СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО «Создание атмосферы доверия и эмоционального комфорта в классе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоции — основа атмосферы психоло­гического и эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие психологиче­ской атмосферы необходимо для успешно­го осуществления процесса обучения и вос­питания учащихся.

С целью создания психологического комфорта педагоги ориентируются на снижение напряжения у младших школьников,  достижение согласия учеников с окружающими и с самими собой.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО «Создание атмосферы доверия и эмоционального комфорта в классе».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубокинская СОШ №32





ДОКЛАД на МО

На тему: «Создание атмосферы доверия и эмоционального комфорта в классе».

учителя начальных классов

МБОУ Глубокинской СОШ №32

Черкашиной Елены Вячеславовны







2010-2011 уч.год



Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития общества является целью и критерием успешности образования. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и от­чищенных моментов как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только условия жизни и деятельности человека — это новые контакты, отношения и обязанности. Изменяется вся жизнь первоклассника: все подчи­няется учебе, школе, школьным делам и заботам. Школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максималь­ной мобилизации интеллектуальных и фи­зических сил.

Совместная целенаправленная, специ­ально организованная деятельность педаго­гов, воспитателей и родителей школьников способствует процессу приспособления учащихся к школьному обучению, их доб­рожелательному отношению с однокласс­никами и педагогами.

Эмоции — основа атмосферы психоло­гического и эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие психологиче­ской атмосферы необходимо для успешно­го осуществления процесса обучения и вос­питания учащихся.

С целью создания психологического комфорта педагоги ориентируются на снижение напряжения у младших школьников, достижение согласия учеников с окружающими и с самими собой.

Приведем примеры упражнений и игр,которые можно использовать на коррекци-

онно-развивающих уроках, в группах продленного дня с целью создания психологиче- ского комфорта и коррекции взаимоотношений в классном коллективе обучающихся. Упражнение «Красивое имя»

Цель: повысить уровень самооценки.

Ученику предлагается написать свое имя фломастером, а затем украсить его так,

чтобы получилось ярко и красиво.

Игра «Разожми кулак»

Цель: показать, как влияют на человека ласковые слова, доброе отношение друг к

другу. Игра проводится в паре. Один ученик сжимает кулак, а другой должен его раз- жать любыми способами. Затем учащиеся меняются ролями. Обычно дети применяют

силу. Роль педагога в этой игре состоит в том, чтобы на собственном примере показать, насколько убедительнее оказываются добрые слова, спокойное, доброжелательное обращение друг к другу: он разжимает кулак любому ребенку, используя уговоры,

ласковые слова и др.

Упражнение -«Испуганный ежик»

Цель: развить умение устанавливать контакт с учащимися, вызывая доверие у них.

Один ученик изображает испуганного ежика, который боится лая собаки. Он свернулся в комочек и выпустил иголки. Задача одноклассников- установить контакт с ежиком, чтобы он поверил им, вызвать у него желание общаться. Дети могут погладить ежика, поговорить с ним, успокоить и др.

Игра «Если бы я был...»

Цель: развивать ассоциативное восприятие.

Педагог, предлагая различные темы, задает ученикам вопросы, например: «Если бы ты был животным, то каким? А цветком, ветром?» По возможности учитель уточняет характеристики выбираемого образа: добрым, злым, вялым, яркими др.

Упражнение «Царевна Несмеяна»

Цель: оказание поддержки другу, повы­шение самооценки.

В центр класса ставится стул, на который садится ученик, изображающий Царев­ну Несмеяну. Учитель сообщает: «Для того,чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо

сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая». Ученики по очереди говорят «Ца-

ревне» о ее хороших качествах.

Игра «Водяной»

Цель: развивать тактильные ощущения.

Ученики встают в круг и выбирают водящего — Водяного, который садится в Центр круга с завязанными глазами. Учени­ки ходят вокруг него по кругу со словами:

Водяной, Водяной, не сиди ты под водой, Мы по берегу идем, хоровод большой ведем. Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, Кто стоит перед тобой? Отвечай же, Водяной!

Водяной подходит к учащимся и на ощупь пытается определить, кто стоит пе­ред ним. Если он правильно называет имя ребенка, то тот, кого узнали, становится Во­дяным, и игра повторяется.

Упражнение «Наши имена»

Цель: познакомить с разнообразием имен, обратить внимание на отличительные особенности каждого имени

Учитель просит школьников по очереди называть сноп имена, после чего предлагает послушать его рассказ о том, что означают их имена, каково их происхождение. В ходе выполнения упражнения учащиеся переда­ют по кругу игрушку, называя свои имена в уменьшительно-ласкательной форме.

Игра «Ветерок»

Цель: развить внимание.

Ученики встают в круг, в центре которо­го находится стул и ведущий.

Ведущий. Ветер дует на тех... (называ­ет любую особенность участников игры), у кого голубые глаза.

После слов ведущего дети, у которых есть названная особенность, должны сесть на стул. Тот, кому не досталось места, ста­новится ведущим.

Игра «Интервью у дракона»

Цель: формировать умение общаться.

Учитель предлагает школьникам пред­ставить, что им нужно взять интервью у сказочного персонажа, например у дракона. Важно, что у дракона семь голов и у каждой головы разное настроение. Головы дракона изображают семь учеников. Их задача - по­казать настроение головы, которую он изображает.

Остальные участники игры должны уга­дать, какое настроение было у каждой из го­лов дракона.

Упражнение «Браво»

Цель: повысить самооценку.

Ученики садятся в круг, в центре кото­рого находится стул и один из учеников. Остальные учащиеся дарят ему бурные ап­лодисменты.

В заключение подчеркнем, что положи­тельный психологический климат в классе оказывает существенное влияние на проте­кание учебной деятельности школьников.

Эмоциональный комфорт для тактики помощи - условие, а не самоцель. Эмоциональная поддержка нужна для того, чтобы ребенок не побоялся де­лать первые шаги, чтобы он в этот момент был сосредоточен на себе, а не на других.

Чтобы создать атмосферу доверия, от педагога потребуются чуткость, терпение и мастерство. Пожалуй, основным фактором, помогающим в этом, будет открытость самого педагога. Нужно дать ребенку понять, что он вам интересен, разговаривать с ним о том, что интересно ему. Но не стоит забывать, что дети очень разные: кто-то готов сразу распах­нуть душу любому, кому-то сначала нужно приглядеться, освоиться, оценить ситуацию. Именно поэтому не стоит ограничивать общение с учениками только темами учебных заданий. Чем лучше вы узнаете ин­тересы ребят, тем проще вам будет выстраивать с ними взаимодействие. Максимальная доброжелательность, открытость и искренность вам помогут (нельзя забывать, что дети очень остро чувствуют фальшь и наигранность).

Не бойтесь делиться с учениками своим опытом, переживаниями, проблемами: глядя на вас, они поймут, что сами могут поступать так же. Очень важно поддерживать их в этом, помогать раскрыться. А насмеш­ки и возможные издевки со стороны других учеников нужно мягко пре­секать, но при этом обязательно прояснять с зачинщиками их истинные цели - возможно, самим задирам не хватает внимания, и это выливается в подобное поведение. Не бойтесь говорить о своих чувствах, в том числе и негативных (только нужно обязательно делать это в форме «Я-высказывания»), не бойтесь признавать свои ошибки - этим вы добьетесь гораздо большего доверия и уважения, чем поставив себя в позицию непогреши­мого судьи.

Эмоциональный комфорт достигается в первую очередь за счет уста­новления простых, понятных и выполняемых всеми правил. Создание этих правил может стать увлекательным и поддерживающим атмосферу дове­рия процессом. Ребенку важно чувствовать себя в этой ситуации таким, как все, - имеющим право искать и предлагать свои способы взаимодействия, которые помогут ему вписаться в пространство школы, класса, урока. Как это может происходить, хорошо иллюстрирует рассказ учительницы на­чальных классов одной из новосибирских школ.

Молодая учительница уже в первые дни работы столкнулась с тем, что ее первоклассники шумят на уроках. В разговорах с более опытными кол­легами ей были предложены три способа борьбы с шумом:

Ь Необходимо сразу знакомить детей с правилами поведения, а затем контролировать выполнение этих правил с помощью напоминаний и по­рицаний.

2. Необходимо закреплять эти правила в поведении детей через игры-упражнения, отработку навыков бесшумного открытия книг и усаживания за парты, поднятия рук при необходимости вопросов и т.п.

3. Необходимо создать «общественное мнение» по поводу недопусти­мости шума, поощрять выступления ребят, которые ратуют за дисциплину.

Эти варианты объявлялись педагогами начальной школы чуть ли не единственно возможными. Но учительница видела, что после ее замечаний в классе творится что-то неладное. Кто-то ябедничает, кто-то хитрит - де­лает вид, что не шумит, а стоит отвернуться - опять за свое.

Она делала почаще минутки отдыха, но потом не могла утихомирить ребят. Вернее, могла, но для этого необходимы были строгий тон, повы­шенный голос. В общем, сама учительница чувствовала себя неуютно. Склонная к диалогу и не приемлющая давления, она остро чувствовала, как сама давит на детей.

Когда ребята в очередной раз шумели, она заговорила с первоклашка­ми о том, ЧТО ТАКОЕ ШУМ В КЛАССЕ ДЛЯ НИХ САМИХ - БЛАГО ИЛИ ЗЛО? Но в лоб этого вопроса не задавала, а просто вспомнила себя в первом классе, как приходила после школы домой с головной болью, как мешал ей этот шум. Вспомнила и о том, как была командиром октяб-рятской звездочки и как учительница велела всем командирам следить за тишиной в классе. Помнила, как искренне хотела помочь учительнице и верила, что шуметь - это плохо, а в результате поссорилась со своей луч­шей подружкой. Когда учительница вышла из класса и всем сказала сидеть тихо, а потом спросила командиров: кто из ребят вашей звездочки шумел, когда меня не было, - командиры честно доложили. Только один оказался «бесчестным» и своих не выдал. Но его выдали другие командиры. Это и была ее лучшая подружка.

Итак, на уроке возник шум. Выждав определенную паузу, учительница задает вопрос:

- Скажите, ребята, нужно ли в классе вести себя тихо?

- Да! - стройный хор в ответ.

- А зачем нужно сидеть тихо? - А чтобы учительница не заругала!

- Разве я кого-нибудь из вар за это ругала?

Дружный хор: «Нет!». (Ребята действительно не могут назвать такого случая.)

- Ну что ж, если я вас не ругаю, значит, можно шуметь?

- А директор придет - заругает!

- Ну-ка вспомните, когда это директор приходил и ругал вас?

- А родители будут ругать...

- Но я ни на кого из вас не жаловалась...

Дети перебрали все «страшилки». Одна даже всех удивила, а потом и рассмешила своей очевидной нелепостью. Ее вполне серьезно увидела и предъявила одна из девочек. Это было уже под конец безуспешных по­исков: кто еще может заругать за шум в классе? Лена, сидевшая у окна, увидела прохожего и вдруг заявила: «Если будем шуметь, тот дядя нас ус­лышит, придет и заругает». От такой неожиданности все опешили, а потом рассмеялись. Лене сначала казалось, что смеются над ней, но учительница сказала: «Ты права, Лена, если мы еще громче будем шуметь, этот дядя действительно что-нибудь услышит и подумает: что это там в школе тво­рится? Но я не думаю, что он придет и будет вас ругать. Он спешит по сво­им делам, вы ему не мешаете, у него от вашего шума голова не болит».

- А у вас? Вам никогда не бывает плохо, когда в классе шум? И тут пошли сплошные жалобы:

- Мне плохо, когда в классе шумно... -Почему?

- Голова болит...

- И у меня...

- И у меня...

- А у кого еще голова болит от шума? (Поднялось несколько рук.)

- А я вчера из-за шума не записала домашнее задание, и мама меня от­ругала...

- Кто-нибудь из вас попадал, как Женя, в неприятную ситуацию из-за шума?

Оказалось, что почти у каждого ребенка в классе случалось что-то по­хожее. Тогда учительница спрашивает:

- Но почему же мы все-таки шумим, если нам всем от этого плохо? ...Во время разговора учительница особенно внимательно следила за

Вадиком. Единственный и поздний ребенок в семье, никогда не посещав­ший детские учреждения, он был абсолютно дезадаптирован школьной си­туацией. Он действительно не понимал, когда нужно сидеть, когда говорить,

и раздражал всех. Он как раз и был тем, кто больше всех шумел, обижался, задирал других детей, а они тоже не оставались в долгу.

. А в классе своим чередом шли разговоры: что кому мешает сидеть тихо на уроке. Тут было много жалоб на соседей по парте. Но учительница спо­койно «посредничала» между соседями:

- Давайте послушаем, как мы сейчас будем разбираться. И Оля, и Толя сидят за одной партой. Оля шумит, а что в это время делает Толя?

Толя:

- А я ей говорю, что у меня болит голова! Оля:

- Неправда! Ты меня толкаешь! Учительница не дает разгореться ссоре:

- Оля, а может быть, Толя говорит правду? Но не словами, а кулаками? Ты шумишь, у него голова болит, он тебя и толкает, чтобы ты не шумела? А ты, чтобы помочь Толе, тут же перестаешь шуметь, правда?

Все дети смеются, они понимают, что это шутка. А учительница обра­щается к Толе:

- Ну что, верный ты способ выбрал, чтобы избавиться от головной боли и шума? Попробуйте сейчас договориться: если у Толи заболит голова от шума Оли, то он тихо скажет об этом Оле. Она поможет Толе и не будет шуметь.

- А он?! Он мне будет помогать? - спрашивает Оля. -Ну как, Толя?

- Если она не будет, то и я не буду.

Так все нашли свои способы. И вдруг Вадик заплакал. Это было полной для всех неожиданностью, и для учительницы тоже. Ребята было зашуме­ли, но стоило учительнице поднять руку, как дети сами поняли, что! нужно помолчать. Вадик, немного успокоившись, сказал:

- А я не могу себя «у гишивать», я не могу сидеть тихо!

- Вот как? Ну это не беда, давай подумай, что тебе поможет? А мы по­молчим, пока ты думаешь.

Вадик обреченно смотрит и уже готов вновь заплакать.

- А может, парту поменять? Хочешь пересесть к кому-нибудь другому? А знаешь, Вадик, так бывает. Походи, поищи в классе то место, где ты почувствуешь, что можешь сидеть тихо. Но это место можно найти только если все вокруг и я тоже перестанем разговаривать.

В конце концов выяснилось, что Вадик может «утишиться» сам только тогда, когда он будет сидеть за учительским столом. Состоялся договор, что если возникнет ситуация, когда уже совсем трудно-претрудно, Вадик мо­жет подойти к учительскому столу сам. Никто на это обращать внимание не будет, потому что человеку трудно и он сам себе помогает «утишиться». В разговоре с этой учительницей мы спросили: не жалко ли ей было целого урока на то, на что иные учителя тратят минуты, и как она прогно­зирует дальнейший ход событий?

«Жалко, конечно, - был ответ. - Но я думаю, что время, потерянное се­годня, сэкономится на массе замечаний, которые я была бы вынуждена делать завтра. Что же касается прогноза... Я ведь не просто так начала с ними этот разговор. Я же вижу, что детям становится легче, если они сами принимают целесообразность порядка, тишины».

Эта учительница очень точно уловила ситуацию: дети шумят не пото­му, что недисциплинированны, а потому, что не всегда могут контролиро­вать свое поведение. И потому еще, что внутренний контроль отсутствует, поскольку вместо него уже живут «страшилки»: нужно тихо сидеть - для взрослых. Если будешь шуметь - придут накажут.

Учительница защитила детей от «страшилок», потому что сама не «стра­шилка». Помните, как она говорила: «И директор не ругает, и я не ругаю - так кого же вы боитесь?» Однако, снимая страх, учительница дала детям другую опору - их собственное представление о том, что шум - это неправильно.

Учительница осмысленно, профессионально решала задачи, связанные с педагогической поддержкой детей в сложной для них ситуации, исполь­зуя тактики помощи и содействия каждому ребенку. Ведь каждый дого­варивался с другими, как он будет себя вести, когда ему мешает шум. И другие договаривались с ним. Особая ситуация с Вадиком уникальна уже потому, что не только найден выход для ребенка. Легализовалась его воз­можность помогать себе, когда «утишить» себя за партой нет сил. Дети получили хороший урок помощи Вадику, они сами приняли в этом уча­стие. Учительница чутко помогала детям осуществлять эту помощь: «Мы посидим тихо, нужно Вадику помочь найти это место. Как хорошо, что мы помогли Вадику его найти. Молодец, Вадик. Если будет трудно, захочется пошуметь, тихо встань и пойди к моему столу. Я тебе уступлю место. Мы же понимаем, что ты сейчас себе помогаешь».

По существу молодая учительница создала ситуацию позиционного са­моопределения первоклашек по поводу шума в классе. Они почувствовали себя людьми, способными избавиться от того, что им мешает.

Некоторые педагоги утверждают, что дети в принципе не могут анали­зировать и контролировать себя, вот и приходится все время наставлять, указывать, убеждать, а в случае неповиновения - наказывать (или принуж­дать, используя для этого мягкие и жесткие формы в зависимости от «подат­ливости-неподатливости» ребенка к педагогическому воздействию). Когда мы приводили этот пример в педагогической аудитории, многие опытные педагоги говорили: но это же ненадолго! Дети скоро забудут а своих дого­ворах. Правильно, но есть учительница, которая вовремя на это среагирует

\| поможет детям опять окунуться в атмосферу взаимопознания и согласо­ванных действий. Она ведь понимает, что такому тонкому делу, как само­контроль, можно учиться всю жизнь, и помогает детям в этом учении.

Этот договор состоялся между детьми, но и педагог в нем полноправ­ный участник не только со своим правом требовать от детей исполнения договора, но и со своей обязанностью (педагогической обязанностью) под­держивать детей.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДилеоД. Детский рисунок: диагностика и ин­терпретация. М., 2001.

Никушкина Н. Социализация детей-сирот: Развивающие занятия для дошкольного и млад­шего школьного возраста. М., 2007.

Свирепо О А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. М.,2004