Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Краснодонская городская гимназия»
ДОКЛАД
«РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
(из опыта работы)
Подготовила :
учитель начальных классов
Львова М.А.
Краснодон 2020
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая как
можно меньше зла и как можно больше добра»
Л.Н.Толстой
Сегодня в период становления молодой Республики проблема духовно-нравственного воспитания на Луганщине приобретает особое значение. Очень жаль, но мы наблюдаем обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг. Потеря этих моральных ориентиров ведёт к негативным последствиям таким как потеря позитивной мотивации к учению, социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков. Остро стоит вопрос формирования и реализации национального воспитательного идеала гражданина Луганской Народной Республики. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Луганщины как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своего края, выросший на духовных и культурных традициях предков.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс взаимодействия обучающихся для усвоения ими общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа.
Духовно-нравственное развитие – это укрепление духовно-нравственных ценностей, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать сое отношение и поведение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания - воспитание духовно-нравственной личности , социально-педагогическая поддержка развития и становления высоконравственного, ответственного ,инициативного и компетентного гражданина .
Принципы духовно-нравственного воспитания.
Воспитание на традициях.
Принцип сотрудничества.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Системно-организованный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Принцип сохранения исторической памяти.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.Перед общеобразовательной школой, семьёй ГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с приняты ми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то - положительное, что уже опробовано, испытано».
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь обучающегося.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется
повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет
своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, считал, что ее системообразующий признак – это нравственное воспитание: «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Сегодня мы говорим о духовно - нравственном воспитании и развитии школьников во внеурочное время. Реализацию духовно-нравственного воспитания обучающихся в гимназии мы осуществляем на занятиях по курсу «Этика:азбука добра».
Основная цель курса - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи курса:
-развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека : добротой,
честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью:
-расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и
близкими и просто окружающими людьми;
-воспитание уважения к людям, традициям;
-усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
-мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к
внутреннему миру другого человека.
-учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
- формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей –установку пре- одоления.
-развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые межличностных отноше- ний друг с другом и учителем.
-повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния входе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
-корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
-расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу по следующим содержательным линиям:
-Правила поведения в школе;
-О добром отношении к людям;
-Как стать трудолюбивым;
- Правила опрятности и аккуратности;
-Правила поведения на улице и дома;
-Школьный этикет;
-Культура общения;
-Общечеловеческие нормы нравственности;
-Дружеские отношения;
-Понять другого;
- Самовоспитание;
- Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
- Искусство и нравственность.
Хотелось бы отметить что на занятиях используются разнообразные методы работы :
-личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
-стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
-активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Достижению наилучшего результата помогает разнообразие форм работы с детьми. Большое внимание я уделяю тематическим мероприятиям (Например: « Что такое «добро и зло»». «Ежели вы вежливы», «Добрые и не добрые дела», «Ты и твои друзья», «Помни о других – ты не один на свете».)направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, так же использую психологические тренинги ( «Культура внешнего вида», « Каждой вещи своё место», « Умейте ценить своё и чужое время». ). Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Так же использую беседы (Например : ««Ученье-Свет, а неученье - тьма». «Как быть прилежным и старательным», «Мой труд каждый день дома». )
Я говорю с детьми обо всем и путем бесед объясняем, как надо поступать в той или иной ситуации, учить любить тех, кто рядом с ними, учить относится друг к другу так, как если бы они хотели, чтобы относились к ним люди. На занятиях я использую игры,инсценировки,моделирование ситуаций, создание проектов, экскурсии.
В своей практике духовно - нравственного воспитания учащихся я также применяю сказкотерапию, используя сюжеты сказок Коротковой Л.Д. (Короткова Л.Д. «Сказкотерапия в школе»). Корней Иванович Чуковский писал так: «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». После каждой сказки у нас есть рубрика: «Нравственный урок», в которой мы подбираем пословицу к сюжету сказки, делая вывод и определяя урок для себя .
Дети любят слушать сказки, а сказки учат жить. Недаром говорится: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей
Подробнее хочу остановиться на авторской сказке. А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Данная сказка представлена в программе изучения по литературному чтению, но, к сожалению, ограниченное время урока не позволяет более глубоко поработать над сюжетом произведения, выявить нравственные и безнравственные позиции главных героев, услышать настроение, примерить на себя роли. Поэтому я вынесла изучение сказки за рамки урока во внеурочную деятельность.
Предлагаю вам ознакомиться с работой, направленной на духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения на примере изучения произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» во внеурочной деятельности.
На первом этапе мы работаем над характерами героев произведения, дети выделяют, что:
Рыбку можно охарактеризовать, как добрая, честная, бескорыстная, справедливая, порядочная, вежливая, терпеливая, сдержанная;
Старика- как добрый, безотказный, трудолюбивый, бесхарактерный, доверчивый, ведомый, бедный, несчастный, замученный;
Старуху - сварливая, жестокая, безжалостная, злая, жадная, грубая, надменная, неблагодарная, глупая, ненасытная, беспощадная.
Далее мы задумались над словом в тексте «СТАРЧЕ»…
Объяснение смысла слова «старче»
Почему рыбка, обращаясь к старику, всегда называла его «старче», а не старик, старый, старичок? Старче - это человек старенький, уставший от тяжелой жизни, изнеможенный тяжелым трудом и заботами.
Работая далее мы с ребятами выбираем пословицы к героям произведения и их позиции в сказке.
Рыбка:
Долг платежом красен.
Будь своему слову хозяин.
Старик:
Доброму все добро.
Петя Васин на все согласен.
Старуха:
Лягушке волком не быть, сколько воды не пить.
Не зарься на чужое, свое береги.
Сделав худо, не жди добра.
Сколько волка не корми, а он все в лес смотрит.
Теперь делаем вывод по сюжету сказки(Нравственный урок):
За большим погонишься, малого не увидишь.
Как аукнется, так и откликнется.
Сам себя губит, кто других не любит.
Учись на добро отвечать добром.
Многого желать – добра не видать.
Основной нравственный урок «Сказки о рыбаке и рыбке» - это: «не задавайся, не проси лишнего, а то останешься у разбитого корыта». С христианской точки зрения зададим вопрос: Какую христианскую заповедь нарушила старуха? «Не желай ничего, что у ближнего твоего».
При подведении итога можно предложить детям высказать свое отношение к сюжету сказки или выразить свою реакцию на те или иные слова героев произведения.
Так же на конкретном примере хочется показать некоторые методы работы по формированию одной из базовых нравственных ценностей: доброго отношения к людям.
Тема занятия «Что такое добро»
Цели: Создать условия для формирования представлений о добре и доброжелательности. Способствовать формированию умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других. Воспитывать умение делать нравственный выбор.
Методы:
1. Определение значений слов «добро», «добрый».
2. Анализ притчи «Каин и Авель».
3. Инсценировка сказки Л. Толстого «Белка и волк».
4. Выведение правил поведения доброго человека. 5. Моделирование ситуаций (работа в группах).
6.Игра закончи пословицу.
Я считаю что данные виды деятельности способствуют не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспита- ния личности.
Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную систему на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. Это и есть важнейшее условие успешного развития нашей Республики.
А в завершение своего выступления хочу прочитать высказывание персидского поэта Абдуллаха Саади
«Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит». Спасибо за внимание!