СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогический совет "Технология педагогического разрешения конфликта в работе социального педагога"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогический совет "Технология педагогического разрешения конфликта в работе социального педагога"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогический совет "Технология педагогического разрешения конфликта в работе социального педагога"»

Технология педагогического разрешения конфликта в работе социального педагога.



Процесс обучения и воспитания невозможен без противоре­чий и конфликтов. Конфронтация педагога с учащимися и учащихся между собой — составная часть реальности.

Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учёбе. Происходит это, прежде всего потому, что детям свойственно всё преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.

Принципиально важно, чтобы конфликтующие стороны понимали, что лучшее разрешение конфликта — ког­да обе стороны выходят удовлетворенными из сложной ситуа­ции.

Но еще более значимым является приобретение педагогом опыта поведения в конфликтных ситуациях и формирование личностных качеств, с помощью которых можно плодотворно разрешить конфликты.

Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Всё зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны. В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта: при конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников. При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остались неудовлетворёнными.




Условно можно выделить несколько видов конфликтов:

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Одна из причин возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети ещё не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя». Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания. Усложняются причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляется борьба за лидерство, борьба между группами, личное соперничество, борьба за девочку или мальчика.


Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Со всеми участниками конфликта следует проводить индивидуальные и групповые беседы, в которых необходимо разъяснить причины возникновения конфликта, оказать первую помощь осмысления ситуации, предложить пути разрешения конфликта, обратиться к положительным сторонам каждого конфликтующего. И, конечно же, эффективным способом в таком случае будет максимальная сплочённость детского коллектива ( устраивать в классах различные конкурсы, мероприятия)

Также можно обратиться за помощью к родителям. Способом урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. Если у ребёнка доверительные отношения в семье, то родители обязательно помогут в данной ситуации.

Конфликт «педагог — ученик»

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространённых в школьной среде.  В течение рабочего дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений. И ситуация может перейти в конфликт. Конфликт в педагогической деятельности часто выражается в стремлении учителя утвердить свою позицию и протесте ученика против несправедливого наказания, неправильной оценке его деятельности, поступка. Ученику трудно каждый день соблюдать правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому незначительные нарушения общественного порядка естественны: возможны ссоры, обиды, перемены настроения и т.п.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей

  • чрезмерное количество требований к ученику

  • ученик считает себя недооцененным  

  • учитель не может примириться с недостатками ученика

  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, грубость, самодовольство)

  • невыполнение учащимся требований учителя

  • плохое поведение учащегося и т.д.



Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Вскоре и ребёнок перейдёт на спокойный тон. Нужно дать ему возможность перевести дыхание, успокоиться, а потом попытаться выслушать и понять ребёнка. Главное помнить, что в конфликте нужно найти компромисс, а не выйти из него победителем и стараться всегда быть справедливыми по отношению к ученику.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от проблемных учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид».

Конфликт «учитель — родитель ученика»

Конечно, такие ситуации возможны и по вине учителя, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера самих родителей, они сами провоцируют конфликты, отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т.д.

Недовольство может быть и обоюдным.

Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:

1. Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями.

2. Родитель не согласен с отношением к школьнику со стороны учителя

3. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.

Учитель выдвигает свои претензии:

1. Родитель не уделяет внимания правильному воспитанию ребёнка.

2. Необоснованные требования родителей к учителю.

Способы решения конфликта с родителями ученика

Одной из серьезных проблем в решении конфликта родителей и учителя зачастую является необъективное знание родителем проблемы и её причин, так как первичную информацию он получает от ребенка, который, конечно же, опирается на свое восприятие и демонстрирует свои чувства и эмоции. Ребенок может рассказать родителю, что учитель злой, постоянно ругает его, унижает, ставит незаслуженные оценки, и родитель, идя на разборки в школу, уже составил свое представление о злом учителе, который третирует его несчастного ребёнка. Но ситуация может быть совершенно противоположной — ребенок провоцирует учителя на проявление сильных эмоций, наказаний, замечаний.

Важным действием к разрешению конфликта должен быть открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации. После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Родители могут соглашаться, а могут и не соглашаться с требованиями школы, могут принимать их частично. Главное во взаимодействии двух институтов — семьи и школы заключается в том, чтобы любой неверный шаг больно не отзывался на главном участнике возможных конфликтов — на ребёнке.













































МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

















Доклад на педагогический совет на тему:

«Технология педагогического разрешения конфликта в работе социального педагога»









Доклад подготовила:

Хрусталёва Анастасия

Александровна,

социальный педагог





г. Волоколамск

2017