических словарей (толкового, орфоэпического, орфографического и т.д.).
В учебниках усилен коммуникативный аспект, введены специальные задания развитию коммуникативных умений, связанные с созданием речевых жанров, например отзыва, заметки в газету, информативного высказывания как на лингвистическую, так и на нелингвистическую тему, характеристики, невыдуманного рассказа; устного пересказа; подробного и сжатого письменного изложения и т.д. Кроме того, в учебниках выделены специальные параграфы, посвященные речеведческим понятиям, тексту, его теме, основной мысли, типам текстов и т.д.
Учебники позволяют познакомить школьников с высокими образцами русского литературного языка, для чего в качестве дидактического материала используются фрагменты из произведений великих писателей и поэтов: В.П. Астафьева, А.А. Ахматовой, И.А. Бунина, И.А. Гончарова, С.А. Есенина, М.Ю. Лермонтова, Б.Л. Пастернака, К.Г. Паустовского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.П. Чехова, М.И. Цветаевой и многих других.
В целом данные учебники позволяют развить универсальные учебные умения, воспитать отношение к родному языку как к общенациональной ценности, как важному средству общения и получения знаний. В учебнике материал излагается доступно и просто для детей. Данный учебник подходит и для того, чтобы подготовить детей к итоговой аттестации. Однако, своим детям я рекомендую помимо данного учебника ещё и "Теорию 5-9" В.В. Бабайцевой.
Остановлюсь на учебнике "Русский язык" М.Т.Баранова для 7 класса. В учебнике имеются общие сведения о языке, определения основных изучаемых единиц языка, упражнения на развитие речи, причем готовящие к сжатому изложению текста, что не менее важно для аттестации в 9 классе. Хорошо, что в новый учебник поместили картины художников, раньше их приходилось искать. В учебнике есть приложения, памятки, небольшие словари. Плохо, что из темы "Наречие" в новых учебниках исключили колонки слов для запоминания. Приходится брать их из старых учебников,
а они нужны детям и учителю.
Я считаю, что от качества учебников во многом зависит качество знаний, умений и навыков учащихся - их осознанность, прочность, развитие познавательных способностей и их активизация, развитие самостоятельного творческого мышления, формирование у школьников определенных привычек и умений, воспитание чувств. Учебник должен содействовать выполнению основных функций обучения - образовательной, воспитательной и развивающей, отвечать определённым дидактическим требованиям.
Конечно, работая с учебниками, нельзя обойтись без Методических рекомендаций. Они разработаны для каждого класса, в них даётся примерное планирование, методические рекомендации к изучению разделов курса, тексты контрольных и проверочных работ, тексты изложений, тестовые задания.
Я не ограничиваюсь только этими методическими пособиями, а используют самую разнообразную дополнительную литературу. Особо хотелось бы остановиться на книге «Занимательный русский язык» из серии «Нескучный учебник» – автор Александрова Г.В, издательства «Тригон», г. Санкт - Петербург. В этой книге практически все разделы русского языка даны в игровой, занимательной форме, что позволяет учащимся легко, весело и с удовольствием освоить те или иные темы. В книге много ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, шуточных стишков, грамматических сказок и вопросов и т.д.
Современный этап развития образовательной системы в нашей стране характеризуется наличием разных типов школ и функционированием разнообразных программ, учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для использования их в общеобразовательных учреждениях. На заседаниях школьного, районного методических объединений, на семинарах учителей русского языка и литературы часто учителя делятся своим опытом работы, в том числе и по различным УМК.
Учебно-методический комплект по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской имеет свои преимущества и особенности.
Характерные черты и особенности учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Это выразилось как внешне, так и по существу.
Начну с внешних характеристик. Учебники для каждого класса содержат два раздела со своими специфическими содержанием и понятиями:
1) систематический курс языка с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел «Речь», включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме: каждую неделю проводится один, иногда два урока по развитию связной речи учащихся.
Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения - понимания, говорения, письма.
Серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями. У пятиклассников еще нет опыта чтения и понимания таких текстов. Поэтому эта важная задача имеет и внешнее выражение - введена специальная рубрика «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст».
Система заданий – выпишите предложение, передающее основную мысль, - составьте план по абзацам, - выпишите новые термины и т.д. - развивает внимание учащихся, помогает лучше понять, о чём говорится в тексте, облегчает выполнение задачи по пересказу этого текста.
В учебнике в упражнениях преобладают художественные тексты, есть и публицистические. На них отрабатываются навыки выразительного чтения, определяется стиль и тип речи, рассматриваются языковые средства, проводится пунктуационно - орфографический анализ, т.е. идёт комплексная работа с текстом.
УМК русского языка под редакцией Разумовской М.М. предполагает развитие и совершенствование у учащихся всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение) и в соответствии с этим содержит те языковые факты, законы и правила, усвоение которых обеспечивает формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно и хорошо говорить, слушать, читать и писать на русском языке.
В каждом УМК можно отметить лучшее. Например, у В.В. Бабайцевой мне нравится 3 часть "Теория". Я до сих пор всем своим ученикам предлагаю её приобрести, так как это незаменимый помощник в любом классе. В учебнике для учащихся представлен большой практический материал, направленный на усвоение изучаемых тем; имеет место повсеместный принцип повторения пройденного, даны интересные развивающие задания. Минусом данного УМК, я считаю, наличие трех отдельных книг «Теория», «Практика», «Развитие речи», что создает неудобство использования сразу трех тяжелых книг для параллельной работы с ними, как того требует поурочная потребность.
Учебно-методические комплекты для 5–9-го классов под редакцией С.И. Львовой создаются на основе программы, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку. Работа по данной методической системе успешно проводится в течение более десяти лет во многих школах России.
Основная особенность курса заключается в его ориентации на интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности (умения читать, слушать, говорить и писать), а также в развитии врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся.
Учебники реализуют идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Рабочая тетрадь предлагает систему проверочных заданий для организации самостоятельной работы учеников и навыков самоконтроля. Задания составлены таким образом, что правильность выполнения каждого из них может быть проверена и оценена самими учащимися.
В методических рекомендациях имеется важная для учителя информация об основных направлениях обучения русскому языку, характеризуется методическая система, заложенная в учебнике, предлагается краткий комментарий по каждой теме с описанием ее лингвистических и методических аспектов, даются конкретные советы по изучению наиболее сложных тем курса. Содержатся также описание системы упражнений, рекомендации по оценке письменных и устных работ малых форм (сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, небольшие по объему устные высказывания). Предложено планирование по четвертям, система итоговых контрольных работ.
Кроме этого, в УМК входит серия пособий для учащихся и учителей. Данные пособия помогают реализовать основные идеи курса, организовать эффективную работу на уроке и дома: «Уроки русского языка», «Дидактические материалы по русскому языку», «На уроке и после уроков» и др. Успешность изучения русского языка школьниками по предлагаемой программе доказана многолетней практикой.
Одним из критериев оценки культуры человека является его уровень владения родным языком. Изучая русский язык, некоторые учащиеся считают, что на родном языке достаточно просто уметь говорить и писать. Грамотность и правильность речи их интересует в меньшей степени. Однако при дальнейшем изучении предмета все оказывается не так просто. И тут к ним на помощь приходят учителя русского языка, которые по праву считаются самыми увлеченными борцами за культуру речи.
Издательство «Просвещение» выпускает в помощь учителям учебно-методический комплект (УМК) авторов А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой для преподавания на базовом уровне русского языка в 10- 11-х классах.
Учащиеся старших классов должны знать общие сведения о русском языке, определения основных изучаемых единиц языка, орфографические и пунктуационные правила, осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.
В учебнике содержатся основные теоретические сведения, словарные статьи, направленные на расширение лингвистического кругозора учащихся, задания творческого характера, разноуровневые задания, таблицы, отрывки из художественных произведений для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных грамматических конструкций.
Учебник дает возможность учителю при обучении синтаксису и пунктуации вести систематическое повторение орфографии.
При отборе учебного материала авторы преследовали цели: совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения учащихся.
В учебнике представлены различные виды упражнений:
1)тренировочные;
2)обобщающие;
3)контрольные;
4)аналитические;
5)конструктивные;
6)коммуникативные.
Тренировочные упражнения направлены на формирование прочных правописных навыков и навыков грамматических разборов. Упражнения содержат языковой материал, разнообразный по уровню сложности, объему, поставленным перед учащимися задачам, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке и при выполнении домашних заданий.
Обобщающие упражнения требуют от школьников целого комплекса навыков и умений к систематизации имеющихся знаний.
Контрольные упражнения служат проверке знаний учащихся.
В аналитических упражнениях задания направлены на усвоение стилистических знаний, обучение учащихся «узнавать» изучаемое явление, находить в тексте стилистически окрашенные единицы и определить характер стилистической окраски, выявлять стилистические различия в ряду синонимов, определять стилевую (и жанровую) принадлежность текста; сопоставлять тексты, написанные на одну и ту же тему, но в разных стилях.
Упражнения конструктивного характера предполагают большее или меньшее изменение текста (когда требуется что-то вставить, образовать, перестроить, отредактировать и т.д.). Это, например, такие задания: передать содержание официального сообщения в стиле письма, составить текст научного описания.
Коммуникативные упражнения направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний и текстов различной жанрово-стилевой принадлежности.
В учебнике особое внимание уделяется:
работе с фрагментами художественных и публицистических произведений, изучаемых в 10—11-х классах на уроках литературы;
подготовке к государственной (итоговой) аттестации.
Приведенные в учебнике образцы анализа стихотворных и прозаических текстов, задания и упражнения разной степени сложности помогут учащимся при подготовке к ЕГЭ. Они будут способствовать как овладению теоретической частью курса, так и совершенствованию орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся. Задания к упражнениям ориентированы на формирование навыков самостоятельной работы, способствуют развитию как общеучебных, так и предметных умений учащихся.
В УМК входят:
-Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень);
-учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. (9-е изд., М.; Просвещение, 2013);
-Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (5-е изд., М.; Просвещение, 2015);
- Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» (М.; Просвещение, 2014).
Материал учебного комплекта в целом соответствует целям обучения русскому языку, определенным в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку. Дополнительный материал (тот, которого нет в комплекте), касается тем, связанных с речевым общением, языковыми нормами, введением в науку о языке.
Учебно методический комплекс под редакцией Н.Г. Гольцовой
Методологической основой курса «Русский язык» в 10—11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни). Это позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобразовательных, математических и т.д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и направлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность.
В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.
Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.
Учитывая особенности условий работы с определенными учащимися, учитель может вносить изменения в примерное распределение учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позволит высвободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Автор УМК «Русский язык. 10-11 класс» - Воителева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета. Написан УМК в соответствии с утвержденной программой по русскому языку для 10-11 -х классов (базовый уровень), учебники включены в Федеральный перечень.
Особенности УМК
- Разнообразие упражнений позволяет работать с разными по уровню подготовки детьми.
- Способствует развитию навыков работы с текстом, речевых навыков.
- Удобно структурирован. Обобщает и систематизирует знания, полученные в средней школе.
- Учебники обеспечивают ученику успешную сдачу всех трёх частей ЕГЭ. Материал для подготовки к ЕГЭ расширяется в сборниках упражнений.
Программа 10-11 классы
В программе определено содержание, указано рекомендуемое количество часов на каждую тему, предложен список дополнительной литературы.
Учебник для 10 класса
Материал учебника ориентирован на повторение и обобщение основных разделов русского языка (фонетики, орфоэпии, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования), что позволяет учащимся успешно подготовиться к ЕГЭ. Учебник имеет речевую направленность - основное внимание уделяется тексту, его структуре, типам речи, особенностям употребления единиц языка. Орфографические и пунктуационные навыки совершенствуются в процессе выполнения упражнений. Серьезный теоретический материал объясняется доступно и сопровождается большим количеством примеров.
Учебник для 11 класса
Основной теоретический материал посвящен синтаксису русского языка. Даны сведения по культуре речи и стилистике, которые помогут учащимся анализировать текст, составлять деловые документы. Даются рекомендации по написанию тезисов, реферата, рецензии и т.д. Глава «Готовимся к экзаменам» включает в себя упражнения, связанные с анализом и составлением текста, и тестовые задания по всем разделам программы, ориентированные на подготовку к ЕГЭ.
Изданы:
Сборники упражнений для 10-х и 11-х классов и книга для учителя.
9 лет назад на страницах журнала «Русский язык в школе» появилась статья М.Р. Львова «В поисках нового типа учебника». Она была посвящена новой для того времени книге А.Д. Дейкиной и Т.М Пахновой «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов», допущенной Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника-практикума по русскому языку для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений.
Профессор М.Р. Львов, глубоко анализируя новую книгу, соглашался с авторами, считавшими, что они разработали достаточно эффективную методику «для духовного обогащения личности, для нравственного воспитания, бережного отношения к родному языку». Ученый отмечал, что учебник-практикум возбуждает «интерес школьников к работе».-
Ценным является то, что авторы создали учебно-методический комплекс. Так, почти одновременно с учебной книгой А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой были изданы:
-«Русский язык в старших классах. Программа. Методические материалы»,
-«Тематическое планирование на основе учебника-практикума «Русский язык для старших классов».
Позднее авторы включили в УМК еще одно необходимое для учителя издание:
-«Русский язык: Уроки русского языка на основе учебника-практикума для старших классов» (книга вышла в 2006 году),
- «Русский язык: Уроки русского языка на основе учебника-практикума для старших классов. 11-й класс». К созданию двух последних книг ученые привлекли и педагога-практика Н.В. Трефилову.
Не издание отдельного учебника, а создание учебно-методического комплекса, к которому можно отнести и другие пособия А.Д. Дейкиной и Т.М.Пахновой, например, написанный в соавторстве с Л.И. Журавлевой «Практикум по русскому языку: Пунктуация. Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения», обладает большим развивающим потенциалом.
Авторы учебника не только формируют умение работать со справочными материалами, потребность пользоваться интернет-ресурсами, но и совершенствуют память школьников, предлагая для заучивания многие прекрасные произведения отечественных авторов. Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой удалось удачно выстроить начало учебника-практикума: точное предисловие; первый раздел учебника, который начинается с разъяснения «ключевых понятий», связанных с языковыми явлениями «Язык и речь. Типы речи. Стили речи»; в упражнении даются вопросы для подготовки докладов, сообщений к урокам-семинарам.
Изменение приоритетов и ценностей образования, переход от информационного обучения к развивающему, ориентация на компетентностный подход, постановка перед школой задачи обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности школьника влекут за собой изменение роли современного учителя. Он перестает быть источником и носителем информации и начинает выполнять функции менеджера учебного процесса, при проектировании которого необходим тщательный отбор таких средств, которые помогали бы ему в реализации столь сложной стратегии. Учителю предстоит выбрать такой учебно-методический комплект, который отражает обязательный минимум содержания образования, обеспечивает реальное интеллектуальное развитие каждого ребенка, гарантирует высокое качество знаний выпускников, соответствует методическим взглядам самого учителя.
Вторая, не менее важная задача - освоение выбранного учебника, то есть перевод замысла авторского коллектива в проект учебного процесса с последующей его реализацией в классе.
Учебник, действительно, пока еще остается основным средством обучения. Ничто так сильно не влияет на содержание и характер обучения как учебник. Но учебная книга «оживает», превращается в эффективное средство обучения только в руках хорошо подготовленного учителя. Но для того, чтобы учебник «ожил» и учитель стал бы не «проходить», а проживать уроки вместе с учениками, необходимо, по крайней мере, два условия: первое – учебник должен быть не навязан, а выбран самим учителем (насильно мил не будешь); второе – учебник должен соответствовать творческой индивидуальности ученика.
Выбор УМК – непростая задача и для учителя-предметника, и для руководства образовательного учреждения. Учебник должен соответствовать образовательным стандартам по предметам, профилю образовательного учреждения, быть интересным в использовании и способствовать качественной подготовке учащихся. Выбрать универсальный учебник, который бы удовлетворял всем требованиям, сложно. В выборе УМК участники образовательного процесса должны руководствоваться, в первую очередь, федеральным перечнем учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в учебном процессе.
Уверена, для того чтобы помочь учителю решить ряд методических проблем, необходима определенная методическая система, универсальная и отвечающая требованиям современной системы образования. В сельских школах, где один учитель предметник огромную роль играют районные методические объединения, на которых регулярно проводятся презентация новых УМК, обсуждаются достоинства и недостатки тех или иных учебников. Педагоги района не боятся использовать различные УМК. Специалистами ИМК ведётся мониторинг учебных фондов школьных библиотек в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ, осуществляется контроль за преемственностью УМК при переходе обучающихся на следующую ступень обучения, а также при переходе в следующий класс. Большую роль имеют и индивидуальные консультации педагогов с методистами, в том числе и по работе с учебниками.
Учебник всегда был, есть и будет самым главным в обучении детей. Чтобы дети получали хорошие знания, необходим такой учебник, который отвечал бы современным требованиям. Учителю необходимо уметь из множества вариантов учебников выбрать именно тот, что максимально бы помог обучению и развитию обучающихся. Необходимо больше внимания уделять вопросам методической подготовки учителя при работе с учебно-методическим комплектом на курсах повышения квалификации. Сейчас много говорят о том, что дети загружены. Кто-нибудь подумал о здоровье детей? Ведь мы сейчас только и говорим о здоровьесберегающих технологиях. Учебник призван создавать мотивацию изучения предмета, давать максимальную возможность обучающимся осмысленного освоения учебной программы в школе и дома самостоятельно. Задания для закрепления знаний должны удовлетворять различный уровень интеллектуальных потребностей обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. Москва, издательство «Просвещение», 2015 год.
Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык», М.: Издательский дом «Первое сентября», № 4, 5, 8, 2009 г.; № 18, 2010 год.
Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы/. - Сост. О.В. Ельцова. – М.: «ВАКО», 2016 г.
Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И.Власенкова)/ сост. Г.М. Вялкова.- 6-е изд.-М.: Планета, 2014.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2016.
Методика преподавания русского языка в школе. / Под ред. Баранова М.Т. – М., 2014.
Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М., 2016.
Львова С.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Настольная книга учителя русского языка. – 5-11 классы. – М., 2013.