Все более актуальной в настоящее время становится проблема организации работы педагога начальной школы с детьми из неблагополучных семей, использование инновационных форм и методов их сопровождения.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
По словам Л.Б.Шнейдер, «неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами».
В этой работе под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
Л.Б.Шнейдер считает, что «Если приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее воспитание, то в итоге обеспечивается более безопасный и человечный мир вокруг» .
В «Профессиональном стандарте педагога» отмечается, что учитель должен уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
Важное внимание в этом аспекте уделяется методам и формам взаимодействия педагога с родителями младших школьников.
Помощь неблагополучной семье, воспитывающей младшего школьника, выбор, обоснование и использование целесообразных форм и методов взаимодействия, включая различные формы семейного отдыха, консультирование, педагогическое просвещение родителей и коррекция семейных отношений с ребенком в той или иной мере может осуществляться учителем младших классов, так как это входит в его профессиональные обязанности.
Целью педагогической помощи неблагополучной семье в рамках социальной политики является обеспечение благополучия родителей и детей, формирования такого образа жизни, который удовлетворил бы высокие потребности всех ее членов. Конечный результат зависит от педагогической компетенции родителей, которая является частью семейного благополучия, что, в свою очередь, становится целью социальной политики.
В процессе взаимодействия педагог может использовать методы изучения семейной ситуации ребенка:
беседа – тематически направленный диалог с целью получения сведений; помогает учителю составить более полное впечатление о семье, определить ее проблемы;
наблюдение – «отслеживание» и фиксация проблем ребенка, его успехов и «точек роста»;
анкетирование на тему «выявление проблем по взаимоотношению ребенка с одноклассниками» помогает выявить место ребенка в системе внутриклассных отношений и провести необходимую корректировку;
рисуночные тесты – исследование качеств личности, взаимоотношений в семье, классе; позволяет выявить то, что невозможно получить с помощью других методов;
Формами работы могут выступать:
индивидуальные консультации родителей – профессиональная помощь членам неблагополучных семей в поиске решения проблемной ситуации, оказание педагогической помощи, прояснение причин и следствий жизненных ситуаций, осознание реальности своего духовного "я";
педагогические лектории для «трудных родителей», такие как «адаптация ребёнка в школе», «особенности младшего школьного возраста», «роль родителей в воспитании школьника» и др., направлены на расширение педагогического кругозора родителей;
мастер-классы для родителей совместно с детьми позволяют сблизить ребенка и родителя, находить разные способы решения задач;
тренинги – представляют собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы с неблагополучными семьями, нацеленных на формирование новых педагогических умений и навыков как у детей, так и у родителей;
родительские собрания направлены развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, обучающимися и родителями.
Совместные с родителями события, такие как 1 сентября, Новый Год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая направлены на сплочение классного коллектива, привлечение родителей к жизни класса, что благоприятно сказывается на взаимоотношениях детей и родителей.
Методы организации взаимодействия с неблагополучной семьей:
беседа на тему «формирование мотивации на перемену образа жизни»;
методы арт-терапии – рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение учащиеся как будто получают закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания при этом развивают свои когнитивные навыки;
кейс-стади – система обучения, базирующаяся на анализе, решении и обсуждении ситуаций.
В качестве примера можно привести работу учителя начальной школы с родителями неблагополучной семьи К.
С родителями и ребенком проводились различного рода беседы, направленные на формирование у родителей ответственного отношения к воспитанию детей, рейды в семью, с целью изучения условий проживания детей в семье. Родители привлекались к проведению классных мероприятий, событий, посильной помощи классу. В результате наметилась тенденция к улучшению ситуации в семье.
Таким образом, использование комплекса форм и методов способствует вовлечь родителей из неблагополучной семьи в жизнь класса, улучшает семейную ситуацию, формирует ответственное родительство.