Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Найфельд»
Итоги первой четверти реализации ФГОС в 5 классе.
Система оценивания качества образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель математики и информатики:
Соловченкова Е.А.
2015г
Итоги первой четверти реализации ФГОС в 5 классе.
Система оценивания качества образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
Реализация ФГОС в 5 классе
Интерес к предмету формирую через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся 5 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации.
На уроках мы вместе ставим цель, задачи, предполагаем гипотезу, строим проект выхода из затруднения и реализуем построенный проект (алгоритм). Фрагменты уроков даны в приложении 1.
Активизирую мыслительные процессы учащихся через: игры со словами, использование заданий из «Тестов Айзенка IQ», кодирование ответов заданий, использование приема «умышленной ошибки», приема конкретной ситуации, составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему, применение метода хоровых ответов.
Приобретать опыт в когнитивной и креативной деятельности помогают использование на уроках математики: использование принципа Ходжи Насреддина: «Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают», диктанты, кроссворды. На неделе математике применялись еще: использование пословиц, поговорок, содержащих числительное, конкурс художников (нарисовать рисунок, используя геометрические фигуры).
Инструментом активизации мыслительной деятельности учащихся является и рефлексия, т. е. контрольно-оценочное, критическое рассмотрение человеком особенностей своих мыслительных действий, направленных на поиск решения задач. Ее стараюсь проводить на различных этапах урока. Учу обучающихся реализации рефлексивного алгоритма:
- «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, какую пользу сегодня извлек).
- «МЫ» (комфортно ли было работать, какие затруднения были в общении, были ли моменты радости, почему).
- «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные трудности, о чем хотелось бы поговорить подробнее).
Умение пользоваться алгоритмом помогает школьникам приобретать личностный опыт, развивает их индивидуальность. Проведение рефлексии (в данном случае в устной форме) помогает выявить ценностное и критическое отношение школьников к полученной информации всех познавательных стилей мышления и к занятию в целом при помощи вопросов.
- Почему я не решил задание № ... теста или решил
- Я был на верном пути, но растерялся (Внимание, самообладание)
- Обращался ли я к дополнительной литературе (Это первые шаги к саморазвитию.)
- Обсуждал ли с кем-либо решение (Один ум хорошо, а два лучше.)
- Что полезного, ценного я узнал сегодня на занятии. Чему научился
- Что у меня получилось и не получилось. Какая помощь мне нужна (Японская мудрость гласит: «Учить других всегда почетно, учиться у других никогда не зазорно».)
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха (Углублять и расширять теоретические знания, учиться размышлять, овладевать способами действий.)
Достижение результатов образования обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий комплекта, школа работает в 5 классе по УМК Виленкина Н. Я., Жохова В. И. и др.
Из УМК в наличии имею: 1) Математика. 5 класс. Учебник. Виленкин Н. Я. и др. (2012), 2) Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 класс. К учебнику Виленкина Н. Я. и др. Попов М. А. (2012).
Мною приобретено: Киселева, Удалова: Математика. 5 класс. Теория, методика, практика преподавания по новым стандартам. ФГОС . Комплект из 2 компакт-дисков для компьютера (помогло при составлении планирования, но нет возможности использовать на уроках приложение).
Хотелось бы иметь: проектор, экран, мультимедийное приложение к учебнику Виленкин Н. Я. и др. Математика, 5 класс., диск для учителя.
При работе с классом я стараюсь правильно организовать фронтальную работу с классом: обязательно проверка домашнего задания, устный счет, обязательная проверка диктанта (часто пишем графические диктанты) или самостоятельной работы непосредственно после работы (кто первый справился, тот пишет ответы на доске (что не очень удачно, было бы лучше если бы была отворотная доска или диапроектор, или готовые ответы в презентации)). Домашнее задание предлагаю небольшого объема (3 номера) и комментирую в классе.
Система заданий в учебнике построена так, чтобы способствовать интеллектуальному развитию школьника, учить его доказательному рассуждению, обоснованию собственных действий. В учебнике достаточное количество заданий любого типа: репродуктивного уровня, типовых задач с подробными алгоритмами решения, качественных задач, задач проблемного и творческого характера. Учебник применим в различных технологиях. Он обеспечивает как базовый уровень, так и повышенный уровень изучения материала, т. к. содержит обязательный и необязательный теоретический материал и большой объём разноуровневых заданий: от стандартных до заданий повышенной и высокой сложности. Было бы здорово, чтобы дети еще имели рабочие тетради по УМК Виленкина, и кабинет был бы оснащен техническими средствами.
Учебный процесс ведется с учётом здоровьесберегающих технологий. В классах у детей сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока. Физкультминутки проводятся, но очень редко, зачастую с элементами двигательной активности, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Система оценивания качества образовательных достижений учащихся в соответствии с ютребованиями ФГОС
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам основного общего образования. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся 5 класса решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися 5-го класса. Посредством ряда оценочных процедур: текущих и тематических проверочных работ, срезов, наблюдений, тестирований, диагностических исследований, стартового, промежуточного, итогового контроля отслеживается состояние и динамика (индивидуальный прогресс ученика) освоения ООП, который затем заносится в общую таблицу, позволяющую определить профиль пятиклассника.
Таблица 1. Текущий контроль (проверка предметных УУД)
| | 15.09 | 24.09 | 30.09 | 2.10 | 5.10 | 9.10 | 12.10 | 13.10 | 15.10 | |
| Таблица умножения | Самостоятельная работа «Обозначение натуральных чисел» | Самостоятельная работа «Плоскость. Прямая. Луч» | Тест «Шкалы и координаты» | Контрольная работа № 1 «Натуральные числа и шкалы» | Математический диктант (орфографический) | Самостоятельная работа «Сложение натуральных чисел» | Самостоятельная работа «Вычитание натуральных чисел» | Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | Проверочная работа «Числовые и буквенные выражения» | Правила решения уравнений (компоненты) знает/применяет |
Бушуева Илона | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | н | н | н | н.б 4 | н | Да/плохо |
Волкова Анастасия | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | н | н.б 3 | н | Плохо/плохо |
Головач Никита | 3 | н | 3 | 4 | 3 | 3 | н | н | 3 | 4 | Нет/нет |
Кондратюк Никита | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | Да/плохо |
Круцык Валерия | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | Плохо/плохо |
Масейкин Денис | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | Плохо/плохо |
Макаров Сергей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | Нет/нет |
Патрина Елизавета | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | н | н.б 3 | 3 | Плохо/нет |
Псарев Константин | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | Плохо/плохо |
Садовская Софья | 4 | 5 | н | н | 5 | н | н | 4 | 5 | 4 | Да/плохо |
Сухарева Елена | 3 | 2 | 3 | н | 3 | 3 | н | н | н.б 3 | н | Нет/нет |
Ткаченко Евгений | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | Да/плохо |
Тимофеев Даниил | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | Нет/нет |
Черноярова Виктория | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | н | н.б 3 | н | Плохо/плохо |
Чернышов Никита | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | н | н | н.б 4 | н | Плохо/плохо |
В начале сентября в 5 классе был проведен мониторинг готовности пятиклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала пятиклассников в начальный период обучения.
Работу выполняли 15 пятиклассников. Ими была выполнена как основная работа, так и задания дополнительной части.
Таблица 2. Анализ входной диагностической работы
По результатам проверочной работы обучающиеся были распределены на 3 группы:
- группа детей, достигших высокого уровня – 4 человека (23%);
- группа детей, достигших базового уровня – 9 человек (60%);
- группа риска составила – 2 человека (13%) (Макаров С., Тимофеев Д.).
Планируются промежуточные и диагностические работы по темам:
1) Натуральные числа и шкалы. Сложение и вычитание натуральных чисел.
2) Умножение и деление натуральных чисел. Площади и объемы
3) Обыкновенные дроби
4) Десятичные дроби
5) Итоговый диагностический контроль
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - Портфолио учащегося.
После каждой диагностической работы ребята заполняют лист самооценки.
Таблица 3. Системная оценка предметных, познавательных, регулятивных УУД
| Входной диагностический контроль | Натуральные числа и шкалы. Сложение и вычитание натуральных чисел. | Умножение и деление натуральных чисел. Площади и объемы | Обыкновенные дроби | Десятичные дроби | Итоговый диагностический контрольная |
| Предметные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Предметные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Предметные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Предметные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Предметные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Предметные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД |
Бушуева Илона | с | с | с | | | | | | | | | | | | | | | |
Волкова Анастасия | с | с | с | | | | | | | | | | | | | | | |
Головач Никита | с | с | с | | | | | | | | | | | | | | | |
Кондратюк Никита | в | в | в | | | | | | | | | | | | | | | |
Круцык Валерия | в | в | в | | | | | | | | | | | | | | | |
Масейкин Денис | с | с | с | | | | | | | | | | | | | | | |
Макаров Сергей | н | н | н | | | | | | | | | | | | | | | |
Патрина Елизавета | с | с | с | | | | | | | | | | | | | | | |
Псарев Константин | с | с | с | | | | | | | | | | | | | | | |
Садовская Софья | в | в | в | | | | | | | | | | | | | | | |
Сухарева Елена | с | с | с | | | | | | | | | | | | | | | |
Ткаченко Евгений | в | в | в | | | | | | | | | | | | | | | |
Тимофеев Даниил | н | н | н | | | | | | | | | | | | | | | |
Черноярова Виктория | с | с | с | | | | | | | | | | | | | | | |
Чернышов Никита | с | с | с | | | | | | | | | | | | | | | |
На каждого ученика заполняется карта знаний (см. приложение)
Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития обучающихся.
Что было самым трудным
1. Это осмысление большого объема информации и разработка за короткие сроки самой программы. Пользуясь рекомендациями Института усовершенствования учителей, у меня получилось составить рабочую программу по математике в соответствии с требованиями ФГОС. Поурочное планирование по математике в 5 б классе. 5 часов в неделю, всего 175 часов. Учебник «Математика 5» под ред. Н. Я. Виленкина.
Данная рабочая программа предусматривает следующие формы, методы и технологии обучения:
- уроки объяснения нового материала;
- комбинированные уроки;
- уроки обобщения и систематизации;
- уроки проверки знаний, умений и навыков обучающихся;
- урок — учебный практикум;
- проблемный урок;
- частично поисковый урок.
Кроме этого, данная рабочая программа содержит формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения, как:
- контрольная работа;
- проверочные и обучающие самостоятельные работы;
- тестовая работа;
- графические, словарные математические диктанты.
2 трудность. Отсутствие современного оборудования. Недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно — звуковых носителей, интерактивных досок.
3. Отсутствие курсов по ФГОС. Знакомство с ФГОС теоретически. Для решения этой проблемы я прошла вебинары и записалась на курсы.
Приложение 1
Фрагмент урока 1
Тема: «Свойства сложения натуральных чисел»
Цель урока:
Предметные: знать понятие «слагаемое», «сумма». Понимать принцип сложения с помощью координатного луча, знать свойства сложения натуральных чисел, уметь применять.
УУД:
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес, уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
1 этап. Актуализация знаний
Задание: Найдите значение выражения 320+485+80. Как вы вычисляли? А как удобно вычислить? Какие свойства сложения вы применили? Какие свойства знаете?
- Попробуйте изобразить эти свойства на координатном луче (Построение проблемного вопроса). Предложите свою гипотезу!
2 этап. Построение проекта выхода из затруднения
- Давайте сформулируем тему и цель урока.
- Давайте составим план действий.
- Определите средства достижения цели.
Работаем в группах:
1. Ознакомиться с материалом на стр.34
2. Доказать свойства с помощью координатного луча.
3 этап. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать построенный проект, закрепить новое знание в речи и знаках, зафиксировать проект в тетрадь.
Ребята с каждой группы доказывают 1 свойство с помощью координатного луча.
- Итак, какую цель мы ставили? Реализовали ли мы ее? Какой следующий шаг нашей деятельности?
4 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Ученики выходят к доске цепочкой и решают примеры на свойства сложения натуральных чисел с помощью координатного луча.
Фрагмент урока 2
Тема «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
- Сегодня на уроке мы продолжим постигать на интереснейшую науку математику и узнает
Работа в паре (двое у доски).
Задание: найдите равенства. После этого соедините названия свойств с соответствующими равенствами.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем постигать? А при чем здесь буквенные выражения (тема предыдущего урока)?


- Чем заменить числа в выражениях ,чтобы записать свойства на математическом языке?
Поиск решения проблемы: Чтобы успешно решить данный вопрос нам нужно вспомнить, а какие два вида математических выражений вы знаете? (числовые и буквенные)
- А чем числовые выражения отличаются от буквенных? Так какое же решение проблемы вы можете предложить, чем же заменить числа?
Г
ипотеза (предложенная детьми): одинаковые буквы соответствуют одинаковым числам в числовых выражениях, разные буквы — разным числам.
- Сейчас мы этим и займемся.
Работа в группе по карточкам (можно использовать учебник). Записать свойства сложения и вычитания в буквенном виде.
Физкультминутка
Защита проекта.
Приложение 2
Карта знаний
Умения | сентябрь | май |
ученик | учитель | ученик | учитель |
Анализировать текст математической задачи и моделировать её условие | | | | |
Различать различные математические объекты, описывать их свойства | | | | |
Ясно, точно и грамотно излагать свои мысли при решении задач, выстраивать аргументацию и приводить примеры | | | | |
Работать с математическим текстом, грамотно применять математическую терминологию и символику | | | | |
Исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя наблюдение, измерение и моделирование | | | | |
Выдвигать гипотезы при решении математических задач, осуществляя их проверку или находя опровержение | | | | |
Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом | | | | |
Понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы, диаграммы и др.) | | | | |
Проявлять активность при решении различных математических задач | | | | |
Строить логическую цепочку рассуждений при решении математических задач | | | | |
Критически оценивать результат решения задачи, осуществлять самоконтроль | | | | |
Рационально распределять время при организации математической деятельности | | | | |
Понимать смысл домашнего задания и самостоятельно осуществлять его выполнение | | | | |
Находить в различных источниках информацию, необходимую для осуществления математической деятельности | | | | |
Контролировать процесс и результат своей учебной математической деятельности | | | | |
Осуществлять самооценку и самоанализ собственной учебной математической деятельности | | | | |
Формула для расчета процента качества знаний: 
где п – количество «плюсов» в таблице.