Роль деятельности классного руководителя
в повышении уровня развития классного коллектива.
Серьезные изменения происходят во всех сферах жизни, меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается и как бы не сложна была его работа – она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:
организует разнообразную деятельность в классе;
заботится о развитии и здоровье ребенка;
помогает учащимся в решении различных проблем.
Считаю своей важнейшей задачей и проблемой научить ученика «думать хорошо», поступать хорошо.
Взрослый обязательно должен руководить детским коллективом, чтобы у подростков была возможность усвоить истинные человеческие ценности.
Целью воспитательной системы в своем классе считаю формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка, формирование и развитие ключевых компетенций, а именно их воспитательных характеристик: умение сотрудничать, участвовать в работе команды, самостоятельно искать, создавать, анализировать и отбирать информацию, уметь обмениваться ею, преобразовывать и сохранять.
Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:
изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
воспитать в детях уважение к себе и другим;
сплотить детей и сформировать коллектив, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
воспитать бережное отношение к природе;
создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника.
Приоритетным видом деятельности является коллективная творческая деятельность. Надежным результатом творческих дел является позитивная активность школьников ( не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали).
Главное не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. В данном случае использую принцип свободы выбора: планируя внеклассное мероприятие, предоставляю возможность выбрать задание или дело с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств или пытаюсь убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
«Нравственность» – освоение моральных ценностей. Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигших высоких результатов собственным трудом, стремления быть образованным и культурным человеком. Воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам; воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям. Неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ.
«Здоровый образ жизни» – создание условий для полноценного физического развития школьников на уроках и внеурочной деятельности. Воспитание уважения к людям, ведущим ЗОЖ, приобщение детей к ЗОЖ; воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом. Работа состоит в том, чтобы побудить учащихся к формированию потребности в ЗОЖ.
Уделяю большое внимание работе с родителями, с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся и родителей, обогащая семейные жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Каждый раз, идя в новый класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить и быть любимым.
«Работа с родителями» – способствует возрождению семейного воспитания. Привлечение родителей к воспитанию и образованию детей в школе позволяет расширить круг общения детей с миром взрослых, увидеть, что педагог не единственный взрослый, способный готовить детей к самостоятельной жизни. Поэтому я направляю свои усилия на сплочение и этого коллектива и его планомерное функционирование. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений. Откровенность родителей о проблемах взаимоотношений в семье радует, и, настораживает (смогу ли я помочь своим советом).
Мы с родителями – партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества, поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Вместе с ними мы управляем жизнедеятельностью класса, обсуждаем, предлагаем. Неформальные свободные беседы, не менее ценны и полезны. Родители оказывают помощь в благоустройстве класса, принимают участие во многих мероприятиях вместе с детьми.
Использование ИКТ в деятельности классного руководителя дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов мероприятия, что способствует развитию интереса школьников к жизни класса, школы. Традиционные мероприятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания. Как говорится в английской пословице «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
И во всей работе – стимулирование деятельности: поощрение, которое закрепляет положительные навыки и привычки. Оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. У ребят развиваются лидерские навыки, умения самостоятельно принимать решения, проявляя свои личностные способности.
Для образовательных учреждений в последние годы все актуальнее становится проблема качества обучения. Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками.
Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя так же? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Попытаюсь выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, над которыми обязан работать классный руководитель:
Работа с родителями. От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка.
«Я слушаю, меня слушают…» Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, ребенок не боится быть услышанным, а значит быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.
«Наша сила – в единстве». Ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.
«Не ошибается тот, кто ничего не делает». Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.
«Как потопали, так и полопали». Необходимо учитывать вложенные ребенком усилия; не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.
«Хочу, а значит – могу». Работа над мотивацией учебной деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как я могу применить свои знания.
«Что делать, если я не хочу». Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности.
«Радость новых открытий». Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке; разные формы работы способствуют развитию познавательной активности. Ребенок, постоянно вовлеченный в процесс познания, не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.
«Меня видят таким, какой я есть». Если ребенок чувствует, что он принят «обществом» таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого «общества». А значит, чувствует себя частью этого «общества», не ощущая при этом чувства одиночества.
«Я стремлюсь стать лучше». Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.
«Жизнь после школы». Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?
«Что есть, чтобы отдать?» Если ребенок видит перед собой творческую личность педагога с «горящими» глазами, способную не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, это дает ему возможность не думать ежеминутно о своей безопасности и своем комфорте, а позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать все, что он может, а часто гораздо больше.
А как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим «серьезных разговоров» с учениками и их родителями?
Классный руководитель не может быть «репетитором» по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.
Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:
дети не чувствуют свою значимость;
с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;
детей не устраивает отношения с учителем и/или с одноклассниками.
Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят.
Нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе.
Можно использовать простую методику:
в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за «отчетный» год ставить оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5 класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Таблички раздать ребятам на итоговом классном часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и думаю должна быть достаточно эффективной.
Я считаю, что наибольшего внимания заслуживают не «стабильные» ученики, а стремящиеся «к взятию вершин, упорные и «взлетевшие»
Я с большинством учащихся данного классного коллектива можно сказать работаю уже шестой год. Знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы оставили след в душах, заставили задумываться над разнообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни. На своем опыте я убедилась, что чувство «мы – единое целое», «мы – коллектив» возникает только в тех делах, которые мы организовываем все вместе. Распределяя ответственных за то или иное дело учитываю их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно знать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и при необходимости помогаю им.
Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: «я и так все знаю». В своей работе использую как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные беседы, консультации, анкетирования, диалог, сотрудничество, толерантность.
Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь чтобы расположить ребенка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Все это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
Родители – частые гости и помощники в моем классе. Я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям.
Классный час является прямой формой моего общения с учениками, который может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа, диспута, экскурсии, беседы и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда приходится проводить и экстренные собрания по каким-либо причинам.
Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организована, способствует формированию у учащихся нравственных качеств, стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т. д.
Внеклассная работа должна использоваться для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса.
Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности происходит через участие в спортивных мероприятиях, в общешкольных Днях здоровья.
Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
«Похвалите меня, похвалите!»
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
«Похвалите меня, похвалите!»
Я и раньше знала, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.
Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды происходят именно от того, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я всегда стремилась и стремлюсь стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Совет, доброе слово или невербальные формы поддержки играют в нашей жизни огромную роль. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.
Перед началом занятий ребята часто заглядывают в мой кабинет. Кто просто поздороваться, кто – положить спортивную форму, кто посоветоваться… Это мой успех. Они чувствуют свою значимость. Я всегда в курсе всего: хорошего и плохого. Значит они хотят со мной делиться. Классный руководитель должен все видеть, все слышать и кое-что не замечать. Они же учатся доверять, нести ответственность за происходящее в классе с ними и товарищами – это их успех.
Вечером СМС и звонки от родителей с предупреждением о возможном пропуске уроков. Это тоже правило: классный руководитель всегда должен знать о месте нахождения детей. Утром же я буду знать, кого не будет и почему. Вот из таких успехов складывается день классного руководителя.
Классным по – разному можно быть,
И не испытывать радости.
С горечью к детям своим заходить,
И выполнять обязанности.
А можно и так: утром встать
И, помышляя о чуде,
в школу лететь, к классу бежать
К таким еще не совсем взрослым людям!
И на последок приведу анализ суждений подростков в ходе эмпирического исследования, который выявляет некоторые тенденции.
Классный руководитель для всех подростков является значимым лицом, основная роль которого – создавать условия психологической безопасности в классе. Наиболее убедительно это прозвучало в ответе пятиклассника: «Классный руководитель нужен, чтобы не было никакой беды». В 9 классе основной признается позиция руководителя – организатора: «Если за нами никто не будет следить, то мы скатимся с горы и будем в самом низу»; «Без классного руководителя класс потеряет управление»; «Коллективу необходим умный и опытный руководитель»; «Смотрит за отношением в классе и может помочь по школьным вопросам»; «Без классного руководителя класс бы не сохранился». В некоторых классах отмечается важность классного руководителя как помощника в учебных делах, как эксперта.
Из советов школьников: «Он должен дружить, а не руководить»; «Он должен стать нам верным другом» и т. п.
Для большинства подростков значимость личности классного руководителя определяется его способностью вносить ценностный вклад относительно группы как целого, создавать «развивающий» климат в классе, строить «помогающие» отношения, заботиться об успехах и самореализации школьников. Компетентность классного руководителя как опыт, позволяющий принимать эффективные решения в конкретной ситуации, принимается подростками как важнейшая ценность и характеристика его поведения.
Актуальными средствами решения классным руководителем профессиональных проблем подростки считают «знание своего предмета, юмор и внешний вид (современный стиль одежды).
Педагогический такт, тактичность педагога обеспечивает баланс социализации и индивидуализации в образовательном процессе.
Пожелания: « поменьше орать», «не высмеивать учеников», « справедливо относиться к ученикам», «не критиковать учеников при множестве учеников», «ПОНИМАТЬ УЧЕНИКОВ И ПРИНИМАТЬ ИХ, КАК ОНИ ЕСТЬ».
Ребенок – росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут».
Януш Корчак