ГБПОУ АСХК
Доклад на тему «Уроки-экскурсии как метод повышения качества профессиональной подготовки студентов»
Дата проведения: 22.10.2021г
Место проведение: актовый зал, школа молодого педагога
Докладчик: Тасенко О.В., преподаватель экономических дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития образования является его ориентированность на формирование и воспитание всесторонне развитой творческой личности, способной самостоятельно решать задачи в соответствии с конкретными обстоятельствами. Основная задача средних специальных учебных заведений состоит в подготовке студентов к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых на практике, с другой - формирование профессиональных умений и навыков. Для достижения этих целей, наряду с традиционными уроками используются такие уроки, как уроки-семинары, уроки-дискуссии, а также уроки-экскурсии.
Активные методы обучения направлены на первичное овладение знаниями; они способствуют развитию мышления, познавательных интересов, способностей, формируют умения и навыки самообразования. Познавательная активность и познавательная самостоятельность характеризует интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Уроки-экскурсии являются методом «погружения в материал», способствующим лучшему пониманию проблемы. Они включают себя различные мыслительные операции: анализ, синтез и обобщение. Отметим, что само формирование «порога восприятия», этого энергетического барьера противления обучению, обуславливается в большей мере тем, что учебная деятельность требует от обучаемого повышенной мыслительной активности, связанной с поиском и принятием ответственных оцениваемых решений, значительного подчинения и длительного внимания к предлагаемой деятельности, ограничения движения (двигательной активности), особенно на занятиях теоретического обучения. Учебная деятельность способствует расширению кругозора студентов и повышению заинтересованности в освоении профессии, позволяет составлять алгоритм решения нестандартных задач. Наглядное (зрительное) восприятие технологии процесса формирует у студентов инженерное мышление.
Очень часто слишком сложный материал мешает достижению успешности в его изучении, а уроки-экскурсии уменьшают эту тревожность и стимулируют учащихся к достижению поставленных преподавателем целей. Из-за демонстративного характера данных уроков увеличивается интерес к усвоению материала. Из всего вышесказанного следует, что уроки-экскурсии обеспечивают максимальный эффект в обучении, создают учащимся условия для продвижения вперед в освоении знаний.
Современное развитие науки и техники позволяет разнообразить средства обучения. К последнему слову можно отнести учебное телевидение, компьютерную технику, тренажеры и другие. Однако в условиях экономических проблем нашего государства, незначительного финансирования ССУ и их ограниченных возможностей в коммерческой деятельности приобретения ультрасовременных дорогостоящих средств обучения в единичных экземплярах и не может обеспечить каждую учебную дисциплину в полном объеме.
Для эффективной подготовки по профессии «мастер столярного и мебельного производства» необходимы уроки, которые проводятся на предприятиях, оснащенных современной материальной базой. Поэтому в нашем колледже разработана система проведения уроков-экскурсий по предметам профессионального цикла на предприятиях, имеющих современную материальную базу. В том числе, и по профессии «мастер столярных и мебельного производства».
Преподаватель технологии совместно с мастером производственного обучения корректирует содержание предметов «Технология столярных и мебельных работ», «Материаловедение», «Деревообрабатывающие станки» и оптимально определяют целесообразность проведения уроков-экскурсий по данной теме. Затем они определяют объект посещения, которым могут быть: живая природа, музеи, предприятия, выставки. Урок-экскурсия, как и любой урок, может быть успешно проведен, если тщательно продуман план урока, его организация и познавательная деятельность учащихся. Целесообразно составлять календарно-тематический план, что дает возможность предварительно продумать и спланировать систему занятий по теме, определить цель занятия, наметить и подобрать наглядные пособия, установит межпредметные и внутрипредметные связи. Этому мы уделяем большое внимание.
Перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности и выдает задание, в котором указывает, на какие моменты нужно обратить внимание, какие особенности производства могут существовать на данном предприятии.
Преподаватель обязательно инструктирует студентов о том, что в процессе экскурсии на все возникающие вопросы следует за ответом обращаться к экскурсоводу-технологу предприятия. Чрезвычайно важно на последующих уроках в кабинете технологии подвести итоги по выполнению задания (отчеты, тесты, эссе или кроссворды).
Содержание уроков-экскурсий должно быть грамотно сформировано преподавателем и только тогда осуществиться обратная связь, достижение успешности в изучении предмета. Каждый урок-экскурсия учит студентов классифицировать, что является важной операцией и методом любой научной дисциплины и представляет определенную ступень в формировании знаний: знания-знакомства; знания-копии; знания-умения; знания-навыки (см. рис.1).
Профессиональное становление личности представляет собой систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под становлением обычно понимают совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, студент сам себя формирует. Профессиональное становление студента - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Обучение в колледже связывается с периодом, когда человек встал на путь приверженности профессии, и осваивает ее в процессе профессионально-познавательной деятельности.
Для того чтобы объединить учебный процесс в колледже с реальной профессиональной жизнью мы активно применяем в процессе обучения тематические экскурсии. Такая форма обучения позволяет развивать познавательные способности студентов (внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение), показать особенности приобретаемой профессии. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу будущего специалиста.
Учебные экскурсии - это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний в производстве. Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Преподаватель самостоятельно решает, какие объекты посещать, какие учебные темы рассматривать, как часто проводить экскурсии, привлекать ли студентов в подготовку и анализ дела, использовать ли различные методики. Таким образом, преподаватель определяет место различных организационных форм учебной деятельности, в том числе экскурсии, в формировании общих и профессиональных компетенций студента.
Мы предположили, что ведущие профессиональные компетенции будут успешно сформированы, если экскурсия как вид учебной деятельности будет осуществляться целенаправленно и систематично, и составит не менее 10-15% объема учебного времени, если социальные партнеры-представители производства, характеризуя производственные процессы, акцентируют внимание на перспективах профессионального роста, значимости профессии, дополнительно обеспечат повышение мотивации студентов.
Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурсия). Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, на строительные объекты, на выставки и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога со студентами.
Учебная экскурсия – это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях, это проведение учебного занятия в условиях производства с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности.Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др). Экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть образовательного процесса, воспитательной и культурно-массовой работы.
Одна из задач экскурсии - выработать у студентов отношение к теме экскурсии, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку – значит составить представление о чем-либо, определить значение, характер, роль чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества. Оценка экскурсии – это выводы студентов, к которым его подводит преподаватель и экскурсовод (специалист).
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
Одна из функций экскурсии – функция расширения кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Нередко экскурсия конкретизирует знания студентов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам. Функция формирования профессиональных интересов студента тоже является функцией экскурсии. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний.
Экскурсия имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них. Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся на производстве и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии с заранее определенной тематикой.Итак, широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании обучающегося. Но эффективность такой формы проведения учебных и внеурочных занятий будет только в том случае, если каждая экскурсия будет тщательно спланирована и методически разработана и выстроена. Поэтому организаторам таких занятий необходимо владеть методикой проведения экскурсий.
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы. Любая методика — это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике — это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные студентами знания.
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь студентам легче усвоить теоретический материал. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.
Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия студентов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения студентами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность студентов.
Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть студент. Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи. Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.В качестве основных особенностей рассказа можно выделить следующее:
Зависимость рассказа от скорости передвижения группы. Рассказ подчинен ритму движения студентов, маршруту экскурсии.
Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят студенты, направлен на зрительное воссоздание картины.
Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа, демонстрации наглядных материалов.
Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым студентами объектам. Адресный характер рассказа состоит в том, что, рассказывая экскурсовод, имеет в виду конкретный объект строительства, архитектурно-строительный отдел и т.д..
Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность - это не только формулировка темы но и сами по себе приводимые факты, истолкование. Конкретизация материала в экскурсии - это выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.
Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа.
В процессе профессионального обучения студентов специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в Костромском политехническом колледже организуются и проводятся учебные экскурсии на отраслевые предприятия г. Костромы. Целями таких мероприятий является:
формирование устойчивого интереса к своей будущей профессии;
формирование профессионально-личностных качеств, позитивных мотивов к самореали- зации и самосовершенствованию с установкой на будущую профессиональную деятель- ность;
знакомство с работой по планированию деятельности структурных подразделений пред- приятия при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконс- трукции строительных объектов;
получение дополнительных знаний в области разработки архитектурно-строительных чер- тежей и проекта производства работ с использованием информационных технологий;
подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня, конкурентноспо- собного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной рабо- те по специальности на уровне государственных стандартов.
На каждую экскурсию составляется методическая карта, в которой отражаются места остановок, объект показа, время и основное содержание информации. После завершения учебной экскурсии подводятся итоги, и организуется рефлексия различными методами: самооценки, ИНСЕРТ, анкети- рования. В ходе анкетирования выяснилось, что студенты узнали о работе проектных организаций, как разрабатываются проекты от начала до конца, высоко оценили автоматизированное проетиро- вание и возможность изучения программы для выполнения чертежей, решили получать высшее образование и заниматься проектной работой в будущем. Студенты дают высокую оценку учебным экскурсиям, сами предлагают темы следующих мероприятий, выбирая объекты изучения.
Результаты каждой учебной экскурсии проанализировали преподаватели, а также преподаватели вместе со студентами. Обсуждение итогов, анализ анкет позволяют сделать вывод, что студенты видят практическую значимость экскурсий в освоении специальности. Проявляют заинтересованность в продолжении знакомства с реальным производством, а также готовы участвовать в разработке тематики будущих экскурсий, что свидетельствует об успешном профессиональном становлении будущих специалистов.
Мониторинг процесса и результатов, проведенных в рамках проекта экскурсий, показал, что экскурсии действительно конкретизируют уже имеющиеся профессиональные знания, способствуют формированию новых, показывают востребованность профессиональных умений, что в конечном итоге способствует формированию общих и профессиональных компетенций, усиливает интерес к осваиваемой специальности, повышает мотивацию к обучению.
Анализ опыта работы показал, что использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов.
План
Экскурсия как метод обучения и форма организации занятий.
Классификация экскурсий.
Подготовка экскурсии.
Проведение экскурсии.
Использование в учебном процессе материалов экскурсии
Экскурсия - это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте вне границ школы, или класса.
Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения.
Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, политехнической учебы, наглядности и т.п.
Во время экскурсии ученики знакомятся с производственными объектами, разными производственными профессиями, учатся находить действие физических законов в разных природных явлениях, знакомятся с физическими приборами и измерительными инструментами, которые применяются в научно-исследовательских лабораториях и на производстве.
Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором ученики практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.
2.Экскурсии, как метод обучения и форма организации занятий зародились в начале XX века. На данное время выробатана система экскурсий и методика их проведения.
Программою предусмотрено проведение экскурсий в каждом классе (2-4 час.).
Классификация экскурсий проводится за разными признаками:
Тематические экскурсии посвящаются одной определенной теме программы. Они знакомят учеников с практическим применением явлений, которые изучаются в теме, или проявлениями этих явлений в природе.
Комплексные экскурсии проводятся за похожими темами нескольких учебных предметов. Например, химии, физики, биологии. Такое объединение дает возможность реализовать принцип межпредметных связей и обеспечивает эффективное решение проблем, связанных с организацией и проведением экскурсий. Примером такой экскурсии может быть экскурсия в цех электролиза металлургического завода, на которой ученики знакомятся не только с применением химического действия тока, но и с химическими аспектами технологии.
Вводные экскурсии являются вступлением в тему, их главное задание - создать проблематику темы, показать значение темы и тем самым заинтересовать учеников, поощрить их к изучению учебного материала.
Как правило, экскурсии проводятся как заключительные (обобщающие). Именно этот вид экскурсий может быть комплексным. Здесь осуществляется обобщение выученного материала и привязки его к практике.
Дидактична эффективность экскурсии существенно зависит, в первую очередь, от правильности выбора объекта.
Выбор объекта экскурсии обусловливается не только содержанием темы, но и производственным и природным окружением. А в равных условиях определяющей является цель, которая ставится учителем перед экскурсией.
3. Экскурсии должны быть четко спланированы и старательно готовиться.
Планируются такие составные элементы экскурсий:
тема экскурсии;
объект экскурсии;
время проведения;
оформление результатов.
Выбор темы экскурсии и объекта экскурсии осуществляется комплексно, взаимоувязано. В условиях ограниченности времени, которое отводится программой на проведение экскурсий, учитель должен выбрать такую тему, которая имеет практическое значение и воплощение в данных условиях. И это воплощение должно быть как можно более яркое и полное, удобное для наблюдения.
Другими словами: зная, какие возможны объекты для экскурсии, нужно выбрать тему, что согласовывается с местными условиями.
Выбранная тема обусловливает время проведения экскурсии, которое регламентируется учебным планом и расписанием уроков.
Оформление результатов планируется с учетом потребностей кабинета, школы, всего учебного процесса.
Подготовка экскурсии происходит в такой последовательности:
детальное ознакомление с объектом экскурсии. Определение тех частей объекта или технологического комплекса, которые непосредственно представляют интерес относительно данной;
определение экскурсовода на время проведения экскурсии. Идеальным случаем нужно считать случай, когда экскурсию ведет сам учитель. Но на промышленных объектах эрудиции учителя может быть недостаточно. Поэтому, как правило, в таких случаях экскурсию проводит работник предприятия, с которым предварительно проведенная согласительная беседа относительно цели экскурсии и уровня подготовленности учеников;
определение и изучение маршрута, которым будет осуществляться перемещение учеников с школы до объекта экскурсии;
проведение беседы с учениками, во время которой ученикам сообщается тема и цель экскурсии, повторяется нужный теоретический материал. Ученики получают вопросы, на которые нужно найти ответ во время экскурсии.
4. В определенное время ученики собираются в школе и под руководством учителя отправляются к объекту экскурсии. Желательно, чтобы учителю помогал кто-то из старших учеников, или другой учитель. Учитывая это особенный интерес в организационном плане представляют комплексные экскурсии, когда учеников ведут несколько учителей.
Во время экскурсии ученики:
наблюдают объекты и слушают объяснение экскурсовода;
ведут записи по ходу рассказа и наблюдения;
ведут сбор иллюстративных материалов для оформления отчетности.
5. После экскурсии обязательно проводится обобщающее итоговое занятие. Ученики делятся впечатлениями, дают ответы на вопросы, которые учитель поставил перед экскурсией. Оформляется письменный отчет об экскурсии.
Изготавливаются стенды-выводы с материалами, полученными во время экскурсии.
Учитель обязательно обобщает результаты экскурсии, объясняет материал, который ученики плохо поняли.
Ознакомление с предприятием. Изучение структуры управления предприятием. Изучение правил техники безопасности на рабочем месте.
Ознакомление с особенностями автоматизированного учёта и оформления документооборота в логистических операциях. Выполнение логистических операций во внутрихозяйственных процессах предприятия. Определение потребностей логистической системы и ее отдельных элементов.
Планирование внутрипроизводственных потоковых процессов
Планирование моделей управления запасов.
Планирование распределения продукции.
Организация управления закупок
Использование прикладных компьютерных программ. Проектирование логистической системы управления запасами и распределительных каналов в подразделении.