«Воспитательный потенциал программ дополнительного образования детей художественной направленности»
Подготовила: педагог-организатор
Кваша Т.П.
2022 г.
«Преподавание изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, - отмечает И. М. Раджабов,- следует рассматривать как часть общей материальной и духовной художественной культуры». Особое место в духовно-нравственном и социальном воспитании подрастающего поколения принадлежит занятиям изобразительным и декоративно-прикладным искусством, которые помогают формированию личности, знакомят с произведениями искусства, с высокими идеалами общества и нравственными нормами людей. Именно искусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир человека, обогащает его чувства, являясь одной из движущих сил в развитии общества в целом и каждой отдельной личности. В развитии духовного мира детей искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у них образное мышление. Из всех видов искусств именно изобразительное и декоративно-прикладное искусство наиболее доступно для детского восприятия и творчества.
Изобразительное искусство дает большие возможности для самопознания, умения различать добро и зло, помогает искать смысл в жизни, чувствовать сопричастность с обществом.
Нравственное воспитание через художественные конкурсы
Участие в художественных выставках и конкурсах также решает задачу нравственного воспитания личности. Тематика конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира, изучение правил безопасности жизнедеятельности.
Беседуя с детьми при подготовке к конкурсам, рассматривая работы мастеров, важно затрагивать темы, влияющие на формирование нравственных качеств ребенка. Здесь важно обращать особое внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку, сравнивать свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понимать, может ли ребёнок пережить чужую боль и страдание.
Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, дети получают возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. При выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача: научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, а радоваться за ближнего и помогать ему. А также учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.
Механизмы усвоения культуры через декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство, являясь частью культуры, сохраняет все воспитательные характеристики, присущие ей, а также механизмы ее усвоения, которые включают в себя несколько этапов:
1) подражание — индивид стремится к воспроизведению в действиях, копированию внешних проявлений творческой активности других людей, которые профессионально занимаются декоративно-прикладным искусством;
2) эмпатия — способность индивида проникнуть в психологическое состояние, переживание другого в процессе исполнения произведения декоративно-прикладного искусства;
3) комбинирование — перебирая элементы одного из видов народного декоративно-прикладного искусства, индивид составляет из них различные
комбинации в соответствии с пожеланием окружающих;
4) импровизация — выражение индивидуального видения при знакомстве с достижением народного декоративно-прикладного искусства в рамках его традиций.
Патриотическое воспитание в программах художественной направленности
Традиционные ремесла, к которым приобщаются дети на дополнительных занятиях художественной направленности, повествуя о нравах и обычаях наших предков, не позволяют народу забыть собственную историю. Через подобное приобщение детей к традиционному искусству, реализуется актуальная задача патриотического воспитания. Народное творчество вводит ребенка в мир во всей его красоте и полноте, учит его любить родной край и беречь природу, прививая нравственные ориентиры. При этом ребенок познает такие понятия как размер, форма, цвет, овладевает специфическими художественными навыками. Приобщаясь к народному искусству, человек учится распознавать красоту в окружающих явлениях и предметах, получает запас прекрасного в душе.
Народное искусство – это воплощение представления народа о добре и красоте, богатстве родной земли. Яркая палитра красок, контрастный рисунок, наличие видов растительного, геометрического и животного орнаментов являются отличительной особенностью декоративно-прикладного народного творчества. Народные мастера, традиционно связанные с природой, добывая дары леса и обрабатывая землю, будучи достаточно наблюдательными за растениями, животными и неживой природой, воплощали увиденное в своих изделиях. В современных условиях система дополнительного образования должна пополняться специалистами,
имеющими опыт по внедрению воспитательного потенциала программ дополнительного образования детей художественной направленности.
Декоративно-прикладное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие личности. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства мы знакомим их с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.
Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, помогают увидеть и понять окружающий мир. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало. Дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО воспитателей «Воспитательный потенциал программ дополнительного образования детей художественной направленности»»
Министерство образования и науки Республики Бурятия
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru
Доклад выступления на методическом объединении
воспитателей
«Воспитательный потенциал программ дополнительного образования детей художественной направленности»
Подготовила: педагог-организатор
Кваша Т.П.
2022 г.
«Преподавание изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, - отмечает И. М. Раджабов,- следует рассматривать как часть общей материальной и духовной художественной культуры». Особое место в духовно-нравственном и социальном воспитании подрастающего поколения принадлежит занятиям изобразительным и декоративно-прикладным искусством, которые помогают формированию личности, знакомят с произведениями искусства, с высокими идеалами общества и нравственными нормами людей. Именно искусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир человека, обогащает его чувства, являясь одной из движущих сил в развитии общества в целом и каждой отдельной личности. В развитии духовного мира детей искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у них образное мышление. Из всех видов искусств именно изобразительное и декоративно-прикладное искусство наиболее доступно для детского восприятия и творчества.
Изобразительное искусство дает большие возможности для самопознания, умения различать добро и зло, помогает искать смысл в жизни, чувствовать сопричастность с обществом.
Нравственное воспитание через художественные конкурсы
Участие в художественных выставках и конкурсах также решает задачу нравственного воспитания личности. Тематика конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира, изучение правил безопасности жизнедеятельности.
Беседуя с детьми при подготовке к конкурсам, рассматривая работы мастеров, важно затрагивать темы, влияющие на формирование нравственных качеств ребенка. Здесь важно обращать особое внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку, сравнивать свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понимать, может ли ребёнок пережить чужую боль и страдание.
Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, дети получают возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. При выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача: научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, а радоваться за ближнего и помогать ему. А также учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.
Механизмы усвоения культуры через декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство, являясь частью культуры, сохраняет все воспитательные характеристики, присущие ей, а также механизмы ее усвоения, которые включают в себя несколько этапов:
1) подражание — индивид стремится к воспроизведению в действиях, копированию внешних проявлений творческой активности других людей, которые профессионально занимаются декоративно-прикладным искусством;
2) эмпатия — способность индивида проникнуть в психологическое состояние, переживание другого в процессе исполнения произведения декоративно-прикладного искусства;
3) комбинирование — перебирая элементы одного из видов народного декоративно-прикладного искусства, индивид составляет из них различные
комбинации в соответствии с пожеланием окружающих;
4) импровизация — выражение индивидуального видения при знакомстве с достижением народного декоративно-прикладного искусства в рамках его традиций.
Патриотическое воспитание в программах художественной направленности
Традиционные ремесла, к которым приобщаются дети на дополнительных занятиях художественной направленности, повествуя о нравах и обычаях наших предков, не позволяют народу забыть собственную историю. Через подобное приобщение детей к традиционному искусству, реализуется актуальная задача патриотического воспитания. Народное творчество вводит ребенка в мир во всей его красоте и полноте, учит его любить родной край и беречь природу, прививая нравственные ориентиры. При этом ребенок познает такие понятия как размер, форма, цвет, овладевает специфическими художественными навыками. Приобщаясь к народному искусству, человек учится распознавать красоту в окружающих явлениях и предметах, получает запас прекрасного в душе.
Народное искусство – это воплощение представления народа о добре и красоте, богатстве родной земли. Яркая палитра красок, контрастный рисунок, наличие видов растительного, геометрического и животного орнаментов являются отличительной особенностью декоративно-прикладного народного творчества. Народные мастера, традиционно связанные с природой, добывая дары леса и обрабатывая землю, будучи достаточно наблюдательными за растениями, животными и неживой природой, воплощали увиденное в своих изделиях. В современных условиях система дополнительного образования должна пополняться специалистами,
имеющими опыт по внедрению воспитательного потенциала программ дополнительного образования детей художественной направленности.
Декоративно-прикладное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие личности. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства мы знакомим их с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.
Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, помогают увидеть и понять окружающий мир. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало. Дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента.