Проектная деятельность в коррекционной школе
Докладчик: учитель индивидуального
обучения Плавская Е.Ю.
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ- прагматик, психолог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу.
В 1990-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
«проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности;
«экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.;
«конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра.
На рубеже 1910-1920-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы.
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. привело к падению качества обучения. Причинами этого явления называют:
Отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
Слабая разработанность методики проектной деятельности;
Гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения.
2. Основные требования к проекту
Требования к учебному проекту – совершенно особые:
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.
Начало выполнения проекта – это планирование действий по разрешению проблемы (т.е. с проектирования самого проекта, с определения вида продукта и формы презентации).
Проект требует исследовательской работы учащихся (поиск информации).
Результат работы над проектом является продукт.
Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта (это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта: черновики, планы, отчеты и т.д.)
Важное правило: каждый этап работы над проектом должны иметь свой конкретный продукт.
3. Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект нацелен на интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Этот проект может быть использован в жизни класса, школы, города. Деятельность в этом проекте разнообразна – от учебного пособия для школьного кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования на практике и его способность решить поставленную проблему.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, может быть и создание информационной среды класса и школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это может быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Классификация проектов
по комплексности и характеру контактов
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины.
Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, экологическими, культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.
Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки и презентации: например, музыкальное оформление спортивного праздника.
Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной деятельности.
Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.
Они могут быть:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными.
Классификация проектов по продолжительности.
Выделяют 4 вида проекта:
Мини-проекты укладываются в один урок.
Краткосрочные проекты требует выделения 4-6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.
Годичные проекты выполняются в группах.
Формы продуктов проектной деятельности.
Выбор формы продукта предметной деятельности – важная организационная задача участников проекта.
От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной, убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Рассмотрим перечень возможных выходов проектной деятельности:
Паспорт проектной работы.
Паспорт проектной работы (регистрационный документ) используется дважды, а иногда и трижды.
-Как методическая разработка проекта.
-Паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.
Расширенный вариант паспорта может стать описанием проекта, подготовленным для публикации.
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
название проекта;
руководитель проекта;
консультант(ы) проекта;
учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту;
учебные дисциплины, близкие к теме проекта;
возраст учащихся, на который рассчитан проект;
состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс);
тип проекта (информационный, творческий, практико-ориентированный);
цель проекта (практическая и педагогическая цели);
задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!);
вопросы проекта (2-3 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения, если проект требует разрешения проблемы);
необходимое оборудование;
аннотация, краткое изложение (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательский аспект, точка зрения, кратко – содержание);
предполагаемые продукты проекта;
этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Оформление проектной папки.
Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
четко организовать работу каждого участника проектной группы;
стать удобным коллектором (сборником) информации и справочником на протяжении работы над проектом;
объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
судить о личных достижениях каждого участника проекта;
сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
паспорт проекта;
планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
промежуточные отчеты группы;
вся собранная информация по теме проекта;
результаты исследований и анализа;
записи всех идей и решений;
краткое описание всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
эскизы, чертежи, наброски, другие рабочие материалы и черновики группы;
материалы к презентации (сценарий).
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
9. Виды презентаций проектов.
Выбор формы презентации проекта – задача сложная, так как здесь требуется особый полет фантазии в сочетании с обязательным учётом индивидуальных интересов и способностей проектантов.
Виды презентационных проектов могут быть следующими:
- Деловая игра.
- Игра с залом.
- Отчет исследовательской группы.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Экскурсия.
10. Система оценки проектных работ
Оценивание работ предполагает номинирование. Критерии оценивания проектных работ могут быть следующими:
за лучшее исследование;
за важность темы;
за оригинальность предложенных решений;
за качество выполнения продукта;
за убедительность презентации.