СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО учителей русского языка «Активные приемы изучения биографии писателя на уроке литературного чтения и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО учителей русского языка «Активные приемы изучения биографии писателя на уроке литературного чтения и литературы»»

 Доклад на МО учителей  русского языка  « Активные приемы изучения биографии писателя на уроке литературного чтения и литературы»

Доклад на МО учителей русского языка « Активные приемы изучения биографии писателя на уроке литературного чтения и литературы»

ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ Цель уроков, посвященных изучению биографии писателя, — оживить облик художника, вызвать интерес к его личности, к его взглядам, к его произведениям

ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ

Цель уроков, посвященных изучению биографии писателя, — оживить облик художника, вызвать интерес к его личности, к его взглядам, к его произведениям

При изучении биографии А.П. Чехова можно составить такой список утверждений:   Верите ли вы, что А. П. Чехов был в Краматорске? Верите ли вы, что художник И. Левитан и композитор  П. Чайковский – друзья А. Чехова? Верите ли вы, что А. П. Чехов, будучи гимназистом, сам сшил себе штаны? Верите ли вы, что у Чехова было более 50 псевдонимов? Верите ли вы, что Чехов любил коллекционировать марки? Верите ли вы, что Чехов был практикующим врачом? Верите ли вы, что писатель на собственные средства создал базовый фонд общественной библиотеки в Таганроге Верите ли вы, что пьесы Чехова оказали поистине громадное значение на развитие театра в ХХ веке? Верите ли вы, что Чехов открывал школы для крестьянских детей? Верите ли вы, что А.Чехов имел вздорный характер?

При изучении биографии А.П. Чехова можно составить такой список утверждений:

  • Верите ли вы, что А. П. Чехов был в Краматорске?
  • Верите ли вы, что художник И. Левитан и композитор

П. Чайковский – друзья А. Чехова?

  • Верите ли вы, что А. П. Чехов, будучи гимназистом, сам сшил себе штаны?
  • Верите ли вы, что у Чехова было более 50 псевдонимов?
  • Верите ли вы, что Чехов любил коллекционировать марки?
  • Верите ли вы, что Чехов был практикующим врачом?
  • Верите ли вы, что писатель на собственные средства создал базовый фонд общественной библиотеки в Таганроге
  • Верите ли вы, что пьесы Чехова оказали поистине громадное значение на развитие театра в ХХ веке?
  • Верите ли вы, что Чехов открывал школы для крестьянских детей?
  • Верите ли вы, что А.Чехов имел вздорный характер?
  ИГРА ДА-НЕТ  Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус» -  +

ИГРА ДА-НЕТ Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус»

-

+

Заполнить первую графу таблицы:   ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Достаточно записать 5 интересных фактов Ученик должен высказаться, не повторяя предыдущего оратора. Затем заполняем вторую графу, понимая, что после проделанной работы ещё остались вопросы о жизни или творчестве А.П. Чехова (или другого писателя). Формулируем вопросы, это тоже искусство

Заполнить первую графу таблицы:

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Достаточно записать 5 интересных фактов Ученик должен высказаться, не повторяя предыдущего оратора. Затем заполняем вторую графу, понимая, что после проделанной работы ещё остались вопросы о жизни или творчестве А.П. Чехова (или другого писателя). Формулируем вопросы, это тоже искусство

Писатель Драматург-новатор Мастер короткого рассказа Общественный деятель Врач  Интеллигент

Писатель

Драматург-новатор

Мастер короткого рассказа

Общественный деятель

Врач

Интеллигент

ДРУЖЕСКИЕ СОВЕТЫ  ОТ ЧЕХОВА «В человеке все должно быть прекрасно…» «Краткость-сестра таланта» «Пока молоды…-делайте добро» «Человеку нужно не три аршина земли…»

ДРУЖЕСКИЕ СОВЕТЫ ОТ ЧЕХОВА

  • «В человеке все должно быть прекрасно…»
  • «Краткость-сестра таланта»
  • «Пока молоды…-делайте добро»
  • «Человеку нужно не три аршина земли…»
5-6 классы – период «наивного реализма» Приемы работы: Ассоциации Викторина Мозговая атака Кластер Составление рассказа по опорным словам Прогнозирование Продолжение предложения - «рассказ-предположение на основе ключевых слов» - кроссворд - игра «Черный ящик» Толстые и тонкие вопросы Перепутанные цепочки

5-6 классы – период «наивного реализма»

Приемы работы:

Ассоциации

Викторина

Мозговая атака

Кластер

Составление рассказа по опорным словам

Прогнозирование

Продолжение предложения

- «рассказ-предположение на основе ключевых слов»

- кроссворд

- игра «Черный ящик»

Толстые и тонкие вопросы

Перепутанные цепочки

 Прогнозирование Вниманию учащихся предлагается портрет писателя (ученики не знают тему урока), пятиклассники должны по деталям портрета предположить, в какой стране, в какое время жил этот человек, какова его профессия. Выслушиваются и версии учащихся о том, кто именно изображён на слайде, хотя задача непременно узнать его не ставится: здесь важно развивать внимание учеников к внешним деталям портрета.

Прогнозирование

Вниманию учащихся предлагается портрет писателя (ученики не знают тему урока), пятиклассники должны по деталям портрета предположить, в какой стране, в какое время жил этот человек, какова его профессия. Выслушиваются и версии учащихся о том, кто именно изображён на слайде, хотя задача непременно узнать его не ставится: здесь важно развивать внимание учеников к внешним деталям портрета.

Связное высказывание Задание составить рассказ по опорным словам , имеющим отношение к биографии Андерсена, формирует умения учеников составлять связный текст на заданную тему. (Дания, сапожник, вазоны с тюльпанами, фантазер, штопальная игла, оторвавшаяся пуговица невероятные истории,…)

Связное высказывание

Задание составить рассказ по опорным словам , имеющим отношение к биографии Андерсена, формирует умения учеников составлять связный текст на заданную тему.

(Дания, сапожник, вазоны с тюльпанами, фантазер, штопальная игла, оторвавшаяся пуговица невероятные истории,…)

Продолжение предложения   После ознакомления с биографией писателя учитель предлагает ученикам продолжить предложение типа: Я знаю про Марка Твена, что он ... Больше всего меня поразило то, что Марк Твен ...

Продолжение предложения

  • После ознакомления с биографией писателя учитель предлагает ученикам продолжить предложение типа:
  • Я знаю про Марка Твена, что он ...
  • Больше всего меня поразило то, что Марк Твен ...
ВЫБРОСИ  ЛИШНЕЕ Из предложенных сведений убери лишнее 1.Жюль Верн мечтал о море и свою будущую профессию связывал с морскими путешествиями и литературной деятельностью 2. В детстве мальчик мечтал стать юристом и учился в юридическом лицее 3. Чтобы не запутаться в научном материале, Жюль Верн создал собственную  картотеку, которая насчитывала 20 тысяч тетрадей и кассет с видеоматериалами

ВЫБРОСИ ЛИШНЕЕ

Из предложенных сведений убери лишнее

1.Жюль Верн мечтал о море и свою будущую профессию связывал с морскими путешествиями и литературной деятельностью

2. В детстве мальчик мечтал стать юристом и учился в юридическом лицее

3. Чтобы не запутаться в научном материале, Жюль Верн создал собственную картотеку, которая насчитывала 20 тысяч тетрадей и кассет с видеоматериалами

7-8 класс – период «нравственного самоуглубления» Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности, происходит постепенный переход от субъективного к объективному её восприятию. Расширение круга осознаваемых моральных черт личности человека, появление интереса к формированию характера, мотивов поведения.

7-8 класс – период «нравственного самоуглубления»

Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности, происходит постепенный переход от субъективного к объективному её восприятию. Расширение круга осознаваемых моральных черт личности человека, появление интереса к формированию характера, мотивов поведения.

Приемы работы:   воображаемая встреча сопоставление портретов разных художников, разных периодов интервью с… анализ эпизодов биографии анализ высказываний автора, афоризмов инсерт синквейн досье на поэта эссе

Приемы работы:

  • воображаемая встреча
  • сопоставление портретов разных художников, разных периодов
  • интервью с…
  • анализ эпизодов биографии
  • анализ высказываний автора, афоризмов
  • инсерт
  • синквейн
  • досье на поэта
  • эссе
Пресс-конференция  с автором  Предварительная подготовка: учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, учитель выбирает «автора», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества.   Например, на уроке ознакомления с биографией Артура Конан-Дойля учащиеся задают вопрос: Какова ваша основная профессия? Кто привил Вам любовь к литературе ? Какое из ваших произведений вы считаете наиболее удачным? Кто стал прототипом образа Шерлока Холмса? Почему вы решили «убить» своего героя в последнем рассказе? В чем, по вашему мнению, причина популярности образа Шерлока Холмса? Можно представить Шерлока Холмса - сыщика в наши дни? В конце пресс-конференции учитель подводит итоги. В случае необходимости можно предложить одному из учеников – «журналистов» составить отчет о конференции.

Пресс-конференция с автором

Предварительная подготовка: учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, учитель выбирает «автора», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества.

Например, на уроке ознакомления с биографией Артура Конан-Дойля учащиеся задают вопрос:

  • Какова ваша основная профессия?
  • Кто привил Вам любовь к литературе ?
  • Какое из ваших произведений вы считаете наиболее удачным?
  • Кто стал прототипом образа Шерлока Холмса?
  • Почему вы решили «убить» своего героя в последнем рассказе?
  • В чем, по вашему мнению, причина популярности образа Шерлока Холмса?
  • Можно представить Шерлока Холмса - сыщика в наши дни?
  • В конце пресс-конференции учитель подводит итоги.
  • В случае необходимости можно предложить одному из учеников – «журналистов» составить отчет о конференции.
Приём «Письменное высказывание»   Описание:  Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика Пример.  После изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения: Каким я представляю себе писателя? Каких качеств личности писателя мне не хватает и почему? Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему? Хорошо дополнить такую работу высказываниями о писателе его современников или критиков. Анализируя высказывания и вспоминания услышанное на уроке, при написании работы ученики невольно обращаются к своему личному опыту, т.к. это предполагает сама формулировка вопроса.

Приём «Письменное высказывание»

Описание:  Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика

Пример.  После изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения:

  • Каким я представляю себе писателя?
  • Каких качеств личности писателя мне не хватает и почему?
  • Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему?

Хорошо дополнить такую работу высказываниями о писателе его современников или критиков. Анализируя высказывания и вспоминания услышанное на уроке, при написании работы ученики невольно обращаются к своему личному опыту, т.к. это предполагает сама формулировка вопроса.

8-9 классы Формирование способности критически оценивать себя и окружающих Включение в более сложную систему отношений с миром. Формирование ценностных ориентаций и убеждений. Биографический материал углубляется и расширяется за счет мемуарной литературы, воспоминаний современников, литературных портретов, эссе

8-9 классы Формирование способности критически оценивать себя и окружающих

Включение в более сложную систему отношений с миром. Формирование ценностных ориентаций и убеждений. Биографический материал углубляется и расширяется за счет мемуарной литературы, воспоминаний современников, литературных портретов, эссе

Приемы работы:   инсценирование просмотр документальных фильмов с предварительными вопросами к нему двухчастный дневник сопоставление портрета и голоса автора заочная экскурсия акростих

Приемы работы:

  • инсценирование
  • просмотр документальных фильмов с предварительными вопросами к нему
  • двухчастный дневник
  • сопоставление портрета и голоса автора
  • заочная экскурсия
  • акростих
Досье на поэта:   Библиографическая справка Мировоззрение, жизненное кредо Лирический герой о себе Любимые темы, мотивы Самые известные стихотворения Понравившееся вам стихотворение Яркие тропы и поэтические приемы

Досье на поэта:

  • Библиографическая справка
  • Мировоззрение, жизненное кредо
  • Лирический герой о себе
  • Любимые темы, мотивы
  • Самые известные стихотворения
  • Понравившееся вам стихотворение
  • Яркие тропы и поэтические приемы
Название стихотворений: «П ророк» «У зник» «Ш умит кустарник…» «К авказ» «И .И.Пущину» «Н а холмах Грузии лежит ночная мгла»

Название стихотворений:

  • «П ророк»
  • «У зник»
  • «Ш умит кустарник…»
  • «К авказ»
  • «И .И.Пущину»
  • «Н а холмах Грузии лежит ночная мгла»
Связный текст:   Л ермонтовская судьба складывалась драматически. Е го бабушка была властной, хотя внука любила. Р аннее детство наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. М ать умерла, когда сыну было всего три года. О н рос очень влюбчивым и самокритичным. Н аписав стихотворение, посвящённое смерти Пушкина, обрёл известность. Т ворческий путь был недолгим. О диночество — вот что мучило Лермонтова всю жизнь. В ыстрел Мартынова поставил фатальную точку.

Связный текст:

  • Л ермонтовская судьба складывалась драматически.
  • Е го бабушка была властной, хотя внука любила.
  • Р аннее детство наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
  • М ать умерла, когда сыну было всего три года.
  • О н рос очень влюбчивым и самокритичным.
  • Н аписав стихотворение, посвящённое смерти Пушкина, обрёл известность.
  • Т ворческий путь был недолгим.
  • О диночество — вот что мучило Лермонтова всю жизнь.
  • В ыстрел Мартынова поставил фатальную точку.
Задача — восстановить в памяти то, что уже известно о личности и жизни писателя, - будет выполнена. Подобное задание можно дать и в качестве опережающего, предваряя разговор о биографии писателя. Проверка домашнего задания на следующем уроке станет хорошим началом к сообщению о жизни писателя

Задача — восстановить в памяти то, что уже известно о личности и жизни писателя, - будет выполнена. Подобное задание можно дать и в качестве опережающего, предваряя разговор о биографии писателя. Проверка домашнего задания на следующем уроке станет хорошим началом к сообщению о жизни писателя

10-11 классы – эпоха связей, осознание причин и следствий Появление интереса к сложному внутреннему миру человека, стремление познать творческое мировосприятие автора, сущность моральных свойств его личности. Способность оценивать социальные, нравственные и эстетические стороны эволюции личности автора, её обусловленность многообразием факторов.

10-11 классы – эпоха связей, осознание причин и следствий

Появление интереса к сложному внутреннему миру человека, стремление познать творческое мировосприятие автора, сущность моральных свойств его личности. Способность оценивать социальные, нравственные и эстетические стороны эволюции личности автора, её обусловленность многообразием факторов.

Приемы работы:     поэтические гостиные, досье на поэта краткосрочный проект ромашка вопросов Блума

Приемы работы:

 

  • поэтические гостиные,
  • досье на поэта
  • краткосрочный проект
  • ромашка вопросов Блума
РОМАШКА ВОПРОСОВ БЛУМА

РОМАШКА ВОПРОСОВ БЛУМА

Работа в группах    І группа: Составить компакт-биографию писателя, определив наиболее важные периоды его жизненного пути. ІІ группа: Составить социальный портрет писателя, определив факторы, сформировавшие его мировоззрение. ІІІ группа: Составить творческий портрет писателя

Работа в группах  

  • І группа: Составить компакт-биографию писателя, определив наиболее важные периоды его жизненного пути.
  • ІІ группа: Составить социальный портрет писателя, определив факторы, сформировавшие его мировоззрение.
  • ІІІ группа: Составить творческий портрет писателя
 Информационные технологии  - подготовить презентацию, посвящённую одному из этапов творческой биографии писателя, включив подборку портретов, репродукций картин, иллюстраций к произ­ведениям писателей, цитаты из его произведений, схемы, таблицы;   - составить обзор сайта, посвящённого жизни и творчеству писателя; - подготовить программу виртуальной экскурсии по местам жизни и творчества; - сделать подборку мемуарных материалов о личности писателя; - можно предложить учащимся краткосрочный проект организовать поэтическую гостиную

Информационные технологии

- подготовить презентацию, посвящённую одному из этапов творческой биографии писателя, включив подборку портретов, репродукций картин, иллюстраций к произ­ведениям писателей, цитаты из его произведений, схемы, таблицы;

- составить обзор сайта, посвящённого жизни и творчеству писателя;

- подготовить программу виртуальной экскурсии по местам жизни и творчества;

- сделать подборку мемуарных материалов о личности писателя;

- можно предложить учащимся краткосрочный проект

организовать поэтическую гостиную