СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педсовете: Приёмы работы по развитию речи дошкольников (для родителей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из основных условий нормального развития ребёнка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Семья и дошкольное учреждение - это те два важных социальных института социализации ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовете: Приёмы работы по развитию речи дошкольников (для родителей)»

Доклад «Приёмы работы по развитию речи дошкольников» (для родителей)

Доклад

«Приёмы работы

по развитию речи

дошкольников»

(для родителей)

Одним из основных условий нормального развития ребёнка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Этому предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, тем самым приобщаются к проблемам своих детей.

Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников – это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребёнка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приёмов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью.

 В настоящее время идёт снижение речевой активности у детей. Причины этого: - резкое ухудшение здоровья детей; - глобальное снижение общего уровня культуры в обществе; - существенное уменьшение объёма общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания; недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.  От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада – вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.

В настоящее время идёт снижение речевой активности у детей. Причины этого:

- резкое ухудшение здоровья детей;

- глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;

- существенное уменьшение объёма общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;

  • недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.

От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада – вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.

 Что входит в понятие форм взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.  Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей – это установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и умение совместно их решать.  Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.

Что входит в понятие форм взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей – это установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и умение совместно их решать.

Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.

Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Задача педагога на этом этапе, убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что усилия педагогов без их помощи будут недостаточными.

Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Задача педагога на этом этапе, убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что усилия педагогов без их помощи будут недостаточными.

Можно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьёй родительские собрания, лекции, практикумы, педагогические консультации, совместные праздники, беседы, анкетирование, папки-передвижки, родительские уголки)

Можно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьёй

  • родительские собрания,
  • лекции,
  • практикумы,
  • педагогические консультации,
  • совместные праздники,
  • беседы,
  • анкетирование,
  • папки-передвижки,
  • родительские уголки)
 а также искать новые, современные формы сотрудничества - речевые театрализованные праздники, речевые газеты, игротеки, семейные газеты, отчётные концерты, тренинги игрового взаимодействия, интерактивные выставки, викторины, конкурсы,  отчётные концерты, совместные занятия, проектная деятельность, презентации).  Конечно, сейчас, из-за сложившейся обстановки в мире, не все формы сотрудничества мы можем использовать в полной мере, но будем надеяться на благоприятный исход и дальнейшую её реализацию.

а также искать новые, современные формы сотрудничества

- речевые театрализованные праздники,

  • речевые газеты,
  • игротеки,
  • семейные газеты,
  • отчётные концерты,
  • тренинги игрового взаимодействия,
  • интерактивные выставки, викторины, конкурсы,
  • отчётные концерты,
  • совместные занятия,
  • проектная деятельность,
  • презентации).

Конечно, сейчас, из-за сложившейся обстановки в мире, не все формы сотрудничества мы можем использовать в полной мере, но будем надеяться на благоприятный исход и дальнейшую её реализацию.

Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия по речевому развитию с родителями – является речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом такой творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребёнок создаёт образ действием, словом, что даёт ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочётов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Мы считаем, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнёрские отношения родителей со своими детьми.

Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия по речевому развитию с родителями – является речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом такой творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребёнок создаёт образ действием, словом, что даёт ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочётов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Мы считаем, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнёрские отношения родителей со своими детьми.

Можно привлечь родителей к участию в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьёй направлена на расширение, закрепление, конкретизации словаря ребёнка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны подобрать красивые (осенние, сладкие, острые и т.д.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создаются альбомы, книжки.

Можно привлечь родителей к участию в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьёй направлена на расширение, закрепление, конкретизации словаря ребёнка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны подобрать красивые (осенние, сладкие, острые и т.д.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создаются альбомы, книжки.

Можно проводить игротеки. Её цель - демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомят с различными речевыми играми. Причём родители принимают активное участие в игре с детьми. По рекомендации педагогов можно ввести в жизнь семьи такую игру, как «Я дарю тебе словечко». Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне».  Игровые упражнения для развития мелкой моторики – «Золушка», «Волшебные палочки».  Игры на обогащение словаря. Например, «Волшебные слова», «Угадай-ка», «Доскажи словечко». Игры на развитие грамматического строя. «Поварята», «Упрямые слова». Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница» и др. Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ему заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимопонимание и взаимоотношения.

Можно проводить игротеки. Её цель - демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомят с различными речевыми играми. Причём родители принимают активное участие в игре с детьми.

По рекомендации педагогов можно ввести в жизнь семьи такую игру, как «Я дарю тебе словечко».

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне». Игровые упражнения для развития мелкой моторики – «Золушка», «Волшебные палочки».

Игры на обогащение словаря. Например, «Волшебные слова», «Угадай-ка», «Доскажи словечко».

Игры на развитие грамматического строя. «Поварята», «Упрямые слова».

Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница» и др.

Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ему заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимопонимание и взаимоотношения.

«Круглый стол» - предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов. В ходе обсуждения той или иной проблемы воспитатели и профильные специалисты вместе с родителями могут моделировать жизненные и педагогические ситуации, что даёт возможность последним не только накапливать знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами ДОУ. Семинары-практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника. Они проводятся для продуктивного обучения родителей определённым методам взаимодействия с детьми дошкольного возраста, эффективным приёмам организации детской деятельности. Семинары-практикумы могут включать элементы деловых игр, тренингов, мастер-классов, разборы проблемных ситуаций, решение педагогических кроссвордов, заполнение перфокарт и другие способы организации активизирующего общения с каждым родителем.

«Круглый стол» - предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов. В ходе обсуждения той или иной проблемы воспитатели и профильные специалисты вместе с родителями могут моделировать жизненные и педагогические ситуации, что даёт возможность последним не только накапливать знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами ДОУ.

Семинары-практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника. Они проводятся для продуктивного обучения родителей определённым методам взаимодействия с детьми дошкольного возраста, эффективным приёмам организации детской деятельности. Семинары-практикумы могут включать элементы деловых игр, тренингов, мастер-классов, разборы проблемных ситуаций, решение педагогических кроссвордов, заполнение перфокарт и другие способы организации активизирующего общения с каждым родителем.

В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.