Доклад на педсовете «ИУС – как основной элемент допуска к ГИА».
материал
БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА
В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к итоговой аттестации выделяется три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ИУС
2. Мониторинг в образовательном пространстве школы
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к итоговой аттестации занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ОГЭ
3. Психологическая готовность старшеклассника к итоговой аттестации
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов определяющих успешность в сдаче экзамена. Поддержать ребенка – значит верить в него, создать у него установку «ты сможешь это сделать». Так же, важно во время тренировки по тестовым заданиям приучать ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять, что приведет к умению концентрироваться на протяжении всего экзамена, а значит, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
4. Предметная подготовка учащихся.
И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения. Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители) должен быть заинтересован в обеспечении качества образования. В начальной школе очень тесная связь с родителями по вопросам и обучения, и воспитания, и оргвопросам. Родители посещают открытые уроки, внеклассные мероприятия. Это взаимодействие – один из факторов высокой успеваемости в начальной школе. Как всегда, и здесь не обходится без трудностей. В последнее время стало больше учащихся, родители которых не интересуются учебой своих детей, но мало того, они уверены в том, что лучше учителя знают, как надо учить их детей. В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. Начинать подготовку необходимо уже с пятых классов (можно и раньше) на уроках, элективных курсах и дополнительных занятиях.
Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, чаще создавать нестандартную для них ситуации. Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей работы, и неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению у учащихся пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих. В этом случае о качественной подготовке к экзамену и говорить не приходится. Без целенаправленной работы по ликвидации пробелов даже самые строгие проверка домашних заданий и учительский контроль теряют смысл, а работа над ошибками мало соответствует своей цели.
Совет учителям, работающим в выпускных классах:
Необходимо изучить обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников . Входной контроль по материалам КИМов;
Организовать повторение по всем основным блокам содержания образования
Отрабатывать навыки решения базовых задач ,дифференцированная работа с заданиями разного уровня сложности;
Формировать осознанные знания учащихся, с помощью метода варьирования текста задания
При работе с тестами формировать навыки самоконтроля времени, прикидки результатов, подстановке как приему проверки, рассматривать метод исключения неверных ответов.
Проводить тренинги: по заполнению бланков, по решению КИМов;
Постоянно отслеживать результаты деятельности каждого ученика. Анализ результатов и проведение коррекционной работы с каждым выпускником;
Регулярное выполнение домашних заданий;
Освоение компьютерных программ, работа с демоверсиями;
Индивидуальное консультирование выпускников;
Изучение дополнительного материала для выполнения заданий повышенной сложности.
Завершить выступление хочу словами немецкого классика Иоганна Гёте: «Думать – легко, действовать – трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Можно в планах написать много, но на первом месте в обеспечении высокого качества знаний стоит, бесспорно, ежедневная, ежеурочная, а иногда и «послеурочная», работа учителя.
Отчёт о проведении итогового собеседования
по русскому языку в 9 классе
Итоговое собеседование по русскому языку - допуск к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Поэтому с учащимися 9 класса было проведено итоговое собеседование по русскому языку, в котором приняли участие обучающиеся 9 класса в составе 8 человек .Из них 6 ч. получили «зачет» .
Цель проведения: итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение. Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.
Устное собеседование по русскому языку с учащимися 9 классов проведено в соответствии с моделью итогового собеседования. Учащиеся выполняли устно задания контрольного измерительного материала, состоящего из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором - собеседником. На выполнение работы каждому участнику отводилось, в среднем, 15 минут.
Проверяемые элементы содержания:
1. Чтение текста вслух
2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
3. Создание устного монологического высказывания
4. Участие в диалоге
Соблюдение норм современного русского литературного языка
Всего заданий – 4; из них с развёрнутым ответом – 4;
по уровню сложности: Б – 4.
Общее время ответа ученика – 15 минут.
Задание 1. Чтение вслух
ИЧ
Интонация соответствует // не соответствует пунктуационному оформлению текста:
Справились - 6
Не справились – 2
ТЧ
Темп чтения соответствует // не соответствует коммуникативной задаче:
Справились - 6
Не справились –2
Задание 2. Пересказ текста с включением высказывания
П1
Все основные микротемы исходного текста сохранены // упущена или добавлена микротема (1 или более):
Справились - 5
Не справились – 3
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:
неумение логично включать высказывание в пересказ;
неумение использовать способы цитирования в речи;
наличие фактических ошибок;
неумение самостоятельно определить основную мысль текста;
затруднение при выделении ключевых слов.
Орфоэпических ошибок , допущены 2 или более орфоэпические ошибки:
Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания: искажения в употреблении публицистической лексики; наличие грамматических и речевых ошибок.
Задание 3. Монолог
Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок // приведено менее 10 фраз, и/или допущены фактические ошибки (1 или более):
Справились - 5
Не справились –3
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения // высказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки (1 или более):
Задание 4. Диалог
Справились - 5
Не справились –3
Речь не отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции // отличается бедностью и/ или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции:
Анализ результатов:
1. Большинство учащихся справились с заданиями: у всех темп чтения соответствовал коммуникативной задаче (100%); у большинства интонация соответствовала пунктуационному оформлению текста (100 %); пересказ был дан без речевых ошибок (86 %), без грамматических (73 %), были учтены речевые ситуации в монологе и диалоге (96 %), получены ответы на вопросы диалога (100 %) (учитель-собеседник здесь играет ключевую роль, именно от него зависит, состоится ли беседа); ответы были без орфоэпических ошибок (86 %).
2. Результаты итогового собеседования по русскому языку дают возможность выявить круг проблем в преподавании русского языка, решение которых требует особого внимания в процессе подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку. В первую очередь, сюда относится задание 2 части: допускаются фактические ошибки при пересказе (9 %), а ключевая фраза зачастую остается забытой (14 %) или допускаются ошибки при цитировании (14 %).
3. Особое внимание заслуживает развитие устной речи у учащихся, так как речь 32 % участников собеседования отличается бедностью и/ или неточностью словаря, часто в речи используются однотипные синтаксические конструкции.
Выводы:
1. Уровень организации проведения итогового собеседования по русскому языку в 9 классе высокий.
2. Уровень результатов устного собеседования по русскому языку в 9 классе удовлетворительный.
Рекомендации:
1. Учителям русского языка и литературы вести коррекционную работу по выявленным в ходе устного собеседования пробелам в знаниях и умениях учащихся 8 и 9 классов.
2. Классным руководителям 9 класса довести до сведения родителей (законных представителей) результаты апробации устного собеседования по русскому языку.
3. Учителю русского языка и литературы продолжить работу по развитию навыков монологической речи обучающихся.
4. Рекомендовать учителям-предметникам на каждом уроке предлагать задания с развернутым монологическим высказыванием и требовать от учащихся развёрнутые ответы на поставленные вопросы.
Экзаменатор __________________ Оразова Ф.С.