Узбякова А.К.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
татарского языка и литературы и во внеурочное время.
Я проработала учителем татарского языка и литературы 23 года в Ломатской средней школе и восьмой год работаю в Кочкуровской средней школе. Я с уверенностью могу сказать, что на каждом уроке необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся. Несмотря на небольшое количество уроков татарского языка в школьной программе, стараюсь использовать каждый урок и внеклассное мероприятие в целях активизации познавательной деятельности учащихся.
Роль учителя татарского языка и литературы в школе особая. Он не просто даёт учащимся знания, а воспитывает высоконравственных людей, которые смогут в будущем выбрать себе дело по душе, построить свою жизнь, стать счастливыми, быть милосердными, гуманными, настоящими патриотами своей страны. Уроки языка и литературы - уроки нравственности
Татарский язык — один из самых развитых и богатых языков мира. На уроках татарского языка использую языковой такой материал, чтобы детям это было интересно.
При планировании уроков и их проведении учитываю общую характеристику класса и индивидуальные особенности каждого учащегося в нем. Любой процесс познания начинается с мотивации, побуждающей ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумываю каждый этап урока, составляю задания, подбираю вопросы, использую различные приёмы активизации учеников. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учащиеся очень хорошо справляются с синквейнами о временах года и кластерами, так как такие формы неоднократно использую в своей работе.
У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. На уроках использую простейшие упражнения для глаз, благоприятно влияющие при неврозах, внутричерепном давлении; физминутки, упражнения – энергизаторы (это короткие упражнения, либо подготавливающие класс, группу к деятельности в начале урока, либо восстанавливающие энергию класс и каждого ученика в процессе урока), точечный массаж, который активно воздействует на весь организм.
Игровую технологию использую при освоении понятий, изучении темы, объяснении нового материала и его закреплении, при обучении устным видам речевой деятельности.
Задачи игровой технологии: активизация коммуникативной деятельности учащихся; правильное распределение ролей между детьми, поскольку они имеют разный уровень речевой подготовки; создание ситуации взаимопомощи, активного устно-речевого общения, эмоциональное состояние учащихся, что может повлиять на качество усвоения материала и результат игры.
В своей работе использую нетрадиционные виды уроков такие как – урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. Во время игры учащиеся более свободно ориентируются в предложенной ситуации, могут свободно импровизировать. У них появляется живой интерес к уроку. В ролевой игре можно работать в паре, в составе группы.
Компьютер является одним из важных и новых средств в учебном процессе. Использование его способствовало появлению новых информационных технологий. Компьютерные технологии позволяют реализовать основные методы обучения татарскому языку: показ, объяснение, коррекция, оценка знаний.
Использование компьютера на уроках татарского языка помогает: 1) наглядно представить обучения изучаемым языковым явлениям, 2) формировать речевые навыки на изучаемом языке. 3) контролировать знания, определённой степени формирования умений и навыков.
Мною разработаны и проведены два интерактивных урока. Задача при организации такой формы работы - правильно ориентироваться в потоке нововведений, выбрать наиболее оптимальный вариант изложения учебного материала на каждом этапе урока.
Используя в своей практике личностно-ориентированные технологии главной задачей ставлю не только дать определённую сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, к творческой работе; стремиться использовать полученные знания самостоятельно; учитывать индивидуальный подход; построить учебный процесс в форме диалога, в демократичном стиле работы с учеником.
Одним из путей такой новизны я вижу разработку и применение различных видов дидактического материала, создание которого позволяет восполнить ограниченность в заданиях учебников, разнообразить формы обучения, повышающие творческую активность учащихся. Применение таких карточек учащиеся приобретают умения и навыки. Ученики не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, проявляют творчество.
Таким образом, использование новых технологий на уроках татарского языка, формируют интерес к предмету, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, творческие способности, развивают наблюдательность. Такие яркие уроки помогают детям легко и быстро усвоить как английский, русский и татарский языки.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что - то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения. Литература, на каком языке бы не была — основа воспитания, она всегда была гордостью, совестью народа. Любая тема в татарской литературе может рассматриваться с точки зрения нравственного понимания. Например, сказки, где добро всегда побеждает зло. Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.
Урок татарской литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус. Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение
Ребята узнают о символике нашего государства, обычаях его народов, замечательных традициях. Для повышения эффективности решения этих задач также используются электронно-образовательные ресурсы - презентации.
Развитию познавательной активности учащихся способствуют и сочинения – отзыв о произведениях. Советую ребятам, какому произведению посвятить сочинение. Предостерегаю учащихся от пересказов содержания книги и напоминанию им, что сочинение, являющееся отзывом о каком–либо произведении, строится как рассуждение. На одном из уроков анализируются отзывы учащихся о книгах – фрагменты из сочинений прежних лет. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от учения время.
В активизации познавательной деятельности и мировоззрения большое значение имеют также уроки внеклассного чтения. На уроках и на кружках мы анализируем произведения. Проводим уроки нравственности, внеклассные мероприятия: «Серле сандык », «Малый сабантуй», «Каз өмәсе» и другие.
Внеурочная деятельность включает в себя: научно практические конференции, олимпиады, конкурсы инсценировок произведений писателей и поэтов татарской классической литературы, конкурсы чтецов произведений местных поэтов и собственного сочинения, драмкружки, оформление стенгазет и многие другие мероприятия.