СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на ШМО на тему "«Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка».

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Выступление на ШМО учителей иностранных языков

«Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка».

Просмотр содержимого документа
«Доклад на ШМО на тему "«Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка».»

МКОУ Куликовская ООШ















Выступление на ШМО учителей иностранных языков

«Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка».



Выполнила учитель немецкого языка

Неплюева Л.В.





















2011 год

Сегодня в центре внимания современной школы - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, какобучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, способствуют повышению качества образовательного процесса.

  1. Технология обучения в сотрудничестве.

Главная идея  обучения  в  сотрудничестве  -  учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее,  но и значительно эффективнее.  Причем важно,  что эта  эффективность  касается  не  только академических успехов учеников, их интеллектуального развития,  но и  нравственного. Дети учатся помогать другу,  вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха или горечь неудачи.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1. Формируются группы учащихся . При этом в каждой группе должны быть сильные, средние и слабые ученики. 
2. группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы; 
3. оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). 
4. учитель выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит,  цель достигнута и группа справилась с заданием, т.к. цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

Используя технологию сотрудничества, можно выполнять задания грамматического характера, задания на проверку домашнего задания, работу над текстом для чтения, совместную работу по  проекту, по отработке орфографических навыков, работу над лексикой.

В своей практике я чаще всего использую данную технологию в работе над чтением текста. Когда просто читать и переводить большой текст, отвечать на вопросы к нему, находить необходимую информацию будет для учащихся скучно и неинтересно. Не все учащиеся будут с удовольствием участвовать в данной работе. Технология сотрудничества помогает решить эти проблемы. Предлагаю учащимся работать в группах над одним и тем же текстом. У каждого учащегося в группе – свое задание, после выполнения которого он делится информацией с другими уч-ся группы. Учащиеся также могут работать над разными частями одного текста. Выполнив задание, группа делится информацией с другими группами.

После этого предлагаю уч-ся контрольное задание по всему тесту.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел приобретать знания.  Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку  в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Основной принцип данной технологии: берем ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.



  1. Проектная методика.



Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Например: Моя семья, Моё любимое время года, Моё любимое блюдо, Праздники Германии, Экологические проблемы, Моя родная станица, Путешествие по странам изучаемого языка, Школа моей мечты и многие другие. Предлагаю учащимся среднесрочные или краткосрочные – мини – проекты, которые выполняются в рамках урока. Результаты проектной работы учащихся оформляются в виде презентаций или плакатов. Примеры проектов (Моё любимое животное – 5 класс; Расписание моей мечты.- 6 класс, Мой любимый праздник – 4кл, 7 кл., 10 кл., Мои отношения в семье -9 кл., Моя комната -2 кл, Летние каникулы -8 кл, 10 кл., Немецкие классики 10 кл. и многие другие.).



III. Информационно-коммуникационные технологии.



Применение новых информационных технологий - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности учащихся.

Использование новых информационных технологий в преподавании немецкого языка помогает нам подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным.

Применение ИКТ: 
1. расширяет рамки образовательного процесса; 
2. способствует его практической направленности; 
3. повышает мотивацию учащихся в обучении: 
4. создаёт условия для успешной самореализации личности;

5. развивает и углубляет межпредметные связи;

6. развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность;

7. повышает качество знаний по предмету;

В своей практической деятельности активно применяю ИКТ на различных этапах урока в зависимости от поставленных целей и задач,  т.е на этапах ознакомления, закрепления, повторения нового лексического или грамматического материала, работы над аудированием, чтением, письмом и говорением, а также на этапе контроля знаний учащихся по теме.

1) При подготовке к урокам я использую материалы сети Интернет.Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой информации: страноведческий, аутентичный, наглядный материалы, аудиоматериалы, справочники, словари и т. д. Учащиеся также выполняют задания, находя информацию в Интернете. Например по теме «Образование в Германии» учащиеся находят подтверждающую информацию в Интернете о школах в Германии, Путешествие по Австрии, учащиеся с удовольствием представили информацию о столице Австрии Вене и Венских кафе.

2) Практически на каждом уроке я использую презентации. Презентация включают наглядный материал, тексты, таблицы, иногда и музыкальное сопровождение. 
Мультимедийные презентации помогают: 
1. в активизации внимания всего класса; 
2. в экономии учебного времени; 
3. в наглядном представлении нового лексического, грамматического материала;

4. при обучении всем видам речевой деятельности;

С помощью мультимедийных элементов урок визуализируется, становится увлекательным и насыщенным, тем самым, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

3) На уроках мною применяются обучающие компьютерные программы.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:  изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; отработку грамматических явлений.

Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у обучающихся. На уроках я использую следующие обучающие программы:

Обучающая компьютерная программа «Тalk to me».Она полезна на всех этапах обучения немецкому языку. В программу включены интерактивные диалоги, упражнения для развития всех видов речевых навыков, обучаясь по данной программе можно поставить правильное произношение и обучить беглому чтению.

Обучающая компьютерная программа «Учите немецкий». Данная программа помогает усовершенствовать навыки разговорной речи и понимание на слух, также отработать произношение и расширить словарный запас. В программу включены игровые задания. При выполнении заданий программа оценивает результаты каждого ученика и предоставляет отчет. Материал с этой программы легко интегрируется в учебный процесс. Весь этот полезный учебный материал ярко и красочно представлен.

Обучающий аудиокурс «Немецкий разговорный язык» учит также воспринимать немецкий язык на слух, правильно говорить и грамотно вести диалог. Данный курс использую для старшеклассников, для расширения лексического материала по темам как транспорт, пограничный и таможенный контроль, бытовые услуги, покупки, представлена в курсе повседневная бытовая лексика.

Для начального звена использую дополнительно обучающие программы

«Немецкий 1 шаг, немецкий 2 шаг. Несерьезные уроки». Учащийся в игровой форме запоминает первые слова на немецком языке, получает базовые знания, необходимые для дальнейшего совершенствования языковых навыков.

Применение информационных технологий способствует совершенствованию и повышению качества учебного процесса, обогащению арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для школьников.

Метод изучения немецкого языка с применением на уроках интерактивной доски позволяет мне сделать урок более ярким, наглядным, делают уроки более динамичными. На данный период в кабинете есть мультимедийная панель, работать с такой панелью увлекательно, для детей достаточно легко.

Ученики с внутренней мотивацией стремятся выступить у электронной доски, для демонстрации перед лицом товарищей своих личных достижений. Ученики с внешней мотивацией отдаются всеобщему восхищению новой технологией, и удовольствие от работы с электронной доской вызывает стремление к активному участию в учебе. Возможности мультимедийной панели огромные. Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений, выделять главные мысли.

Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

IV Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является также ролевая игра. В игре возникает необходимость что-то сказать. Она диктуется внутренним желанием ребенка принять участие в общении, в игровом действии. В играх часто использую различные предметы. Это игрушки, карточки, рисунки, таблицы, плакаты, модели, карты, диалоги, пословицы, поговорки, загадки, кроссворды. Школьников можно вовлекать в подготовку этих дидактических материалов. Это воспитывает интерес к предмету. Игра воспитывает чувство дружбы, взаимовыручки, чувство долга, поддержки. В случае необходимости играющий должен уступить, помочь другу. Играя в составе команды, каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

При изучении темы « Мой распорядок дня» в 6 классе можно провести игру «Wir haben Besuch», которая направлена на развитие понимания друг друга и закрепление разговорных выражений, клише. Проводится она после того, как ученики научатся рассказывать о своем рабочем дне. Учитель предлагает одному из учеников пофантазировать, а остальным – послушать, отреагировать, поверить, а может, и нет, используя запас разговорных оборотов. Например, один из учеников начинает свой рассказ:

У1: Ich erzahle uber meinen Tagesablauf. Ich stehe um 4 Uhr auf.

У2: Wirklich? Das kann nicht sein.

У1: Nun gut. Ich lufte das Zimmer und mache Morgengymnastik.

У2: Klasse! So eine Uberraschung!

У1: Ich wasche mich, putze mir die Zahne und kamme mich.

У2: Naturlich mache ich das auch! Was machst du danach?

У1: Um 8 Uhr fruhstucke ich. Ich esse nur eine Zitrone.

У2: Kaum zu glauben. Sie ist doch so sauer!

У1: Dann gehe ich in die Schule und komme immer rechtzeitig!

У2: Was du nicht sagst!

Приемы развития критического мышления

Кластеры

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.