Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение
для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»
ДОКЛАД
«Проблемное обучение, как один из методов активного обучения»
Выполнил: ст. мастер Гордеюк А.Л.
Дата выступления:21.12.2017 г.
г. Неман
2017 г.
При использовании традиционной методики преподавания вся нагрузка ложится на мастера, нагрузка обучающихся минимальна в плане учебной деятельности. Мастер п/о при такой методике преподавания играет роль “Умельца”, то есть он передает опыт работы, который он знает, не давая возможность обучающимся самим формировать навыки поисковой, исследовательской и других деятельностей на учебных занятиях. Другими словами, обучающиеся приходят на уроки, чтобы получить весь готовый материал, не прилагая усилий на его поиск, обработку. Они при такой методике проведения занятий затрудняются в будущем времени искать, добывать какие – то знания самостоятельно, затрудняются самостоятельно делать выводы, доказывать свою точку зрения, другими словами, “не умеют работать” с информацией.
Такой методики преподавания изучаемого предмета недостаточно для более качественного усвоения материала. Приходится искать какую – то новую методику преподавания, более новые методы, средства, более совершенную, чем традиционная методика преподавания, какую – либо из развивающих, личностно – ориентированных технологий обучения, технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности обучающихся.
Одним из видов современных образовательных технологий является метод проблемного изложения учебного материала. Мастер производственного обучения не только организует передачу информации, но знакомит обучающихся с процессом поиска решения той или иной проблемы, показывает движение мысли от одного этапа к другому, иллюстрирует логику этого движения, возникающие противоречия. Иначе говоря, мастер производственного обучения ставит проблему, сам ее решает, т.е. показывает образцы научного познания, а обучающиеся контролируют убедительность и логику этого процесса, усваивают этапы решения проблем. Для проблемной ситуации надо подвести обучающихся к постановке задачи и самостоятельному решению. В данном случае это возможно с помощью серии вопросов: почему, при разравнивании раствора полутёрком, он начинает сползать со стены? Обучающиеся должны вспомнить урок «Технология штукатурных работ» (слои штукатурного намёта, их толщина и нанесение), где говорится о том, что толщина штукатурки составляет 12 – 15 мм. Как добиться того, чтобы раствор не сползал по стене? В ходе диалога обучающиеся должны прийти к решению, что необходимо уменьшить слой штукатурного намёта. Времени этот диалог займет больше, но зато будет сэкономлено время на закрепление и запоминание, и проблема будет решена творчески, возникнет цепь взаимных задач, требующих самостоятельного решения.
Еще лучше, когда проблемная ситуация возникает как бы без участия мастера производственного обучения, учащиеся сами наталкиваются на нее. Решение не должно быть чрезмерно сложным или наоборот слишком примитивным. Если задача проста, то учащиеся теряют интерес, а если сложна, то они не могут ее решить, что вызывает неуверенность в своих силах. Разберем несколько условий проблемных ситуаций на уроке производственного обучения.
1. Противоречие между накопленными знаниями и новыми данными, которые нельзя объяснить на основе предыдущих знаний. Обучающиеся усвоили, что любая штукатурка состоит из 3-х слоёв. Мастер рассказывает о выполнении простой штукатурки и вдруг говорит, что простая штукатурка выполняется в два слоя, а причину этого не объясняет. Если при этом не возникает недоумения, то можно задать вопрос о такой аномалии. Самим учащимся редко удается разрешить эту проблему, но после одного-двух наводящих вопросов они находят объяснения из предмета «Технология штукатурных работ».
2. Объяснение нового не всегда возможно на основе известных ранее форм. Скажем, решается задача по выбору штукатурки, для оштукатуривания помещения с большой влажностью. Какую штукатурку лучше применить: гипсовую, цементную или цементно – известковую? В такой ситуации можно оставить задачу не решенной и предложить группе подумать о том, как можно выйти из положения в этом случае, поможет предмет «Основы материаловедения».
Особенно ценно, когда инициатива исходит от самих обучающихся, а мастеру лишь превратить возникший у них вопрос в проблемную ситуацию. Например, на вопрос, почему при набрасывании на сухую стену штукатурный раствор на ней не держится, можно дать прямой ответ: поверхность стены быстро забирает воду из штукатурного раствора. Однако лучше предложить ответить на этот вопрос самим учащимся.
Приведенные примеры показывают, как на конкретном материале курса «Технологии штукатурных работ» и «Основ материаловедения» создаются проблемные ситуации. Достоинство такого приема заключается в том, что обучающиеся не только приобретают знания, но и приучаются творчески подходить к профессии, механическое запоминание заменяется сознательным изучением курса, подтверждается межпредметная связь.
Проблемная ситуация должна логично входить в план урока, быть его организационной частью, а не чужеродным элементом. Постановка задач должна учитывать уровень знаний и развития обучающихся.
3. Поиск обучающимися новых решений, новых способов действия. Так мастер производственного обучения может сказать обучающимся, что при установке маяков лучше использовать раствор, которым будет выполняться оштукатуривание. Если использовать при установке маяков строительный гипс, то после оштукатуривания его необходимо будет убрать, а это лишние временные затраты и расход материалов.
4. Наличие мотива активной познавательной деятельности, необходимого для решения проблемы. Надо доказать конкретными примерами, что успешное овладение профессией поможет в будущем решать, как бытовые так и жизненные проблемы.
5. Успешное решение проблемных ситуаций возможно только при наличии интереса обучающихся к проблеме. Для того чтобы проблемное изучение было эффективным необходимо соблюдать ряд правил.
Во-первых, задания должны соответствовать интеллектуальным возможностям обучающихся. Не следует ставить задачи, которые по плечу только особенно способным обучающимся.
Во-вторых, для решения проблемы у обучающихся должен быть необходимый запас знаний.
В-третьих, необходимо подвести их к постановке и решению задачи либо путем предшествующего объяснения, либо выполнением самостоятельного задания.