Доклад на МО учителей русского языка « Активные приемы изучения биографии писателя на уроке литературного чтения и литературы»
ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ
Цель уроков, посвященных изучению биографии писателя, — оживить облик художника, вызвать интерес к его личности, к его взглядам, к его произведениям
При изучении биографии А.П. Чехова можно составить такой список утверждений:
- Верите ли вы, что А. П. Чехов был в Краматорске?
- Верите ли вы, что художник И. Левитан и композитор
П. Чайковский – друзья А. Чехова?
- Верите ли вы, что А. П. Чехов, будучи гимназистом, сам сшил себе штаны?
- Верите ли вы, что у Чехова было более 50 псевдонимов?
- Верите ли вы, что Чехов любил коллекционировать марки?
- Верите ли вы, что Чехов был практикующим врачом?
- Верите ли вы, что писатель на собственные средства создал базовый фонд общественной библиотеки в Таганроге
- Верите ли вы, что пьесы Чехова оказали поистине громадное значение на развитие театра в ХХ веке?
- Верите ли вы, что Чехов открывал школы для крестьянских детей?
- Верите ли вы, что А.Чехов имел вздорный характер?
ИГРА ДА-НЕТ Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус»
-
+
Заполнить первую графу таблицы:
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
Достаточно записать 5 интересных фактов Ученик должен высказаться, не повторяя предыдущего оратора. Затем заполняем вторую графу, понимая, что после проделанной работы ещё остались вопросы о жизни или творчестве А.П. Чехова (или другого писателя). Формулируем вопросы, это тоже искусство
Писатель
Драматург-новатор
Мастер короткого рассказа
Общественный деятель
Врач
Интеллигент
ДРУЖЕСКИЕ СОВЕТЫ ОТ ЧЕХОВА
- «В человеке все должно быть прекрасно…»
- «Краткость-сестра таланта»
- «Пока молоды…-делайте добро»
- «Человеку нужно не три аршина земли…»
5-6 классы – период «наивного реализма»
Приемы работы:
Ассоциации
Викторина
Мозговая атака
Кластер
Составление рассказа по опорным словам
Прогнозирование
Продолжение предложения
- «рассказ-предположение на основе ключевых слов»
- кроссворд
- игра «Черный ящик»
Толстые и тонкие вопросы
Перепутанные цепочки
Прогнозирование
Вниманию учащихся предлагается портрет писателя (ученики не знают тему урока), пятиклассники должны по деталям портрета предположить, в какой стране, в какое время жил этот человек, какова его профессия. Выслушиваются и версии учащихся о том, кто именно изображён на слайде, хотя задача непременно узнать его не ставится: здесь важно развивать внимание учеников к внешним деталям портрета.
Связное высказывание
Задание составить рассказ по опорным словам , имеющим отношение к биографии Андерсена, формирует умения учеников составлять связный текст на заданную тему.
(Дания, сапожник, вазоны с тюльпанами, фантазер, штопальная игла, оторвавшаяся пуговица невероятные истории,…)
Продолжение предложения
- После ознакомления с биографией писателя учитель предлагает ученикам продолжить предложение типа:
- Я знаю про Марка Твена, что он ...
- Больше всего меня поразило то, что Марк Твен ...
ВЫБРОСИ ЛИШНЕЕ
Из предложенных сведений убери лишнее
1.Жюль Верн мечтал о море и свою будущую профессию связывал с морскими путешествиями и литературной деятельностью
2. В детстве мальчик мечтал стать юристом и учился в юридическом лицее
3. Чтобы не запутаться в научном материале, Жюль Верн создал собственную картотеку, которая насчитывала 20 тысяч тетрадей и кассет с видеоматериалами
7-8 класс – период «нравственного самоуглубления»
Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности, происходит постепенный переход от субъективного к объективному её восприятию. Расширение круга осознаваемых моральных черт личности человека, появление интереса к формированию характера, мотивов поведения.
Приемы работы:
- воображаемая встреча
- сопоставление портретов разных художников, разных периодов
- интервью с…
- анализ эпизодов биографии
- анализ высказываний автора, афоризмов
- инсерт
- синквейн
- досье на поэта
- эссе
Пресс-конференция с автором
Предварительная подготовка: учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, учитель выбирает «автора», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества.
Например, на уроке ознакомления с биографией Артура Конан-Дойля учащиеся задают вопрос:
- Какова ваша основная профессия?
- Кто привил Вам любовь к литературе ?
- Какое из ваших произведений вы считаете наиболее удачным?
- Кто стал прототипом образа Шерлока Холмса?
- Почему вы решили «убить» своего героя в последнем рассказе?
- В чем, по вашему мнению, причина популярности образа Шерлока Холмса?
- Можно представить Шерлока Холмса - сыщика в наши дни?
- В конце пресс-конференции учитель подводит итоги.
- В случае необходимости можно предложить одному из учеников – «журналистов» составить отчет о конференции.
Приём «Письменное высказывание»
Описание: Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика
Пример. После изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения:
- Каким я представляю себе писателя?
- Каких качеств личности писателя мне не хватает и почему?
- Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему?
Хорошо дополнить такую работу высказываниями о писателе его современников или критиков. Анализируя высказывания и вспоминания услышанное на уроке, при написании работы ученики невольно обращаются к своему личному опыту, т.к. это предполагает сама формулировка вопроса.
8-9 классы Формирование способности критически оценивать себя и окружающих
Включение в более сложную систему отношений с миром. Формирование ценностных ориентаций и убеждений. Биографический материал углубляется и расширяется за счет мемуарной литературы, воспоминаний современников, литературных портретов, эссе
Приемы работы:
- инсценирование
- просмотр документальных фильмов с предварительными вопросами к нему
- двухчастный дневник
- сопоставление портрета и голоса автора
- заочная экскурсия
- акростих
Досье на поэта:
- Библиографическая справка
- Мировоззрение, жизненное кредо
- Лирический герой о себе
- Любимые темы, мотивы
- Самые известные стихотворения
- Понравившееся вам стихотворение
- Яркие тропы и поэтические приемы
Название стихотворений:
- «П ророк»
- «У зник»
- «Ш умит кустарник…»
- «К авказ»
- «И .И.Пущину»
- «Н а холмах Грузии лежит ночная мгла»
Связный текст:
- Л ермонтовская судьба складывалась драматически.
- Е го бабушка была властной, хотя внука любила.
- Р аннее детство наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
- М ать умерла, когда сыну было всего три года.
- О н рос очень влюбчивым и самокритичным.
- Н аписав стихотворение, посвящённое смерти Пушкина, обрёл известность.
- Т ворческий путь был недолгим.
- О диночество — вот что мучило Лермонтова всю жизнь.
- В ыстрел Мартынова поставил фатальную точку.
Задача — восстановить в памяти то, что уже известно о личности и жизни писателя, - будет выполнена. Подобное задание можно дать и в качестве опережающего, предваряя разговор о биографии писателя. Проверка домашнего задания на следующем уроке станет хорошим началом к сообщению о жизни писателя
10-11 классы – эпоха связей, осознание причин и следствий
Появление интереса к сложному внутреннему миру человека, стремление познать творческое мировосприятие автора, сущность моральных свойств его личности. Способность оценивать социальные, нравственные и эстетические стороны эволюции личности автора, её обусловленность многообразием факторов.
Приемы работы:
- поэтические гостиные,
- досье на поэта
- краткосрочный проект
- ромашка вопросов Блума
РОМАШКА ВОПРОСОВ БЛУМА
Работа в группах
- І группа: Составить компакт-биографию писателя, определив наиболее важные периоды его жизненного пути.
- ІІ группа: Составить социальный портрет писателя, определив факторы, сформировавшие его мировоззрение.
- ІІІ группа: Составить творческий портрет писателя
Информационные технологии
- подготовить презентацию, посвящённую одному из этапов творческой биографии писателя, включив подборку портретов, репродукций картин, иллюстраций к произведениям писателей, цитаты из его произведений, схемы, таблицы;
- составить обзор сайта, посвящённого жизни и творчеству писателя;
- подготовить программу виртуальной экскурсии по местам жизни и творчества;
- сделать подборку мемуарных материалов о личности писателя;
- можно предложить учащимся краткосрочный проект
организовать поэтическую гостиную