СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогическом совете «Создание единого коррекционно-развивающего пространства для успешной адаптации учащихся в социуме в соответствии с ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Современный этап развития образования   характеризуется повышенным   вниманием  к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья. Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?  Дети,  имеющие  отклонения  в физическом и психическом развитии,   состояние здоровья которых  препятствует  освоению образовательных программ.  

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете «Создание единого коррекционно-развивающего пространства для успешной адаптации учащихся в социуме в соответствии с ФГОС»»

Государственное казенное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3»








Доклад

на педагогическом совете



«Создание единого коррекционно-развивающего пространства для успешной адаптации учащихся в социуме в соответствии с ФГОС»







Учитель начальных классов

Хон Э. В.















г. Прохладный


2017г.


Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?

Дети, имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Государство ставит перед учреждениями коррекционного образования необходимость организации образовательного и воспитательного процесса в рамках государственного образовательного стандарта с детьми, которые по причине болезни не усваивают образовательную программу или имеют сложности в ее усвоении текущем режиме деятельности образовательного учреждения.

В настоящее время в большинстве коррекционных образовательных учреждений существует следующая практика: воспитатели, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) которые ведут коррекционно-развивающую работу с детьми диагностируют свои узко направленные параметры и используют полученные данные в своей деятельности. В связи с этим возникает необходимость поиска оптимальных путей организации взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.

Поэтому перед коррекционным образовательным учреждением стоит цель:

Создание условий для специальной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей равные возможности получения образования в пределах образовательных стандартов, оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия обучения (воспитания) – специальные образовательные программы и методы обучения коллективного и индивидуального использования, психолого-медико-педагогические, социальные услуги при реализации образовательных программ обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи, которые ставит перед собой учреждение:

- выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ;

- осуществлять индивидуальную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ;

- способствовать усвоению детьми с ОВЗ образовательной коррекционной программы;

- обеспечить позитивные сдвиги в психо-физическом развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей,

- оказать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Принципы, на которых строиться работы с детьми с ОВЗ:

- каждый ребенок дорог и ценен, независимо от его способностей и достижений;

- каждый ребенок имеет право на образование, общение;

- процесс воспитания и обучения может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений

- социум усиливает возможности, способности ребенка.

Вся работа должна осуществляться планомерно и целенаправленно.

Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

  • Устав образовательной организации.





Структура АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП ГКОУ «СКШИ №3», а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:

  1. Пояснительную записку.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования.

  3. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:

  1. Программу формирования базовых учебных действий;

  2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

  3. Программу духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  4. Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

  5. Программу внеурочной деятельности;

  6. Программу коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, достижение обучающимися начальной школы образовательного уровня соответствующего требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ви¬да: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 7-е издание. - М.: Просвещение, 2006г, обеспечивающего продолжение обучения в ос-новной школе.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

• достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.





Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

  1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  13. Проявление готовности к самостоятельной жизни.



Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии школы интерната и с согласия родителей (законных представителей) администрация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах (IV класс).

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.



Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения в школе интернате.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.



В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующую систему оценки:



Оценочный лист формирования базовых учебных действий предметной области «Язык и речевая практика» обучающихся ____ класса ГКОУ «СКШИ №3»



Русский язык

Ф.И.

обучающегося

Личностные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

Начало

уч.года

Конец уч.года

Начало

уч. года

Конец

уч. года

Начало

уч.года

Конец уч.года

Начало

уч. года

Конец уч. года

баллы

баллы

баллы

баллы

баллы

баллы

баллы

баллы











Чтение











Речевая практика













Такие же оценочные листы заполняются учителями в начале и в конце учебного года по следующим предметным областям: математика, естествознание, технология. В конце каждого года обучения учитель отслеживает динамику формирования БУД.

К концу обучения в начальной школе учитель подводит итог формирования БУД: сформирован или несформирован.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:

- расширения опыта поведения, деятельности и общения;

- творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

- позитивного отношения к окружающей действительности;

- социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

- профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

  • коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

  • развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

  • развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

  • формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • формирование умений, навыков социального общения людей;

  • расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;

  • развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Основные направления и формы организации внеурочной деятельности

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся:

  • коррекционно-развивающее;

  • духовно-нравственное;

  • спортивно-оздоровительное;

  • общекультурное;

  • социальное.

План внеурочной деятельности


Основные направления внеурочной деятельности

Программы внеурочной деятельности

Класс

Кол-во час.

Ответств.

1

Коррекционно - развивающее

Развитие психомоторных и сенсорных процессов

1-4

1

Педагог - психолог

2

Духовно - нравственное

«Уроки нравственности»

1-4

1

Учитель - дефектолог

3

Общекультурное

«Волшебный мир книг»

1-4

2

Учитель - дефектолог

4

Социальное

«Маленькие Россияне»

1-4

1

Учитель - дефектолог



Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.



Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.



Общекультурное направление.

«Волшебный мир книг»

Пояснительная записка.


Программа «Волшебный мир книг» реализует общекультурное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Цели и задачи программы

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Методические занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:

  • беседы;

  • учебные сценки;

  • подвижные игры;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

  • экскурсии.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Занятия чередуются с посещением библиотек, экскурсиями.

На занятиях проводится демонстрация мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.


Предполагаемый результат деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«Маленькие Россияне»

Цель – приобретение общественно значимых знаний о самом себе с дополнением знаний по истории; воспитание у каждого ребёнка личностно- гражданской позиции.

Задачи – содействие ребёнку в понимании особенностей общественных отношений, отношений в семье, в городе или в деревне, в селе – в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран мира; воспитание патриотизма; помощь в осознании своей принадлежности государству, представляющему каждому гражданину определённые прав и требующему исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания; воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека; обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими усвоению определённых норм морали, нравственности; содействие ребёнку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне, в селе – в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира.


Символика России.

Права человека.

Я – школьник.

История моей Родины.

История моей малой Родины.

История моей семьи.

История моего имени.

Предполагаемые результаты реализации программы.

По окончании курса учащиеся должны знать (иметь первичные представления о понятиях и явлениях): личность, характер, эмоции, чувства; совесть, мораль, право; Родина, государство, гражданин России, государственные символы; искусство, культура; поворотные моменты в истории государства и наиболее значимые события материальной и духовной культуры страны; расы, национальность, общечеловеческие ценности; основные права человека и права ребёнка, обязанности людей, глобальные проблемы человечества.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания);

  • какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества;

  • отличать граждан различных государств;

  • национальность человека от его расы, верующих различных религий, объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами страны, что объединяет всех людей на земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Школа интернат предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. К основным направлениям внеурочной деятельности относятся:

  • коррекционно-развивающее;

  • духовно-нравственное;

  • спортивно-оздоровительное;

  • общекультурное;

  • социальное.

В рамках учебного плана на внеурочную деятельность отводится 4 часа в неделю. Исходя из условий образовательного процесса, и психофизического состояния учащихся внеурочная деятельность проводится после уроков и во вторую половину дня. Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. В связи с этими направлениями разработаны следующие программы внеурочной деятельности:

  • коррекционно – развивающее;

  • «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»;

  • духовно – нравственное;

  • «Уроки нравственности»;

  • Общекультурное;

  • «Волшебный мир книг»;

  • Социальное;

  • «Маленькие Россияне».













В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Социум выступает для коррекционно – педагогического процесса не конкретными элементами, а окружающей сферой, куда он входит как составная внутренняя часть. Социальная среда сказывается на всех уровнях рассмотрения процесса, но в разной степени. Прежде всего, она обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально – трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.

Вся система коррекционно – педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:

Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

Воспитание детей с нарушением интеллекта, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.

Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.



Задача развития детей вспомогательной школы в процессе обучения.


Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий:


Более раннее начало коррекционной работы;


Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьёй;


Применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям аномальных детей и целям их воспитания.

Проблема коррекции аномальных детей чрезвычайно важна. Работа с умственно отсталыми детьми в младшем школьном возрасте должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. Коррекционное обучение детей с ОВЗ нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.

Совместно с воспитателями 3 класса, я обучаю и прививаю навыки по обслуживанию себя, выполнению поручений и несложных видов труда, общению с другими людьми. В своей работе я стараюсь использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.


Для умственно отсталых детей нецелесообразно обучение на завышенном материале, оно должно проводиться с опорой на наглядно-образное мышление и предметно-практическую деятельность.

Так, например, при изучении тем по математике, связанных с практической деятельностью, по модели часов учимся определять время, на игрушечных весах взвешивать предметы, с помощью метра измерять длину класса и т.д.

Тесно связаны с жизнью в социуме уроки развития речи (например:«Одежда», «Уход за одеждой и обувью», «Гигиена и здоровье человека»), трудового обучения («Обучение различным видам швов», «Пришивание пуговиц», «Штопка одежды»), уроки русского языка (составление предложений по картинкам о семье, о дружбе, о любви к окружающей среде).

Задача коррекционно – воспитательной работы — нравственное воспитание, формирование правильного поведения.

Необходимость социальной адаптации детей вспомогательной школы, общение со средой нормальных людей ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания, выработки у них общепринятых норм поведения.

Я, как кл. руководитель данного класса, провожу классные часы, беседы по данному направлению на темы: «Я и моя семья», «Правила поведения в школе, в общественных местах», «Уважай старших, помогай младшим». Данные классные часы у меня разработаны ввиде презентаций.

У умственно отсталых необходимо воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у детей чувств жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.

В последние годы наметились и осуществляются значительные изменения в народном образовании с целью создания гибкой, модифицированной системы обучения (воспитания) детей с нарушениями интеллекта. Более чем 60-летний опыт, накопленный специальной школой, свидетельствует о том, что, как и здоровая часть общества, лица с нарушениями интеллекта обладают возможностями и потребностями в приобщении их к разнообразным формам образования, труда, культуры. Происходят постоянные изменения в политической, экономической, социальной жизни и встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности (в том числе и аномальной), обеспечить её право быть защищенной государством и всеми его институтами.



Список литературы



Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30



Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11



Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.



Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.



Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.



Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г.



Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.



Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.