СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогический совет на тему: " Формы и методы работы педагога с детьми из неблагополучных семей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все более актуальной в настоящее время становится проблема организации работы педагога начальной школы с детьми из неблагополучных семей, использование инновационных форм и методов их сопровождения.  

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогический совет на тему: " Формы и методы работы педагога с детьми из неблагополучных семей"»


Все более актуальной в настоящее время становится проблема организации работы педагога начальной школы с детьми из неблагополучных семей, использование инновационных форм и методов их сопровождения.  

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

По словам Л.Б.Шнейдер, «неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами».

В этой работе под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Л.Б.Шнейдер считает, что «Если приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее воспитание, то в итоге обеспечивается более безопасный и человечный мир вокруг» .

В «Профессиональном стандарте педагога»  отмечается, что учитель должен  уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

Важное внимание в этом аспекте уделяется методам и формам взаимодействия педагога с родителями  младших школьников.

Помощь неблагополучной семье, воспитывающей младшего школьника,   выбор, обоснование и использование целесообразных форм и методов взаимодействия, включая различные формы семейного отдыха, консультирование, педагогическое просвещение родителей и коррекция семейных отношений с ребенком в той или иной мере может осуществляться учителем младших классов, так как  это входит в его профессиональные обязанности.

Целью педагогической помощи неблагополучной семье в рамках социальной политики является обеспечение благополучия родителей и детей, формирования такого образа жизни, который удовлетворил бы высокие потребности всех ее членов. Конечный результат зависит от педагогической компетенции родителей, которая является частью семейного благополучия, что, в свою очередь, становится целью социальной политики.

В процессе взаимодействия педагог может использовать методы изучения семейной ситуации ребенка:

                   беседа – тематически направленный диалог с целью получения сведений; помогает учителю составить более полное впечатление о семье, определить ее проблемы;

                   наблюдение – «отслеживание» и фиксация проблем ребенка, его успехов и «точек роста»;

                   анкетирование на тему «выявление проблем по взаимоотношению ребенка с одноклассниками» помогает выявить место ребенка в системе внутриклассных отношений и провести необходимую корректировку;

                   рисуночные тесты – исследование качеств личности, взаимоотношений в семье, классе;  позволяет выявить то, что невозможно получить с помощью других методов;

Формами работы могут выступать:

                   индивидуальные консультации родителей – профессиональная помощь членам неблагополучных семей в поиске решения проблемной ситуации, оказание педагогической помощи, прояснение причин и следствий жизненных ситуаций, осознание реальности своего духовного "я";

                   педагогические лектории для «трудных родителей», такие как «адаптация ребёнка в школе», «особенности младшего школьного возраста», «роль родителей в воспитании школьника» и др., направлены на расширение педагогического кругозора родителей;

                   мастер-классы для родителей совместно с детьми позволяют сблизить ребенка и родителя, находить разные способы решения задач;

                   тренинги – представляют собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы с неблагополучными семьями, нацеленных на формирование новых педагогических умений и навыков как у детей, так и у родителей;

     родительские собрания направлены развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, обучающимися и родителями.

     Совместные с родителями события,  такие как 1 сентября, Новый Год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая направлены на сплочение классного коллектива, привлечение родителей к жизни класса, что благоприятно сказывается на взаимоотношениях детей и родителей.

Методы организации взаимодействия с неблагополучной семьей:

          беседа  на тему «формирование мотивации на перемену образа жизни»;

          методы арт-терапии – рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение учащиеся как будто получают закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания при этом развивают свои когнитивные навыки;

          кейс-стади – система обучения, базирующаяся на анализе, решении и обсуждении ситуаций.

В качестве примера можно привести работу учителя начальной школы с родителями  неблагополучной семьи К.

С родителями и ребенком проводились различного рода беседы, направленные на формирование у родителей ответственного отношения к воспитанию детей, рейды в семью, с целью изучения  условий проживания детей в семье. Родители привлекались к проведению классных мероприятий, событий, посильной помощи классу. В результате наметилась тенденция к улучшению ситуации в семье.

Таким образом, использование комплекса форм и методов способствует вовлечь родителей из неблагополучной семьи в жизнь класса, улучшает семейную ситуацию, формирует ответственное родительство.