Норбоева Т.В.
учитель начальных классов МАОУ
«СОШ № 57 г. Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»
Организация исследовательской деятельности
младших школьников
Существенные изменения в системе образования последних лет повлекли за собой изменения ее ценностных приоритетов и целевых установок. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции, которые являются условием для образования на протяжении всей его жизни. В связи с этим возникает необходимость организации для учащихся начальной школы такой образовательной деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества. Ведущую роль в такой деятельности должны играть творческие методы обучения, среди которых особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Детей не нужно учить любопытству, для них это естественно. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями, но у любого ребёнка есть собственный интеллектуальный потенциал, собственное отношение к исследовательскому типу поведения. Поэтому необходимо развивать имеющийся потенциал, а исследовательская деятельность ребенка является эффективным средством ее реализации.
Важнейшая роль в развитии исследовательских навыков принадлежит учителю. Полагаем, что использование учителем исследовательских методов обучения является одним из условий для развития этих умений. Целью исследовательской деятельности на учебных занятиях является уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей. Исследование тем и интересно, что оно не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Результат исследования может быть непредсказуем, результат лишь можно предполагать.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно на уроке через использование таких форм учебной деятельности как защита проектов и рефератов, организация научно-образовательной и поисково-творческой деятельности. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие все учащиеся независимо от их интеллектуальных возможностей. Естественно, что уровень сложности исследовательской деятельности различных групп будут отличаться друг от друга.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия; умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.
В нашей школе развитие исследовательских навыков младших школьников осуществляется и во внеурочное время, в деятельности научно-исследовательского общества «Клуб юных ученых», который функционирует с 2007 года.
Цель научно-исследовательского общества младших школьников состоит в следующем: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи Клуба:
Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.
Формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме.
Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
Мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
Стимулировать интерес к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомить с научной картиной мира.
Специфика исследовательской деятельности в начальной школе заключается как в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя, так и, что не менее важно, готовности родителей к сотрудничеству. Поэтому на подготовительном этапе было проведено анкетирование родителей, с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей, и готовности родителей к сотрудничеству. Оказалось, что 68% родителей видят необходимость в развитии исследовательских навыков своих детей, 19% относятся к этому индифферентно («мне всё равно, лишь бы не были перегружены дети»), 13% - отказались ответа на поставленный вопрос. Абсолютное большинство родителей понимают значимость формирования исследовательских навыков их детей, что является важным фактором, определяющим эффективность и результативность деятельности научно-исследовательского общества младших школьников.
Далее было проведено тестирование детей по выявлению их склонностей и интересов. Так в процессе подготовительного этапа постепенно формировался состав научно-исследовательского общества «Клуб юных ученых».
Учащиеся нашей школы на протяжении нескольких лет принимают участие в научно-практических конференциях города и республики, и довольно успешно. Но, тем не менее, остается главная проблема, которая проявляется в работах многих детей – это непонимание разницы между исследовательской работой и рефератной. Безусловно, исследование предполагает изучение каких-либо научных работ и грамотное изложение их содержания. Но ребенок должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники, так как исследование – это процесс выработки новых знаний. Поэтому первый этап обучения научно-исследовательской деятельности учащихся считаем необходимым начинать с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.
Кратко я остановлюсь на некоторых из них:
развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон);
развитие умений выдвигать гипотезы, делать предположения (построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления ребенка);
развитие умений задавать вопросы (в процессе исследования вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы, вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду);
навыки проведения наблюдения и организации эксперимента;
делать выводы и умозаключения;
работать с текстом и уметь её интерпретировать;
доказывать и защищать свои идеи.
При организации такой работы необходимо не забывать и учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются либо из содержания учебных предметов или близких к ним, либо из увлечений, хобби детей, т.е. проблема исследования должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего его развития.
Проблема исследования, безусловно, должна быть интересна ребенку, но также, что не менее важно, исследование должно быть интересно другим детям и отражать её практическую значимость. Преимущества исследовательской деятельности можно проследить на примере исследовательской работы ученицы 3 класса «Coca-Cola: миф и реальность».
Ученица поставила перед собой цель: выяснить действительно ли этот напиток вреден для здоровья? Какие из известных фактов о Coca-Cola миф, а какие реальность?
В процессе работы юный исследователь, проанализировав различные источники и проведя практические опыты, пришла к выводу, что пользы для человека от употребления вообще газированных напитков нет, а вред может нанести существенный. Это значимый результат для младшего школьника.
Кроме того, ученица также опытным путем установила, какие напитки полезны для человека, и детей в особенности, и тем самым показала не только их привлекательность по вкусовым качествам, но и доказала их безвредность и пользу для растущего организма. Результаты работы она оформила в виде мультимедийной презентации и показала химический опыт. Данная работа оказалась интересна не только самой ученице, но и всем участникам конференции. Многие дети отказались после такого доказательства от употребления газированных напитков.
Исследование позволяет развивать творческое развитие школьника, способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, явлениях природы, которые являются основой для последующего их познания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
Кроме того, занятие детей исследовательской деятельностью способствует их личностному развитию, дети лучше начинают усваивать некоторые нравственные нормы, формируются такие «нравственные привычки» - трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость.
Таким образом, учебная и внеурочная деятельность способствуют не только развитию исследовательских навыков младших школьников, но и их успешному личностному развитию.
Список литературы
Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/Н.Г. Алексеева, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2002. №1. – С. 24-33.
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2006.- 208 с.
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.-сост. В. Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 142 с.