СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО СОШ учителей естественно-математического цикла "Развитие креативного мышления"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО СОШ учителей естественно-математического цикла "Развитие креативного мышления"»

МБОУ «СОШ №29»

Выступление на методическом объединении

на тему:

«Развитие креативного мышления»












2022г.

«В каждом человеке спит гений.

И с каждым днем – все крепче и крепче».



Актуальность. В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные творчески подходить к любым трудностям, видеть мир принципиально в другом свете, принимать нестандартные решения, находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. В последнее время в деловой сфере чрезвычайно востребована креативность. Сейчас креативное мышление – залог успешного развития.

Проблема. К сожалению, современная система образования еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает у детей интерес к познанию. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения, креативного мышления уделяется недостаточное внимание.

Цель. Формирование творчески активного ребенка, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и не стандартное одно из основных направлений деятельности учителя технологии.

Достижение этой цели на уроках осуществляется через разные методы работы: использование во время занятия тренингов и тестов на определение креативности, всевозможных упражнений, игр, проектную деятельность для развития креативного мышления.


1. Успешное развитие креативных способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

  • Первое условие развития креативных способностей – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях.

  • Второе условие развития креативных способностей – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог постоянно должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

  • Третье условие – упорный труд. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.

  • Четвертое условие – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому на тех занятиях, где ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, способности будут формироваться быстрее.

  • Пятое условие – активная жизненная позиция.

В школе обучаются дети с разным уровнем развития. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей. Приведу пример теста на выявление креативного мышления.


Тест на определение креативности

Берем несколько листов бумаги и рисуем на них крестики в одинаковой пропорции и с одинаковым числом. Затем предлагаем детям из имеющихся крестиков придумывать нестандартные изображения.

После того как ребенок заполнил весь лист, посмотрите, есть ли среди изображений, полученных в итоге, действительно интересные решения. Наверняка какое-то число таких нестандартных решений будет.


Что дает подобный тест на креативность?

Мы понимаем, могут ли дети генерировать интересные мысли, в каком объеме (у ребенка закончился листок, а мыслей по поводу того, что можно отобразить еще много) и какие пропорции от не стандартного к очевидному.


2. Развитие креативных способностей на уроках технологии осуществляется также через игровую деятельность.

Приведу несколько игр и упражнений для развития креативного мышления.

«И все-таки у них много общего»

Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным группам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой... Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных полюсах.

Для примера приводятся возможные ответы на вопрос «Что общего между глазом и водопроводным краном»:

  1. в обоих словах— четыре буквы;

  2. в обоих случаях буква «А» — третья по счету;

  3. при помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть;

  4. и то и другое может блестеть;

  5. из них льется вода;

  6. когда они портятся, из них подтекает.

А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.


«Десять плюс десять»

Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 определений, которые к нему подходят. Например, шляпа - большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д. Это выполнить легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять определений, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой... Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

Это упражнение дает возможность ребенку показать свое умение использовать свой словарный багаж, мыслить нестандартно и находить интересные и смешные пары определений. В следующий раз это задание они выполнят быстрее, т. к. их копилка слов будет постоянно пополняться.


«Кто вы?»

Участники садятся в круг. Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».

Педагог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, педагог тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару, используя язык жестов и телодвижений, нельзя говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Когда вы найдете свою пару, встаньте рядом, но продолжайте молчать.

Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, педагог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.


3. Одним из наиболее эффективных методов формирования креативного мышления является проектная деятельность.

Работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

Таким образом, всестороннее развитие креативных способностей учащихся в процессе обучения, обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.


6