СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на семинаре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя в применении дистанционных образовательных технологий"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на семинаре»

Тема: Совершенствование профессиональных компетенций учителя в применении дистанционных образовательных технологий

Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дистанционное обучение производится при помощи информационно- телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.

Дистанционное обучение  может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя-тьютора.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

В школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:

• возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;

• проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;

• возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий 

• обеспечение свободного графика обучения.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;

• создание эффективного образовательного пространства;

• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

• обеспечение доступности образования для детей инвалидов и детей, которые имеют поведенческие проблемы;

• повышение качества образования в малокомплектных школах;

• обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;

• возможность продолжения обучения при введении в школе карантина;

• обеспечение возможности получения дополнительного образования;

• возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;

• получение доступа к обширной базе данных, что позволяет детям более успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);

  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);

  • пересылка данных

  • гипертекстовые среды

  • ресурсы сети Интернет

  • видеоконференции

Это так задумывалось. Но в связи с пандемией ДО становится нормой жизни. И теперь дистанционно обучаются все дети, независимо от их желания.

Средства дистанционного обучения:

ПК с веб-камерой и подключением к скоростному интернету;

программы для видеосвязи, мессенджеры для удобного общения

Практически во всех школах уже давно введена система электронных журналов, с помощью которых учащиеся получают задания. Учителя дают домашние задания, которые нужно вовремя высылать через специальный чат в электронном журнале.

Электронная почта

Вайбер

При дистанционном обучении требуется учитывать ряд особенностей, которыми обладает данная форма обучения: (это предполагалось)

• гибкость, то есть ученики сами выбирают время и продолжительность обучения;

• модульность;

• параллельность. Она предполагает, что ученик может совмещать обучение с другой образовательной деятельностью;

• дальнодействие. Под ним понимается, что качество образования не должно снизиться в связи с удаленностью друг от друга преподавателя и ученика;

• асинхронность, что предполагает работу как педагога, так и учеников по удобным для них графикам;

• охват или массовость. Означает, что количество одновременно обучающихся учеников не является критичным параметром.

И опять, не всё подходит для нас в сложившейся ситуации.

Автор учебного материала –преподаватель:

а)обязательные требования:

• знание предметной области.

• уверенный пользователь ПК.

• отличное знание текстовых редакторов.

• навыки работы в интернете

б)желательные требования:

• умение работать с программами по обработке изображений, таблиц, рисунков;

• умение оформлять текстовые файлы

• умение пользоваться электронной почтой.

Структурные элементы занятий:

  • Лекция;

  • изучение ресурсов;

  • самостоятельная работа по сценарию;

· индивидуальная работа;

  • тренировочные упражнения;

  • тренинг с использованием специальных обучающих систем;

  • контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы);

  • консультация.

Плюсы использования дистанционного обучения

  • усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;

  • позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;

  • расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности;

  • обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

А также отсутствие живого общения между самими обучающимися.

  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.

  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.

И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися.


  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

  1. Дистанционное образование  требует максимального участия родителей. Если родители работают полный рабочий день всю неделю, у них просто не будет возможности контролировать обучение и помогать ребенку в освоении новых знаний.

  2. Материальный аспект. В некоторых уголках нашей страны доступ к интернету есть не у всех, а компьютер — это роскошь, а не средство обучения.

  3. К недостаткам можно отнести еще и время, которое ребенок проводит за компьютером.

Существуют порталы, в которых выложены все уроки по школьной программе. 

Учащимся младших классов подойдет сервис «Яндекс.Учебник». На портале собрано более 35 000 заданий по русскому языку и математике различного уровня сложности для школьников первого - пятого классов.

Сайт Учи.ру  Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете. Кроме того, в личных кабинетах есть специальный внутренний чат.

Инфоурок, где можно подобрать видеоуроки по разным предметам и темам.

Современный учительский портал. Здесь можно найти разработки уроков, презентации по предметам и темам.

Российская электронная школа. На портале представлены интерактивные уроки от лучших учителей нашей страны по всей школьной программе с 1 по 11 класс. На сайте собраны более 120 задач, видеоуроки, тематические курсы, а также каталог концертов, фильмов и музеев.

Ресурс «ЯКласс», с помощью которого они смогут проверить, успешно ли школьники усвоили материал.

Издательство «Просвещение» предоставляет бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет.

Ну и, конечно, Zoom, который я использую для проведения уроков.

Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, но дистанционные и интернет-технологии должны использоваться в школе в сочетании с эффективными традиционными средствами и методами, не исключая, а дополняя очную систему обучения. И только в таком разумном сочетании мы можем добиться успехов в качественном образовании школьников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!