Августовское заседание районного методического объединения
учителей русского языка и литературы
Доклад
«Организация эффективной подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах различных уровней»
Подготовил: Бахман Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Казачемысской СОШ
- 2021 -
По мнению В. А. Сухомлинского, «творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребенке скрытые способности и таланты». (слайд 2) Я придерживаюсь этой точки зрения, так как в настоящее время это актуально: современному обучающемуся просто необходимо уметь творчески мыслить, решать проектные задачи, проводить исследования, презентовать материал, обрабатывать огромный поток информации, принимать нестандартные решения, участвовать в интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах, проектах. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. (слайд 3) И очень важно правильно организовать этот процесс. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, суметь раскрыть и развить их возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся.
Моя формула успеха - «Современные технологии + творческая деятельность + сотрудничество»! (слайд 4) В этом отражается моё стремление работать творчески, используя технологии модерации и АМО, РКМЧП, ИКТ, и добиваться результата совместно с обучающимися, в том числе с детьми с особыми образовательными потребностями, с коллегами. Уверена, учитель не только создает оптимальные условия для развития познавательной активности и творческого, интеллектуального потенциала каждого обучающегося, но и сам должен быть открыт новому опыту, увлечен процессом познания жизни, законов преподаваемых дисциплин и способен своей энергией зажечь воспитанника. Поэтому мое педагогическое кредо можно выразить словами Али Апшерони: «Как важно научиться прежде видеть в людях их неоспоримые достоинства, а уж потом сопутствующие им недостатки». Только в этом случае можно добиться успеха в профессиональной деятельности.
Не один год работаю над темой (слайд 5) «Развитие личностного потенциала обучающихся через творческую самостоятельность на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной сельской школы». Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка и литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыследеятельности. (слайд 6)
Ключевой единицей курса русского языка является текст. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях не только обучающей, но и развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи.
Не менее важная задача уроков русского языка и литературы – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, а также обучение детей написанию сочинения различных видов и жанров.
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей: (слайд 7)
1. Способности синтетические - это способность произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи.
2. Второй тип способностей – аналитические, под которыми понимается умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать.
3. Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.
Развитие способностей обусловлено 3 фактами:
- средой жизнедеятельности;
- социальными формами деятельности;
- индивидуальными особенностями личности.
Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен.(слайд 8) Наша психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях. Выделяются творческие способности 2 типов: актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).
Исходя из этого, я убеждена, что для творчества необходимо наличие некоторых источников:
- интеллектуальных способностей;
- знаний;
- личностных характеристик;
- мотивации;
- окружения;
- стилей мышления.
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. (слайд 9) По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель.
Считаю, что для эффективного развития творческих способностей учащихся учителю необходимо знать исходный уровень знаний своих подопечных. Промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика проводим при помощи следующих методов: наблюдение, беседа, анкетирование, тесты.
Диагностику уровня развития творческих способностей можно проводить при помощи следующих методик: ()слайд 10)
- тест «Каков ваш творческий потенциал»
- Методика определения творческого потенциала ( по Л.Э. Уортмену )
- методика диагностики уровня творческой активности (Рожков М.И., Тюннинков Ю.С.)
- Методики диагностирования творческого развития обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара. 2019 г.
- методика «Креативность личности» (Д.Джонсона) входит в вышеуказанный сборник.
В мае 2021 года проведен опрос обучающихся 9-11 классов (14 человек), выявлено:
- очень высокий уровень креативности – 21%
- высокий – 21%
- нормальный, средний – 29%
- низкий – 29%
- очень низкий – 0.
Итоги опроса показывают: есть над чем работать.
Систему работы по подготовке детей к конкурсам и олимпиадам можно представить так: урочная, внеурочная деятельность, элективные курсы, творческие объединения, минуты творчества на уроке развития речи, домашние задания.
Для развития творческой самостоятельности и активности использую различные виды творческих заданий (слайд 11):
- синквейны;
- кластеры по темам или, например, «Одень слово», ребята подбирают слова разных частей речи, какие-то ассоциации с этим словом, в каких произведениях это слово употребляется – всё это постепенно подготавливает детей к написанию сочинения типа 9.3 на ОГЭ;
- сочинения-ассоциации, гимны любимым вещам, «Продолжи рассказ», «Измени концовку», «Рассказ от имени какого-то предмета в доме, на улице», составь «Странный рассказ», в котором все слова на одну букву;
- метод «Песочные часы»: нарисованы песочные часы и набор букв, из которых дети составляют словарные слова;
- мини-проекты «Разговор сказочных героев», «Загадки - словарные слова», «Путь героя», например, Васютки из рассказа «Васюткино озеро», Митраши или Насти из сказки-были «Кладовая солнца», Афиша», «Памятник литературным героям» - эскиз; энциклопедия одного слова; лэпбук на любую тематику (например, изучаем стихотворения о весне, собираем материал: стихи, пословицы, картины художников, песни, приметы и оформляем в лэпбук) ;
- задания, выполненные в learningApps.org https://learningapps.org/display?v=pg6r4mk4c16 , дети выполняют подготовленные мною задания, наиболее способные делают сами, создать не составляет труда, нужен только выход в Интернет, а он есть у меня в кабинете, и творческое мышление;
- кроссворды, облако тегов, плейкаст, квест (онлайн конструктор).
И это далеко не все примеры заданий. Следует учесть, что задания могут быть небольшими по объёму и выполняться на уроке, можно задавать на дом, если есть элективный курс, можно творческие задания предлагать детям в соответствии с темой занятия. С помощью подобных заданий и складывается работа с текстом, работа над собственным текстом.
Я убедилась, что использование подобных заданий, ответы на необычные вопросы вызывают живой интерес каждого учащегося. Пришла к выводу, что использование творческих заданий способствует развитию фантазии ребенка, вследствие этого учащийся уже более изобретателен в использовании средств языка, становится способным контролировать и критически оценивать свою творческую работу, заинтересован в правильном выражении своих мыслей. Считаю, что начатая работа является одним из главных направлений по развитию речи ребенка.
А теперь переходим конкретно к эффективной подготовке к конкурсам и олимпиадам, которые являются средством развития у школьников интереса к родному, а также раскрытия их способностей. Подготовка к конкурсам и олимпиадам - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемые предметы, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
«Всякая мысль, высказанная словами, есть сила, действие которой беспредельно», - писал Л.Н.Толстой. (слайд 12) Выбрать ту мысль, которая вроде магнита притянет остальные, часто помогает формулировка темы сочинения. Она должна быть такой, чтобы в ней были четко выражены тема, основная мысль будущего высказывания. Формулировка темы, как правило, содержит те слова, которые должны быть ключевыми в тексте сочинения. Даю заинтересованным обучающимся задание сформулировать самостоятельно темы сочинений о роли книги, об отношении человека к природе, о родном крае, об отношении человека к Родине, о смысле жизни. Далее выбираем жанр будущей творческой работы: например, в ВКС (Всероссийский конкурс сочинений) - это эссе, рассказ, сказка, слово, письмо и т.п. Дети определяются сами: у кого что получается удачнее. Практика показывает, что сочинения эссе очень похожи друг на друга, видимо, «подводят» общие мысли и фразы , например, о войне. Поэтому предлагаю детям взять и поработать над другим жанром. Посоветовала своей ученице взять жанр рассказа для участия в ВКС «Без срока давности», и у нас получилось. У девочки была сделана исследовательская работа об участии родственников в Великой Отечественной войне. Удалось переработать эту информацию, взяли за основу «деревенский» говор и создали рассказ «Печаль у матерей бесслёзна…». Как опыт, мои воспитанники очень часто берут в заголовки цитаты из стихотворений, произведений, афоризмы, считаю, что это удачный приём: правильно подобрать фразу – это огромный труд.
В работе над конкурсными материалами привлекаю и родителей, которые поддерживают ребят в их начинаниях, делятся своим жизненным опытом.
Если готовимся к конкурсу сочинений определенной тематики («Мы помним», «Вместе ярче»), (слайд 13-24) то тщательно прорабатываем весь имеющийся материал, отбираем информацию и сведения о герое или явлении, проверяем достоверность (например об участнике Великой Отечественной войны), используем материалы школьного музея (мои воспитанники – члены краеведческого творческого объединения), внимательно работаем над составлением предложений, используем свои, а не чужие мысли, ведь это важно в творчестве, особенно, когда пишешь о папе, дедушке, о семейных традициях, о родном крае. Всегда проверяем тексты на плагиат.
Мои воспитанники являются победителями и призерами районного этапа конкурса эссе “Моя будущая профессия” (в области - участники); районного этапа Всероссийского конкурса социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни “Спасём жизнь вместе” (номинации “Лучший буклет”, “Лучший макет”); муниципального этапа ISLP-конкурса постеров; онлайн конкурса исследовательских проектов “В мире фразеологизмов” (сетевое образовательное сообщество “Открытый класс”); принимали участие и в конкурсах Фонда “Родное слово”, в областном конкурсе “Моя любимая книга”., в областном межведомственном просветительском проекте “Отец, Отчество, Отечество”, во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Мой прадед», в Областном творческом конкурсе «В единстве России наша сила»
Работа над проектами для конкурса также требует много усилий, знаний, интереса к проблеме. Мой воспитанник участвовал в Межрегиональном творческом проекте «Журналистское расследование: путешествие во времени» (первый раз в жизни). На моё предложение откликнулись родители, так как нужно было взять интервью у родственников, правильно оформить, найти изюминку. В итоге ученик 5 класса получил диплом участника.
В конкурсах участвуют и дети с ОВЗ. В онлайн конкурсе «Пишу про школу» получили сертификаты члены творческого объединения «Школьный пресс-центр». Участник самостоятельно подобрал материал о комсомольцах, жителях села, взял интервью, и получилась статья на конкурс.
На сегодняшний день не выработана «настольная книга» системы подготовки к олимпиадам, не придуманы еще универсальные методы и способы обучения, благодаря которым ученик и писал бы грамотно и побеждал в олимпиадах.
В процессе подготовки к олимпиаде рекомендуем обратить внимание на следующие методические принципы, основы которых заложены выдающимся педагогом И.Ф. Шарыгиным. (слайд 25)
Регулярность. Рекомендуем ежедневно выделять время для самостоятельной работы, а не один раз в неделю работать много часов подряд.
Опережающая сложность. Решать много слишком простых задач, как и браться без должной подготовки за решение очень сложных, одинаково плохо. Имеет смысл работать на индивидуальном пределе трудности.
Смена приоритетов. В период накопления приемов решения, а также при решении трудных задач главное – правильная идея, которую можно довести до ответа за разумное время. При отработке изученных методов, а также при решении стандартных задач главное – получить правильный ответ.
Вариативность. Полезно на примере одного задания рассмотреть различные приемы и методы ее решения, а затем сравнить получившиеся решения с разных позиций.
Самоконтроль. Регулярный и систематический анализ своих ошибок – обязательный элемент самостоятельной работы. Не стоит обманывать себя, прощая себе любимому ошибки.
Повторение. По мере накопления опыта и числа решенных задач следует просматривать и систематизировать свой архив.
Чтение текста. Вдумчивое прочтение и понимание условия задачи.
Моделирование возможных ситуаций. Зная особенности своего поведения в экстремальных ситуациях, например, в условиях дефицита времени, имеет смысл искусственно их моделировать – хронометрировать время решения.
Я использую разные варианты подготовки к олимпиадам: задания “Всероссийского конкурса “Русский медвежонок”, “Пегас”, задания разных лет Всероссийской олимпиады школьников, онлайн олимпиад. Кроме творческих заданий, указанный выше, работаем над лингвистическими заданиями, пробуем составлять интеллектуальные карты по темам, по авторам, что тоже предполагает огромных труд и интеллектуального, и творческого характера. Подготовка к олимпиаде – это не только предметно-содержательный тренинг, ориентированный на совершенствование аналитических навыков, развитие логического мышления и творческих способностей, но и тренировка психофизических возможностей школьника решения задач в условиях олимпиады. В 2017 году - 3 место в районе в МЭ ВОШ по литературе, “Золотая сотня региона” в интеллектуальном конкурсе “Пегас”. В 2018 году участвовали в V Общероссийской олимпиаде по русскому языку “Белая береза”, во Всероссийской онлайн олимпиаде по русскому языку Учи.ру.
Считаю, организованная мною деятельность ориентирована на приобретение детьми новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Начинаем с творческих заданий, переходим постепенно к созданию собственных текстов, вот что даёт простор для творческой инициативы обучающихся и учителя, а дружеское сотрудничество создает положительную мотивацию ребенка к учебе: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников творческой, проектной, интеллектуальной деятельности. (слайд 26)
Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. Мой опыт работы убедил меня в том, что простейшие методы не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка.