Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская СОШ №32
ДОКЛАД на МО
На тему: «Создание атмосферы доверия и эмоционального комфорта в классе».
учителя начальных классов
МБОУ Глубокинской СОШ №32
Черкашиной Елены Вячеславовны
2010-2011 уч.год
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития общества является целью и критерием успешности образования. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и отчищенных моментов как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только условия жизни и деятельности человека — это новые контакты, отношения и обязанности. Изменяется вся жизнь первоклассника: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов, воспитателей и родителей школьников способствует процессу приспособления учащихся к школьному обучению, их доброжелательному отношению с одноклассниками и педагогами.
Эмоции — основа атмосферы психологического и эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие психологической атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения и воспитания учащихся.
С целью создания психологического комфорта педагоги ориентируются на снижение напряжения у младших школьников, достижение согласия учеников с окружающими и с самими собой.
Приведем примеры упражнений и игр,которые можно использовать на коррекци-
онно-развивающих уроках, в группах продленного дня с целью создания психологиче- ского комфорта и коррекции взаимоотношений в классном коллективе обучающихся. Упражнение «Красивое имя»
Цель: повысить уровень самооценки.
Ученику предлагается написать свое имя фломастером, а затем украсить его так,
чтобы получилось ярко и красиво.
Игра «Разожми кулак»
Цель: показать, как влияют на человека ласковые слова, доброе отношение друг к
другу. Игра проводится в паре. Один ученик сжимает кулак, а другой должен его раз- жать любыми способами. Затем учащиеся меняются ролями. Обычно дети применяют
силу. Роль педагога в этой игре состоит в том, чтобы на собственном примере показать, насколько убедительнее оказываются добрые слова, спокойное, доброжелательное обращение друг к другу: он разжимает кулак любому ребенку, используя уговоры,
ласковые слова и др.
Упражнение -«Испуганный ежик»
Цель: развить умение устанавливать контакт с учащимися, вызывая доверие у них.
Один ученик изображает испуганного ежика, который боится лая собаки. Он свернулся в комочек и выпустил иголки. Задача одноклассников- установить контакт с ежиком, чтобы он поверил им, вызвать у него желание общаться. Дети могут погладить ежика, поговорить с ним, успокоить и др.
Игра «Если бы я был...»
Цель: развивать ассоциативное восприятие.
Педагог, предлагая различные темы, задает ученикам вопросы, например: «Если бы ты был животным, то каким? А цветком, ветром?» По возможности учитель уточняет характеристики выбираемого образа: добрым, злым, вялым, яркими др.
Упражнение «Царевна Несмеяна»
Цель: оказание поддержки другу, повышение самооценки.
В центр класса ставится стул, на который садится ученик, изображающий Царевну Несмеяну. Учитель сообщает: «Для того,чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо
сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая». Ученики по очереди говорят «Ца-
ревне» о ее хороших качествах.
Игра «Водяной»
Цель: развивать тактильные ощущения.
Ученики встают в круг и выбирают водящего — Водяного, который садится в Центр круга с завязанными глазами. Ученики ходят вокруг него по кругу со словами:
Водяной, Водяной, не сиди ты под водой, Мы по берегу идем, хоровод большой ведем. Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, Кто стоит перед тобой? Отвечай же, Водяной!
Водяной подходит к учащимся и на ощупь пытается определить, кто стоит перед ним. Если он правильно называет имя ребенка, то тот, кого узнали, становится Водяным, и игра повторяется.
Упражнение «Наши имена»
Цель: познакомить с разнообразием имен, обратить внимание на отличительные особенности каждого имени
Учитель просит школьников по очереди называть сноп имена, после чего предлагает послушать его рассказ о том, что означают их имена, каково их происхождение. В ходе выполнения упражнения учащиеся передают по кругу игрушку, называя свои имена в уменьшительно-ласкательной форме.
Игра «Ветерок»
Цель: развить внимание.
Ученики встают в круг, в центре которого находится стул и ведущий.
Ведущий. Ветер дует на тех... (называет любую особенность участников игры), у кого голубые глаза.
После слов ведущего дети, у которых есть названная особенность, должны сесть на стул. Тот, кому не досталось места, становится ведущим.
Игра «Интервью у дракона»
Цель: формировать умение общаться.
Учитель предлагает школьникам представить, что им нужно взять интервью у сказочного персонажа, например у дракона. Важно, что у дракона семь голов и у каждой головы разное настроение. Головы дракона изображают семь учеников. Их задача - показать настроение головы, которую он изображает.
Остальные участники игры должны угадать, какое настроение было у каждой из голов дракона.
Упражнение «Браво»
Цель: повысить самооценку.
Ученики садятся в круг, в центре которого находится стул и один из учеников. Остальные учащиеся дарят ему бурные аплодисменты.
В заключение подчеркнем, что положительный психологический климат в классе оказывает существенное влияние на протекание учебной деятельности школьников.
Эмоциональный комфорт для тактики помощи - условие, а не самоцель. Эмоциональная поддержка нужна для того, чтобы ребенок не побоялся делать первые шаги, чтобы он в этот момент был сосредоточен на себе, а не на других.
Чтобы создать атмосферу доверия, от педагога потребуются чуткость, терпение и мастерство. Пожалуй, основным фактором, помогающим в этом, будет открытость самого педагога. Нужно дать ребенку понять, что он вам интересен, разговаривать с ним о том, что интересно ему. Но не стоит забывать, что дети очень разные: кто-то готов сразу распахнуть душу любому, кому-то сначала нужно приглядеться, освоиться, оценить ситуацию. Именно поэтому не стоит ограничивать общение с учениками только темами учебных заданий. Чем лучше вы узнаете интересы ребят, тем проще вам будет выстраивать с ними взаимодействие. Максимальная доброжелательность, открытость и искренность вам помогут (нельзя забывать, что дети очень остро чувствуют фальшь и наигранность).
Не бойтесь делиться с учениками своим опытом, переживаниями, проблемами: глядя на вас, они поймут, что сами могут поступать так же. Очень важно поддерживать их в этом, помогать раскрыться. А насмешки и возможные издевки со стороны других учеников нужно мягко пресекать, но при этом обязательно прояснять с зачинщиками их истинные цели - возможно, самим задирам не хватает внимания, и это выливается в подобное поведение. Не бойтесь говорить о своих чувствах, в том числе и негативных (только нужно обязательно делать это в форме «Я-высказывания»), не бойтесь признавать свои ошибки - этим вы добьетесь гораздо большего доверия и уважения, чем поставив себя в позицию непогрешимого судьи.
Эмоциональный комфорт достигается в первую очередь за счет установления простых, понятных и выполняемых всеми правил. Создание этих правил может стать увлекательным и поддерживающим атмосферу доверия процессом. Ребенку важно чувствовать себя в этой ситуации таким, как все, - имеющим право искать и предлагать свои способы взаимодействия, которые помогут ему вписаться в пространство школы, класса, урока. Как это может происходить, хорошо иллюстрирует рассказ учительницы начальных классов одной из новосибирских школ.
Молодая учительница уже в первые дни работы столкнулась с тем, что ее первоклассники шумят на уроках. В разговорах с более опытными коллегами ей были предложены три способа борьбы с шумом:
Ь Необходимо сразу знакомить детей с правилами поведения, а затем контролировать выполнение этих правил с помощью напоминаний и порицаний.
2. Необходимо закреплять эти правила в поведении детей через игры-упражнения, отработку навыков бесшумного открытия книг и усаживания за парты, поднятия рук при необходимости вопросов и т.п.
3. Необходимо создать «общественное мнение» по поводу недопустимости шума, поощрять выступления ребят, которые ратуют за дисциплину.
Эти варианты объявлялись педагогами начальной школы чуть ли не единственно возможными. Но учительница видела, что после ее замечаний в классе творится что-то неладное. Кто-то ябедничает, кто-то хитрит - делает вид, что не шумит, а стоит отвернуться - опять за свое.
Она делала почаще минутки отдыха, но потом не могла утихомирить ребят. Вернее, могла, но для этого необходимы были строгий тон, повышенный голос. В общем, сама учительница чувствовала себя неуютно. Склонная к диалогу и не приемлющая давления, она остро чувствовала, как сама давит на детей.
Когда ребята в очередной раз шумели, она заговорила с первоклашками о том, ЧТО ТАКОЕ ШУМ В КЛАССЕ ДЛЯ НИХ САМИХ - БЛАГО ИЛИ ЗЛО? Но в лоб этого вопроса не задавала, а просто вспомнила себя в первом классе, как приходила после школы домой с головной болью, как мешал ей этот шум. Вспомнила и о том, как была командиром октяб-рятской звездочки и как учительница велела всем командирам следить за тишиной в классе. Помнила, как искренне хотела помочь учительнице и верила, что шуметь - это плохо, а в результате поссорилась со своей лучшей подружкой. Когда учительница вышла из класса и всем сказала сидеть тихо, а потом спросила командиров: кто из ребят вашей звездочки шумел, когда меня не было, - командиры честно доложили. Только один оказался «бесчестным» и своих не выдал. Но его выдали другие командиры. Это и была ее лучшая подружка.
Итак, на уроке возник шум. Выждав определенную паузу, учительница задает вопрос:
- Скажите, ребята, нужно ли в классе вести себя тихо?
- Да! - стройный хор в ответ.
- А зачем нужно сидеть тихо? - А чтобы учительница не заругала!
- Разве я кого-нибудь из вар за это ругала?
Дружный хор: «Нет!». (Ребята действительно не могут назвать такого случая.)
- Ну что ж, если я вас не ругаю, значит, можно шуметь?
- А директор придет - заругает!
- Ну-ка вспомните, когда это директор приходил и ругал вас?
- А родители будут ругать...
- Но я ни на кого из вас не жаловалась...
Дети перебрали все «страшилки». Одна даже всех удивила, а потом и рассмешила своей очевидной нелепостью. Ее вполне серьезно увидела и предъявила одна из девочек. Это было уже под конец безуспешных поисков: кто еще может заругать за шум в классе? Лена, сидевшая у окна, увидела прохожего и вдруг заявила: «Если будем шуметь, тот дядя нас услышит, придет и заругает». От такой неожиданности все опешили, а потом рассмеялись. Лене сначала казалось, что смеются над ней, но учительница сказала: «Ты права, Лена, если мы еще громче будем шуметь, этот дядя действительно что-нибудь услышит и подумает: что это там в школе творится? Но я не думаю, что он придет и будет вас ругать. Он спешит по своим делам, вы ему не мешаете, у него от вашего шума голова не болит».
- А у вас? Вам никогда не бывает плохо, когда в классе шум? И тут пошли сплошные жалобы:
- Мне плохо, когда в классе шумно... -Почему?
- Голова болит...
- И у меня...
- И у меня...
- А у кого еще голова болит от шума? (Поднялось несколько рук.)
- А я вчера из-за шума не записала домашнее задание, и мама меня отругала...
- Кто-нибудь из вас попадал, как Женя, в неприятную ситуацию из-за шума?
Оказалось, что почти у каждого ребенка в классе случалось что-то похожее. Тогда учительница спрашивает:
- Но почему же мы все-таки шумим, если нам всем от этого плохо? ...Во время разговора учительница особенно внимательно следила за
Вадиком. Единственный и поздний ребенок в семье, никогда не посещавший детские учреждения, он был абсолютно дезадаптирован школьной ситуацией. Он действительно не понимал, когда нужно сидеть, когда говорить,
и раздражал всех. Он как раз и был тем, кто больше всех шумел, обижался, задирал других детей, а они тоже не оставались в долгу.
. А в классе своим чередом шли разговоры: что кому мешает сидеть тихо на уроке. Тут было много жалоб на соседей по парте. Но учительница спокойно «посредничала» между соседями:
- Давайте послушаем, как мы сейчас будем разбираться. И Оля, и Толя сидят за одной партой. Оля шумит, а что в это время делает Толя?
Толя:
- А я ей говорю, что у меня болит голова! Оля:
- Неправда! Ты меня толкаешь! Учительница не дает разгореться ссоре:
- Оля, а может быть, Толя говорит правду? Но не словами, а кулаками? Ты шумишь, у него голова болит, он тебя и толкает, чтобы ты не шумела? А ты, чтобы помочь Толе, тут же перестаешь шуметь, правда?
Все дети смеются, они понимают, что это шутка. А учительница обращается к Толе:
- Ну что, верный ты способ выбрал, чтобы избавиться от головной боли и шума? Попробуйте сейчас договориться: если у Толи заболит голова от шума Оли, то он тихо скажет об этом Оле. Она поможет Толе и не будет шуметь.
- А он?! Он мне будет помогать? - спрашивает Оля. -Ну как, Толя?
- Если она не будет, то и я не буду.
Так все нашли свои способы. И вдруг Вадик заплакал. Это было полной для всех неожиданностью, и для учительницы тоже. Ребята было зашумели, но стоило учительнице поднять руку, как дети сами поняли, что! нужно помолчать. Вадик, немного успокоившись, сказал:
- А я не могу себя «у гишивать», я не могу сидеть тихо!
- Вот как? Ну это не беда, давай подумай, что тебе поможет? А мы помолчим, пока ты думаешь.
Вадик обреченно смотрит и уже готов вновь заплакать.
- А может, парту поменять? Хочешь пересесть к кому-нибудь другому? А знаешь, Вадик, так бывает. Походи, поищи в классе то место, где ты почувствуешь, что можешь сидеть тихо. Но это место можно найти только если все вокруг и я тоже перестанем разговаривать.
В конце концов выяснилось, что Вадик может «утишиться» сам только тогда, когда он будет сидеть за учительским столом. Состоялся договор, что если возникнет ситуация, когда уже совсем трудно-претрудно, Вадик может подойти к учительскому столу сам. Никто на это обращать внимание не будет, потому что человеку трудно и он сам себе помогает «утишиться». В разговоре с этой учительницей мы спросили: не жалко ли ей было целого урока на то, на что иные учителя тратят минуты, и как она прогнозирует дальнейший ход событий?
«Жалко, конечно, - был ответ. - Но я думаю, что время, потерянное сегодня, сэкономится на массе замечаний, которые я была бы вынуждена делать завтра. Что же касается прогноза... Я ведь не просто так начала с ними этот разговор. Я же вижу, что детям становится легче, если они сами принимают целесообразность порядка, тишины».
Эта учительница очень точно уловила ситуацию: дети шумят не потому, что недисциплинированны, а потому, что не всегда могут контролировать свое поведение. И потому еще, что внутренний контроль отсутствует, поскольку вместо него уже живут «страшилки»: нужно тихо сидеть - для взрослых. Если будешь шуметь - придут накажут.
Учительница защитила детей от «страшилок», потому что сама не «страшилка». Помните, как она говорила: «И директор не ругает, и я не ругаю - так кого же вы боитесь?» Однако, снимая страх, учительница дала детям другую опору - их собственное представление о том, что шум - это неправильно.
Учительница осмысленно, профессионально решала задачи, связанные с педагогической поддержкой детей в сложной для них ситуации, используя тактики помощи и содействия каждому ребенку. Ведь каждый договаривался с другими, как он будет себя вести, когда ему мешает шум. И другие договаривались с ним. Особая ситуация с Вадиком уникальна уже потому, что не только найден выход для ребенка. Легализовалась его возможность помогать себе, когда «утишить» себя за партой нет сил. Дети получили хороший урок помощи Вадику, они сами приняли в этом участие. Учительница чутко помогала детям осуществлять эту помощь: «Мы посидим тихо, нужно Вадику помочь найти это место. Как хорошо, что мы помогли Вадику его найти. Молодец, Вадик. Если будет трудно, захочется пошуметь, тихо встань и пойди к моему столу. Я тебе уступлю место. Мы же понимаем, что ты сейчас себе помогаешь».
По существу молодая учительница создала ситуацию позиционного самоопределения первоклашек по поводу шума в классе. Они почувствовали себя людьми, способными избавиться от того, что им мешает.
Некоторые педагоги утверждают, что дети в принципе не могут анализировать и контролировать себя, вот и приходится все время наставлять, указывать, убеждать, а в случае неповиновения - наказывать (или принуждать, используя для этого мягкие и жесткие формы в зависимости от «податливости-неподатливости» ребенка к педагогическому воздействию). Когда мы приводили этот пример в педагогической аудитории, многие опытные педагоги говорили: но это же ненадолго! Дети скоро забудут а своих договорах. Правильно, но есть учительница, которая вовремя на это среагирует
\| поможет детям опять окунуться в атмосферу взаимопознания и согласованных действий. Она ведь понимает, что такому тонкому делу, как самоконтроль, можно учиться всю жизнь, и помогает детям в этом учении.
Этот договор состоялся между детьми, но и педагог в нем полноправный участник не только со своим правом требовать от детей исполнения договора, но и со своей обязанностью (педагогической обязанностью) поддерживать детей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДилеоД. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М., 2001.
Никушкина Н. Социализация детей-сирот: Развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2007.
Свирепо О А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. М.,2004