Доклад
на тему:
«Эффективные методы работы с одаренными детьми»
Подготовила: учитель физики
МБОУ «СОШ №2 ст. Архонская»
Белееенко Г.А.
2022 год
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшейся из земли и требующий к себе особого внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес.
Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Поэтому возникает острая необходимость научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Работа с одарёнными учащимися в нашей школе осуществляется согласно программе, которая предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися. Поэтому так важно определить основные цели и задачи своей работы в этом направлении.
Цели работы: – создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей, для их самоопределения, самореализации;
- развитие их творческих способностей;
- ориентация учащихся на познание как ценность.
Задачи: - реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
-организация разнообразной внеурочной деятельности;
- пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.
При работе с одаренными детьми учитываю следующие принципы:
- с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, провожу специальную работу;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип развивающего обучения, принцип добровольности.
Работа по развитию одаренности детей ведется не только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей, но и над развитием всех личностных качеств в целом; у всех детей, независимо от уровня одаренности и уровня интеллектуальных возможностей развиваю их креативные качества.
Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми: - формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
- утверждение здорового образа жизни школьника;
- развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера: проблемно-поисковый, исследовательский и проектный (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).
Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Основной формой организации учебного процесса в школах района остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Уважая личность ребенка, я, как учитель-предметник, на уроках, индивидуально-групповых и кружковых занятиях стараюсь развивать творческие и познавательные способности учащихся, мышление детей, побуждаю к самостоятельной работе, используя такие формы работы как: групповые занятия, проведение внеклассных мероприятий по предметам, проведение школьных предметных олимпиад, конкурсы, защита мини – проектов, работа индивидуально с каждым учащимся по его интересам. На дом даются задания творческого характера, которые требуют нестандартного подхода к его выполнению.
Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы. Предметные недели, являющиеся важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей. На протяжении многих лет мною ежегодно проводятся предметные недели по физике. При подготовке к предметным неделям становится видна заинтересованность учащихся, их стремление узнать что-то новое по предмету, они предлагают свою помощь при подготовке мероприятий.
Работа педагога с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей.
В 2021 - 2022 учебном году, работая над решением задачи развития творческих и познавательных интересов учащихся, развития у учащихся интереса к проектной и исследовательской деятельности, я, как учитель физики веду целенаправленную работу с одарёнными и способными учащимися. При этом, я решаю одну из главных проблем - создание благоприятных условий для развития навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей.
Для этого, совместно с учителями, родителями планирую осуществлять проектирование учебной деятельности каждого способного, одарённого ученика;
обеспечивать самоанализ успешности школьника и дальнейшее личностное развитие;
дать шанс каждому ученику занять более высокую рейтинговую позицию;
продолжить работу по подготовке учащихся к участию в школьных и районных олимпиадах.
Список литературы.
Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3.
Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое агентство, 2007.
Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко - М; 2007 г.
Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1.