2021-2022уч.г.
Доклад на школьном методическом объединении начальных классов на тему: «Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов»
Подготовила учитель начальных классов
Махаури Э.Б.
«Чтобы учить других, нужно учиться самому»
Введение
В русле повышения качества высшего образования ведущее место принадлежит вопросам ее информатизации как совокупности взаимосвязанных организационно-правовых, социально-экономических, методических, научно-технических, производственных и управленческих процессов, направленных на удовлетворение информационных, вычислительных и телекоммуникационных потребностей участников учебно-воспитательного процесса, а также тех, кто этим процессом руководит и обеспечивает его. Проблемы информатизации начального образования особенно актуализировались с внедрением Государственного стандарта начального общего образования, согласно которому образовательной отраслью «Технологии» предусмотрено формирование и развитие у учащихся технологической, информационно-коммуникационной и основных компетенций для реализации их творческого потенциала и социализации в обществе и начато изучение основ информатики со 2 класса. Итак, возникла проблема поиска действенных способов использования компьютерных средств и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Современные ученые подчеркивают необходимость информатизации образования путем создания информационно-коммуникативной среды, что служит средством формирования творческой личности будущего педагога, способного на основе системы знаний успешно использовать информационные ресурсы в соответствующей деятельности.
Цель доклада – определить основные направления использования информационно- коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Материалы и методы
Сегодня информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как важнейший компонент общего образования, играющий большую роль в решении приоритетных задач обучения и воспитания. Учитывая, что в начальной школе происходит постепенная смена ведущего вида деятельности ребенка с игровой на учебную, необходимо максимально использовать возможности применения информационно-коммуникационных технологий при организации учебной деятельности младших школьников.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы должно быть подчинено как основной цели обучения, так и конкретной задачей, которые решает учитель в ходе учебного занятия. При этом должны быть учтены факторы и условия, влияющие на учебный процесс и обеспечено соблюдение санитарно-гигиенических условий и техники безопасности.
К основным направлениям использования ИКТ в начальной школе относятся: проведение уроков-презентаций, использование электронных учебных пособий, решение интерактивных кроссвордов, тестовый компьютерный контроль, компьютерные дидактические игры, Интернет-ресурсы. Рассмотрим подробнее каждое из данных направлений.
Проведение уроков-презентаций. Презентации – материалы к уроку, подготовленные с помощью Microsoft Power Point и других программ. Их возможно использовать на разных этапах урока: как наглядный материал при изучении новой темы, а также для закрепления изученного материала. Педагог может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретного класса. Задача учителя – сконструировать такой урок, который, по его мнению, мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели. На смену наглядности могут прийти анимации, движущиеся схемы, иллюстрации, появляющиеся и исчезающие. Уроки-презентации позволяют не только эффективно и полезно использовать время на уроках в начальных классах, но и способствуют развитию интереса учащихся к учебному предмету.
Использование электронных учебных пособий. Особенностью электронного учебника является то, что он может быть и справочником, и тренажером, и репетитором. Организационно технологические возможности применения электронных пособий заключаются, прежде всего, в возможности работать в различных режимах. При таких условиях ученики учатся в удобное для них время, в удобном месте и в подходящем темпе, тем самым обеспечиваются требования комфортности и удобства работы с ними. Если взять отдельный урок, то лучше использовать урок-презентацию. А если оценивать программный продукт по тем, как часто его можно использовать, то лучшим в этом случае является электронное учебное пособие, потому что его можно использовать как на одном, так и на различных уроках. Так, практика использования прикладных программных средств «Ступеньки до информатики» на уроках математики, языка и чтения свидетельствует о том, что они могут широко применяться для проведения тренировочных упражнений, контроля и проверки уровня усвоения знаний. Вся учебная информация для программных средств учебного назначения имеет не только тщательно анализироваться и отбираться педагогом, но и очень умело готовиться к компьютерной реализации, с предоставлением четких установок и выделением главного, существенного. Определять ход урока должен учитель, а учебные компьютерные программы должны быть лишь инструментом достижения цели урока.
Решение интерактивных кроссвордов. Решение кроссвордов – полезное занятие на любом этапе обучения. Кроссворды расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Решение их тренирует память, развивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца. Условно все кроссворды, применяемые в учебном процессе, можно разбить на три группы – текущие, тематические и обобщающие. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, третьи – на общую проверку знаний.
Тестовый компьютерный контроль. Важным звеном процесса обучения в начальных классах является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность всей учебной работы. Без оценки процесс усвоения знаний невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке. Именно поэтому методы непрерывного и интенсивного контроля знаний являются существенными компонентами современной информационной технологии в образовании и тестирования – важнейший из них. Поэтому очень важно сейчас привить ученикам навыки культуры тестирования, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирует детей к дальнейшему самосовершенствованию. Однако необходимо отметить, что тест должен создаваться лишь в том случае, если он может зафиксировать поведение ученика более корректно, чем это позволяли сделать другие методы.
Компьютерные игры тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для достижения поставленной цели. Игры формируют у ребенка мотивационную и интеллектуальную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности. Игровая деятельность – это многосложный и производительный процесс, структура которого включает интеллектуальную, познавательную, поисковую, проектную и другие формы проявления творческой активности. Особое внимание в учебные компьютерные игры связана с тем, что, во-первых, использование компьютера стало качественно новым этапом использования игры в учебном процессе, а, во-вторых, это связано с распространением и популярностью компьютерных игр.
Следует помнить, что Интернет является ценным ресурсом с большим количеством увлекательной и обучающей информации. Но нужно постоянно следить за тем, как ученик начальных классов использует Интернет, проверять сайты, на которые заходит ребенок. Жизненный опыт взрослого человека может стать неоценимым в помощи школьнику понять, как вести себя в виртуальном мире.
Обязательно следует помнить и о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для работы за компьютером: в 3-4 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет – 35 минут, в 7-8 лет – 40 минут.
Заключение
Информационно-коммуникативные технологии имеют большое значение в удовлетворении человеческой потребности познания мира. Они позволяют существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу класса.
Поэтому информационно-коммуникационная поддержка учебно-воспитательного процесса развивает наглядно-образный, наглядно-действенный, интуитивный, творческий виды мышления младшего школьника; коммуникативные способности; формирует умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации; развивает навыки самообразования и самоконтроля; закладывает основы информационной культуры и истоки развития умений осуществлять обработку информации.
Самому педагогу цифровые образовательные ресурсы позволяют:
– организовать разнообразные формы деятельности обучающихся;
– применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий;
– представлять информацию ярко, заметно, контрастно за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;
– управлять деятельностью обучающихся адекватно интеллектуальному уровню конкретного ребенка, уровню его знаний, умений, навыков, интересов, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств;
– создать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной деятельности обучающихся, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
– создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, учащихся и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.