СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на районное методическое объединение по географии, 2021 г.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности нужно рассматривать как составную часть воспитания школьников.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на районное методическое объединение по географии, 2021 г.»

Доклад на районное методическое объединение по географии, 2021 г.

Тема «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии»

Учитель географии МОУ- ООШ с.Караман Джумагалиев Канат Хабдулович

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности нужно рассматривать как составную часть воспитания школьников.

В процессе организации самостоятельной работы учащихся на уроках необходимо выполнить две задачи: первая заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение. Вторая задача заключается в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа учащихся не самоцель. Она является средством получения учащимися более глубоких знаний, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Самостоятельная работа выполняется учениками без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, прилагая свои усилия и возможности.

В качестве приёмов или способов организации самостоятельной деятельности школьников на уроках географии можно назвать следующие :

1. наблюдение ;


2. работа с учебником и картами атласа ;

3. ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к ним ;

4. установление взаимосвязей и причин природных явлений ;

5. задание сформулировать какое-либо понятие ;

Наблюдение как вид самостоятельной работы применяется во время географических экскурсий. Здесь ребята учатся работать с различными приборами (определение сторон горизонта по компасу; определение азимута заданных объектов; работа с нивелиром по определению высот; наблюдения за погодой: определение типа погоды, основных характеристик погоды и т.д.)

Наиболее трудными приёмами самостоятельной работы у школьников являются работа с текстом учебника и картами одновременно, выявление причинно-следственных связей природных явлений, решение географических задач. Но если правильно организовать самостоятельную работу с учебником географии, то это позволяет ученикам не только приобрести новые знания и закрепить их, но и формирует у учащихся умение самостоятельно работать с книгой, географическим текстом.

При работе с учебником очень эффективно, если ученики научатся выявлять состав знаний, который включает : факты, понятия, явления, процессы. При этом в качестве задания можно определить нахождение и выявление из текста части состава знаний (напр. процессы и явления); задание на пути формирования понятия (дедуктивный метод: от определения понятия к его изложению) или задание: от изложения содержания понятия к его определению (индуктивный метод). В процессе такой работы ученики научатся выбирать из текста основные понятия,

устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических понятий.

Каждый блок географических знаний («Рельеф», «Климат» и т.д.) должен включать тренировочные и итоговые практические самостоятельные работы. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.