Доклад
«Приёмы работы
по развитию речи
дошкольников»
(для родителей)
Одним из основных условий нормального развития ребёнка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Этому предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, тем самым приобщаются к проблемам своих детей.
Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников – это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребёнка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приёмов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью.
В настоящее время идёт снижение речевой активности у детей. Причины этого:
- резкое ухудшение здоровья детей;
- глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;
- существенное уменьшение объёма общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;
- недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада – вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.
Что входит в понятие форм взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей – это установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и умение совместно их решать.
Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.
Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Задача педагога на этом этапе, убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что усилия педагогов без их помощи будут недостаточными.
Можно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьёй
- родительские собрания,
- лекции,
- практикумы,
- педагогические консультации,
- совместные праздники,
- беседы,
- анкетирование,
- папки-передвижки,
- родительские уголки)
а также искать новые, современные формы сотрудничества
- речевые театрализованные праздники,
- речевые газеты,
- игротеки,
- семейные газеты,
- отчётные концерты,
- тренинги игрового взаимодействия,
- интерактивные выставки, викторины, конкурсы,
- отчётные концерты,
- совместные занятия,
- проектная деятельность,
- презентации).
Конечно, сейчас, из-за сложившейся обстановки в мире, не все формы сотрудничества мы можем использовать в полной мере, но будем надеяться на благоприятный исход и дальнейшую её реализацию.
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия по речевому развитию с родителями – является речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом такой творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребёнок создаёт образ действием, словом, что даёт ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочётов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Мы считаем, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнёрские отношения родителей со своими детьми.
Можно привлечь родителей к участию в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьёй направлена на расширение, закрепление, конкретизации словаря ребёнка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны подобрать красивые (осенние, сладкие, острые и т.д.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создаются альбомы, книжки.
Можно проводить игротеки. Её цель - демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомят с различными речевыми играми. Причём родители принимают активное участие в игре с детьми.
По рекомендации педагогов можно ввести в жизнь семьи такую игру, как «Я дарю тебе словечко».
Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне». Игровые упражнения для развития мелкой моторики – «Золушка», «Волшебные палочки».
Игры на обогащение словаря. Например, «Волшебные слова», «Угадай-ка», «Доскажи словечко».
Игры на развитие грамматического строя. «Поварята», «Упрямые слова».
Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница» и др.
Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ему заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимопонимание и взаимоотношения.
«Круглый стол» - предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов. В ходе обсуждения той или иной проблемы воспитатели и профильные специалисты вместе с родителями могут моделировать жизненные и педагогические ситуации, что даёт возможность последним не только накапливать знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами ДОУ.
Семинары-практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника. Они проводятся для продуктивного обучения родителей определённым методам взаимодействия с детьми дошкольного возраста, эффективным приёмам организации детской деятельности. Семинары-практикумы могут включать элементы деловых игр, тренингов, мастер-классов, разборы проблемных ситуаций, решение педагогических кроссвордов, заполнение перфокарт и другие способы организации активизирующего общения с каждым родителем.
В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.